Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru

 
СМИ О ВЫБОРАХ И ПОЛИТИКЕ

Март

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

 26

27

28

29 

30

31      

 

 

 

 

 

 

 



СМИ ЗА 16.3.2004

АНАЛИТИКА | ПАРТИИ | РЕГИОНЫ | ИНТЕРВЬЮ

А Н А Л И Т И К А



«ИМИТАЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»
Газета "Новые Известия", Александр Колесниченко 

Сегодня Госдума примет в третьем, окончательном чтении закон «Об Общественной палате». Формально палата задумана с благой целью «создания механизма общественного контроля за деятельностью органов власти». Но многие правозащитники уже отказались в ней участвовать, назвав новую структуру «муляжом». Да и сами депутаты признают, что заключения палаты не сыграют при принятии законопроектов никакой роли. А большинство граждан, по данным социологов, и вовсе не понимают, чем будет заниматься новый орган.
Закон «Об Общественной палате» президент Путин внес в Госдуму 10 декабря минувшего года. 22 декабря Госдума приняла его в первом чтении, 18 февраля – во втором. Целью Общественной палаты заявлено «вовлечение российской общественности в реализацию государственной политики» и «создание механизмов общественного контроля за деятельностью государственной власти». По замыслу авторов закона палата будет проводить экспертизу законопроектов и нормативных актов, ее члены смогут участвовать в работе коллегиальных органов исполнительной власти, направлять запросы и ежегодно представлять доклад о состоянии российского гражданского общества.
Состоять Общественная палата будет из 126 человек, 42 из которых туда приглашает президент, потом они отбирают еще 42 представителя общероссийских общественных организаций, а потом эти 84 члена Общественной палаты отбирают представителей региональных правозащитных организаций, по 6 от каждого федерального округа. Зарплата членам Общественной палаты не полагается, государство будет компенсировать только расходы на дорогу и проживание в гостинице для иногородних членов палаты. В формировании Общественной палаты смогут принять участие представители только тех организаций, которые существуют не меньше года. Членами Общественной палаты не смогут быть госслужащие и депутаты всех уровней. Срок ее работы определен в 2 года, формирование первой Общественной палаты начнется с 1 июля, а первое заседание пройдет в начале января 2006 года. 
Депутаты рассмотрели более 300 поправок к закону. Среди прочего предлагалось разрешить политическим партиям участвовать в работе Общественной палаты, включить в число функций палаты расследование действий или бездействия властей, ограничить пребывание в Общественной палате двумя сроками и запретить принимать в нее ранее судимых. Однако в окончательный текст закона попали только поправки технического характера. Например, уточнение, что Общественная палата проводит экспертизу не нормативных актов вообще, а нормативных актов органов государственной власти и органов местного самоуправления. 
Экспертные заключения Общественной палаты по законопроектам имеют исключительно рекомендательный характер, то есть ничто не помешает депутатам принять закон, даже если Общественная палата выступит против. Более того, заключение Общественной палаты может и вовсе не дойти до депутатов, если они проголосуют за закон раньше, чем придет заключение, ждать которого они не обязаны. Как заявил на заседании Комитета Госдумы по делам общественных и религиозных организаций председатель этого комитета Сергей Попов («Единая Россия»), «успеет Общественная палата подготовить заключение – хорошо, не успеет – это уже не проблема Государственной думы». Тем более что по скорости принятия законов нынешняя Госдума не знает равных. Так, федеральный конституционный закон «О референдуме» прошел через Госдуму за три недели, начиная от внесения и кончая голосованием в третьем чтении. А поправки о внеплановом повышении пенсий прошли за один день три чтения в Госдуме и уже вечером были одобрены Советом Федерации. 
Лишь немногие правозащитники, как, например, директор Института прав человека Валентин Гефтер, расценили работу в Общественной палате как возможность участвовать в законотворческом процессе. Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева назвала Общественную палату «муляжом гражданского общества, таким же, каким сделали Совет Федерации, убрав из него реально действующих людей, Госдуму, депутатов которой выбирали усилием административного ресурса». Исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев убежден, что целью создания Общественной палаты является «не поощрение развития независимого гражданского общества, а его разложение и подчинение». 
Не испытывают оптимизма по поводу создания Общественной палаты и простые граждане. По данным Фонда «Общественное мнение», лишь 28% россиян что-то знают или слышали об Общественной палате. И лишь 12% имеют представление о том, чем Общественная палата будет заниматься.
По мнению политолога Бориса Кагарлицкого, новую инициативу президента ожидает судьба общественных организаций в советское время. «Пока декорации будут нужны, они будут существовать. Но это не значит, что они будут работать», – сообщил он «НИ». Для власти Общественная палата будет служить имитацией гражданского общества. А настоящее гражданское общество, по его словам, «будет жить своей жизнью, и замена его Общественной палатой совершенно не адекватна».





ГАРРИ КАСПАРОВ: ПРЕДСТОИТ БОЛЬШАЯ ИГРА ("THE WALL STREET JOURNAL", США) 
Газета "Московский Комсомолец", Гарри Каспаров 

Какую конкретно роль я буду играть в российской политике, пока еще неясно. Уже сейчас меня волнует предстоящее мне новое стратегическое сражение на более крупной доске, но в то же время я осознаю, что это будет не игра, а настоящее сражение за будущее моей страны. Я готовлюсь вступить в сражение всей моей жизни, и, смотря на своего восьмилетнего сына, понимаю, что выше тех ставок, что будут в этой игре, невозможно и представить. 
Я ухожу из шахмат не затем, чтобы баллотироваться на президентский пост или добиваться для себя каких-нибудь других высоких должностей, хотя сейчас я не готов ничего исключать. Я ухожу затем, чтобы встать в активную оппозицию нашему авторитарному режиму и помочь стране измениться к лучшему. В России еще миллионы таких же людей, как я, и они так же хотят, чтобы пресса была свободной, чтобы людьми правили по закону, и чтобы на выборах шла справедливая борьба. Борьба за этих людей и за то, чтобы все это стало реальностью, и станет моей новой работой. 





КАСПАРОВА 'ВЫТОЛКАЛИ' ИЗ ШАХМАТ? 
Газета "Русский Курьер", Георгий Пестряков

Самым громким шахматным событием последнего времени, как известно, был завершившийся победой Гарри Каспарова супертурнир в Линнаресе и громкое заявление 13-го чемпиона мира о завершении им спортивной карьеры с полной отдачей политической. 
– Для многих решение Каспарова стало неожиданностью. Некоторое время назад он сказал мне: «Те, кто считает меня препятствием для объединения шахмат, могут успокоится». Решение, по-видимому, у Каспарова созрело достаточно давно, - говорит заслуженный тренер России, главный редактор «64 – Шахматное обозрение» Александр Рошаль. 
Дело в том, что Гарри уже отходил от шахмат, но по согласованию сам с собой и ФИДЕ, решил: ладно, попробую вернуть звание чемпиона мира и хватит. Но ему это не дают сделать. Не то чтобы специально: так складываются обстоятельства. Например, Крамник не хочет играть с Каспаровым матч за звание чемпиона мира и участвовать в соревнованиях, которые будут вести Каспарова к этому званию – тоже. Гарри окончательно понял: прямой дороги к чемпионскому титулу нет, а есть одни обходы, на которые у него нет ни времени, ни желания, ни сил. Не забывайте: ему вскоре исполнится 42 года. Он выиграл порядка 40 супертурниров. Ну станет победителем еще в одном. Большего, чего Гарри уже добился, сделать трудно. И не только ему. Не уверен, что в обозримом будущем появится кто-то другой, способный на это. 
И он, видимо, подумал: продолжать играть с тем, кого обыгрывал и в Линаресе, и – до этого – в Суперфинале чемпионата страны? Конечно, он хотел поставить эффектную точку, но немного смазал: в последней партии турнира в Линаресе, проиграв абсолютно ничейную позицию, посадил «кляксу». Каспаров допустил ошибку, которую мастер делать не должен. 
Видимо, и это повлияло на тональность его заявления, некоторую резкость и категоричность. Но уход из профессиональных шахмат означает только отказ от участия в супертурнирах и борьбы за звание чемпиона мира, но не от шахматной деятельности как таковой. Участвовать в противоборстве с компьютерами, в сеансах одновременной игры, выступать с лекциями. К слову, говорят: Каспаров потеряет материально. Первый приз турнира в Линаресе – 100 тысяч евро. Насколько мне известно, Гарри компенсирует эту сумму за 3 – 4 сеанса одновременной игры. Если проводить параллель с цирком, куда иногда приходят в прошлом профессиональные спортсмены, можно сказать, что Каспаров перешел в «шахматный цирк»: сеансы одновременной игры, «быстрые» шахматы и «вслепую». 
Есть, правда, одна тонкость, которую и выразить трудно. Уход из так называемых больших шахмат неприятен, но неизбежен, тем более для Каспарова, который может быть только первым или никаким. Он не способен позволить себе играть плохо. Во-вторых, он уходит в политику. Это, конечно, дело Каспарова, каким ему быть политиком: «перестройщиком», как в пошлом, или оппозиционером, как сейчас. Но как бы этот шаг не сказался на имидже нашего вида спорта в глазах тех, от кого мы, шахматисты, зависим. 
Правда, сам Гарри не обязан думать об этом. К слову, как-то спросил его: «Гарри, как такой взрывной характер и горячность укладываются в рассчетливую игру за доской?». Он ответил: «Я все держу под контролем». Я понял: его горячность все-таки не переходит грань разумного. Если Каспарову удасться это и в дальнейшем, пожелаю ему доброго пути. Но мне кажется, главная форма сосуществования в политике – лавирование. А это Гарри не свойственно. 



П А Р Т И И



"ЕДИНОРОССЫ" ПОВЫШАЮТ РОЖДАЕМОСТЬ 
Газета "Известия", Екатерина Головина 

В понедельник "Единая Россия" продолжила свою "наступательную социальную политику", предложив повысить пособия женщинам "по очередности рождения": единовременное пособие на первого младенца - до 7 тысяч рублей, на второго и третьего - до 10 тысяч, на четвертого и последующих - еще до 7 тысяч. В очередной раз партия вызвала "на ковер" министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова.
"Генофонд нации вымирает, и, чтобы приостановить этот процесс, необходимо поддержать женщин репродуктивного возраста" - так начал свою беседу с журналистами секретарь Генсовета партии Валерий Богомолов. В комплекс мер по поддержке "единороссы" включили повышение единовременных пособий при рождении ребенка более чем в 2 раза (с 4 тыс. до 7-10 тыс. рублей), индексацию ежемесячных пособий по уходу за малышом с 1 января 2006 года с 500 до 800 рублей. Предлагается внести изменения и в пенсионное законодательство, с тем чтобы вдвое увеличить - с 3 до 6 лет - нестраховой период по уходу за ребенком. 
Коллега Богомолова, председатель думского комитета по делам женщин Екатерина Лахова была не так пессимистично настроена и сообщила, что "в последнее время рождаемость несколько повысилась". Однако отметила, что среди 41 млн российских семей 48% вообще не имеют детей, потому что "откладывают роды из-за отсутствия средств". В принципе, считает депутат, "повышение пособия само по себе не увеличит рождаемость", ведь минимальный размер потребительской корзины на новорожденного равен 18 тыс. рублей в месяц. По словам Лаховой, повышение пособий направлено "на простое воспроизводство". В кулуарах Лахова заметила, что для многих регионов "и три тысячи уже хорошо". 
Обсуждение социальных новаций никак не могло обойтись без упоминания главы Минздравсоцразвития Михаила Зурабова. Говоря о партийной оценке деятельности министра, Богомолов вспомнил недавнее заседание Генсовета "ЕР", куда Зурабов был вызван "на ковер" и "привел весь цвет своего министерства, чтобы отстаивать свои позиции". "Он будет к нам ходить до тех пор, пока не будет исправлена ситуация (с обеспечением льготников лекарствами. - "Известия"), - сказал Богомолов, - а если она не будет исправлена, тогда он, может, не будет ходить и в Белый дом". 
Представитель Минсоцздрава так прокомментировал высказывание Валерия Богомолова: "Министерство приветствует любые инициативы по усилению контроля за ситуацией с обеспечением лекарствами, в том числе исходящие от общественных объединений и политических партий. В целом же задача обеспечения льготников лекарствами решена. По ситуации на 14 марта в стране выписано 17 млн 76 тыс. 325 рецептов, из которых поставлено на отсроченную реализацию 4,78%. Главная проблема - это регионы. В одних обеспечение 100-процентное, в других доля отсроченных рецептов достигает, как, например, в Петербурге, 21,36%. Поэтому мы считаем, что общественным и партийным организациям полезно сосредоточить свое внимание на работе региональных властей".





"ЕДИНАЯ РОССИЯ" СВЕЛА СЧЕТЫ В ПАЛАТЕ
"Газета", Арина Шарипова

Госдума существенно изменила аудиторский состав Счетной палаты. Месяц назад, ссылаясь на новый закон о СП, депутаты отозвали 6 аудиторов палаты, обещая большинству из них формальную процедуру переназначения. Однако, как следует из решения бюджетного комитета Госдумы, из прежнего корпуса свои посты сохранили лишь двое. Думские "единороссы" еще раз продемонстрировали силу парламентского большинства, выдвинув максимальное число кандидатов из своих рядов.
Инициатива с переназначением аудиторов СП родилась в думских коридорах в феврале этого года. Свое желание депутаты обосновали тем, что закон о Счетной палате был изменен: теперь руководство СП формируется с учетом мнения президента, который вносит в парламент кандидатуры для утверждения. В итоге глава СП Сергей Степашин и его заместитель Александр Семиколенных, пользуясь этими поправками, сразу же подали в отставку, фактически поставив перед президентом вопрос о доверии себе. Президент Владимир Путин оценил этот акт самопожертвования и предложил парламенту вновь утвердить Степашина и его заместителя на своих постах. Вдохновленные примером Степашина, депутаты отозвали 6 аудиторов. При этом, отмечали парламентарии, никаких серьезных замечаний по работе СП у них нет. Более того, многие из них назвали отзыв аудиторов 'формальной процедурой, в результате которой большинство вернется на свои прежние места'. 
Однако новый закон вовсе не требовал переназначения аудиторов. Как и предсказывала ГАЗЕТА, он стал лишь предлогом для основательной чистки рядов Счетной палаты парламентским большинством. Из шести прежних контролеров будут переназначены только двое: Александр Пискунов, отвечавший за направление национальной обороны, и Михаил Сурков, курировавший правоохранительную деятельность. Как рассказал источник ГАЗЕТЫ в бюджетном комитете, за Пискунова хлопотали Сергей Степашин и Минобороны. Заступничество ведомства тем более интересно, что именно Пискунов выявил в нем нецелевое использование средств на 15 млрд. рублей. 
Зато ряды палаты пополнили сразу трое 'единороссов' - зампред бюджетного комитета Думы Николай Табачков, 1-й зампред комитета по природным ресурсам Александр Беляков, зампред комитета по вопросам местного самоуправления Виктор Косоуров. Впрочем, вопреки ожиданиям при формировании списка парламентское большинство все же сохранило квотный принцип выдвижения кандидатов. Одним из них стал помощник полпреда президента в Южном федеральном округе Олег Сафонов, предложенный фракцией ЛДПР, а сохранивший свой пост Михаил Сурков выдвинут фракцией КПРФ. 
В первоначальных планах 'Единой России' места для оппозиции в списке аудиторов не было. 
Как стало известно ГАЗЕТЕ, выдвижение Суркова - это результат длительных переговоров между 'единороссами', КПРФ и чиновниками из администрации президента. Переговоры же по кандидатуре от ЛДПР 'единороссы' вели вплоть до начала заседания комитета. В итоге, пояснил источник ГАЗЕТЫ, 'представители парламентского большинства решили поддержать Сафонова'. По мнению экспертов, несмотря на партийную принадлежность, Сафонов является 'кандидатом от Кремля'. 'Он служил в органах госбезопасности, работал в 1991-1994 годах в комитете по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга', - пояснил источник ГАЗЕТЫ в комитете. Какими конкретно вопросами займется Сафонов в СП, пока неизвестно. 
Окончательное решение по списку, предложенному комитетом, нижняя палата примет 18 марта. 'Но перечень вряд ли изменится', - сказал ГАЗЕТЕ член бюджетного комитета Николай Гончар. Похоже, что и будущие аудиторы в этом абсолютно уверены, заранее распределяя направления, по которым собираются работать. Возможно, Табачков будет курировать деятельностью Банка России и обслуживание внешнего долга страны. Пока не ясно, кому из будущих аудиторов достанется одно из самых увлекательных направлений - управление госсобственностью. 
Кого поменяли 'единороссы' 
Владислав Игнатов был выдвинут от фракции ЛДПР в 2001 году, наиболее известные его проверки касаются Башкирского ТЭК, ВВЦ, 'АЛРОСА'. 
Александр Кушнарь работает в СП с 1995 года, в 2001-м был выдвинут СПС на второй срок, курировал судебную власть, прокуратуру. 
Николай Локтионов был выдвинут 'Единством' в 2001 году, курировал международную деятельность. 
Сергей Шохин был выдвинут блоком 'Отечество - Вся Россия' в 2001 году, курировал деятельность Банка России, обслуживание государственного долга. 

 



РЕГИОНЫ



ЧЕТВЕРТЫЙ СРОК ДОВЕРИЛ МИНТИМЕРУ ШАЙМИЕВУ ВЛАДИМИР ПУТИН
"Газета", Павел Аптекарь

Владимир Путин представил Госсовету Татарстана кандидатуру Минтимера Шаймиева для наделения полномочиями главы республики. Вряд ли что-то может помешать избранию Шаймиева на этот пост в четвертый раз. Одобрение Кремлем его кандидатуры говорит о намерении не преследовать глав регионов за критические высказывания в адрес Москвы в том случае, если они согласны работать по новым правилам.
Владимир Путин внес во вторник на утверждение Госсовета Татарстана кандидатуру действующего президента республики Минтимера Шаймиева. Тем самым глава государства положительно решил вопрос о доверии, который Шаймиев поставил перед ним 9 марта. 'Владимир Владимирович высказал настоятельное пожелание, чтобы я шел на еще один срок', - заявил Шаймиев в минувшую пятницу. Теперь, как сообщили ГАЗЕТЕ источники, близкие к администрации президента, депутаты рассмотрят представление главы государства на заседании 25 марта. Полномочия президента республики, полагают источники ГАЗЕТЫ в аппарате полпреда в Приволжском федеральном округе, будут подтверждены подавляющим большинством голосов Госсовета. 'Мы разговаривали со многими депутатами. Почти все готовы поддержать кандидатуру Шаймиева', - сообщил собеседник ГАЗЕТЕ. 
Назначение Шаймиева на пост главы Татарстана свидетельствует о том, что Кремль готов закрыть глаза на политическую фронду глав регионов в прошлом, если они согласны соблюдать новые правила поведения. Напомним, что в 1999 году Шаймиев был одним из лидеров блока 'Отечество - вся Россия', противостоявшего 'Единству' на думских выборах 1999 года. В 2001--2002 годах он критиковал удаление глав регионов из Совета Федерации, а в последнее время - отмену прямых выборов губернаторов. Но в итоге президент Татарстана решил договориться с Москвой. Гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин считает, что Кремль, продлевая полномочия Шаймиева, подтверждает новый порядок отношений центра и регионов. 'Москва говорит: мы прощаем вам прошлые грехи, если вы лояльны и готовы работать по новым правилам', - сказал он ГАЗЕТЕ. 





ЗАГОВОР ГУБЕРНАТОРА ПРОТИВ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ 
Газета "Русский Курьер", Ольга Китова

Белгородский губернатор Евгений Савченко под шумок президентской социальной реформы решил вытрясти последнее из карманов вверенного его заботам населения. Одновременно с началом действия закона о монетизации на территории области были резко подняты тарифы на жилищно-коммунальные услуги. В самом Белгороде, например, некоторые из них выросли в десять раз - на 1000 процентов! 
Губернатор дал новую жизнь выражению «война все спишет». Теперь по коридорам его администрации гуляет боевой клич: вали до кучи на президента! На первый взгляд, логикой здесь и не пахнет. Сам Евгений Савченко уже тянет четвертый губернаторский срок подряд и изо всех сил стремится получить из рук президента грамоту на дальнейшее «княжение». Зато пахнет большими, очень большими деньгами. Область ему президент то ли оставит на кормление, то ли нет, а новые мощные поступления в казну уже факт. 
Неведомая никому «плата за ремонт жилья» составляла 50 копеек за квадратный метр, с нового года – без копеек 5 рублей. Но если раньше те 25 рублей с копейками за стандартную двухкомнатную квартиру в 50,3 квадрата кто-то и мог «не замечать», то терять 245 рублей в месяц (без четырех копеек, если уж быть совсем точным) позволить себе в Белгороде могут очень немногие. Вода подорожала с 17 до 43 рублей, а канализация втрое – с 22 до 60 рублей с человека. Умножьте на семью только из трех человек и получите: вода подорожала для нее примерно на 250 процентов, а канализация – на все 300 процентов. А если в семье – пятеро, шестеро? 
За отопление стали брать «всего» 6,16 вместо 4,43 рубля. Вроде бы стоит радоваться, что не больше. Могли ведь! Но радости у белгородцев почему-то никакой: ведь на два рубля больше теперь платишь за каждый метр своего жилья. За «двушку» вместо 222 рублей – теперь 310. Причем по утверждениям многих, в квартирах давно уже стало заметно прохладнее. Подорожал с 15-ти до 20 рублей (опять-таки в расчете на одного человека) газ – почему-то именно это сильно удивило продвинутых пенсионеров, которые твердо знают: наша Родина является крупнейшим экспортером энергоносителей, включая газ, во всем мире. Почему же своим-то не хватает, почему для своих дорожают постоянно? 
В поисках предлогов для отъема денег у своих «подданных» местная власть не переплюнула пока разве что знаменитого сказочного принца Лимона, который ввел налог на осадки. Но все равно изворотливость проявила преудивительную. Только на лифте – можно сказать из воздуха в прямом смысле слова – такие «бабки» сделала! Местное «ноу-хау» просто до гениальности: если раньше платили за каждого проживающего в квартире, то теперь установлен тариф за… квадратный метр. В Белгороде отныне не людей, а квадратные метры на лифтах катают. С логикой это, правда, не дружит, зато… Человек платил 33 рубля за пользование лифтом, а теперь за свои полсотни квадратов платит 113! На 300 с лишним процентов больше. 
Время для введения грабительских по сути тарифов администрация области нашла самое походящее. В канун Нового года дружно, во всех районах одновременно депутаты проголосовали за них, а с 1 января они уже вступили в силу. Рука об руку с федеральным законом о монетизации льгот. Правда, радовать земляков «подарочком» от себя местная власть обдуманно не спешила. В областном центре, например, депутаты горсовета взвинтили цены на услуги ЖКХ 21 декабря, но сообщено об этом народу и граду было только 31 декабря и можно сказать шепотом - через малотиражную городскую газету. Кто ее читал в новогодней праздничной суете? И только в январских платежках белгородцам тиснули пару скупых строк: «В полученном вами едином платежном документе выставлены новые тарифы…». 
В общем, по Шукшину – а поутру они проснулись… Когда белгородцы пришли в себя после только что подаренного партией и правительством двухнедельного праздничного забытья, то выяснилось, что моются они, ходят, простите, в туалет, ездят на лифтах и так далее по новеньким ценам. Тут же многие и без того неимущие или попросту бедняки столкнулись с тем, что платить за все свои «удобства» они должны сполна – без скидок и льгот. И за проезд в общественном транспорте, и за лекарства… Губернатор Савченко не просто не подготовил Белгородскую область к исполнению закона о замене льгот на денежные компенсации - и тем самым не сумел ввести их в действие максимально мягко для населения. Наоборот, прячась за президентскую реформу, он приурочил к ней и спрятал под ней резкое увеличение своих, местных поборов. Сделал по сути все, чтобы ударить как можно больнее по людям. 
И спровоцировал массовые волнения по всей области, направленные прежде всего против Кремля. Как говорят сами белгородцы, такого сроду не было. В Старом Осколе в акциях протеста приняли участие 1200 человек, в Строителе – 1,5 тысячи, в Шебекино – около тысячи… В Белгороде 25 января на главной площади – в недавнем прошлом Революции, а ныне Соборной, но с сохраненным памятником Ленину - собралось около 11 тысяч протестующих. Доведенные до отчаяния, они рванули на штурм здания областной администрации и областной Думы, за крепкими дверями которого спряталась перепуганная власть, была перекрыта трасса Москва – Симферополь… 
«Долой президента Путина! Долой правительство! Долой губернатора Савченко!», - требовали белгородцы. Они и без того уже не жаловали Владимира Владимировича (видимо, не без стараний Евгения Степановича), не поддержав его на президентских выборах. Тогда за кандидатуру Путина проголосовало меньше половины избирателей, принявших участие в выборах, и Белгородская область заняла в неофициальном забеге первое место среди всех регионов страны – меньше не проголосовало нигде. Теперь же, кажется, белгородцы возненавидели президента от всей души и не меньше родного губернатора. 
Покуда результат их борьбы ничтожен. Кроме сладкого воздуха общего единения и опьянения от самого процесса бунта, белгородцы вытрясли из местной власти только жалкие копейки. На срочно проведенных внеочередных сессиях депутаты, подобные послушным автоматам, так же быстро проголосовали наоборот - за уменьшение некоторых тарифов. Жителей областного центра в платежках на февраль (таков здесь стиль общения «слуг» со своим народом) уведомили: «Решениями внеочередной сессии городского совета депутатов от 31 января 2005 года … снижены тарифы на содержание лифтов и отопление…» За квадратные метры, которые катаются в Белгороде на лифте, владелец той самой «двушки» будет платить теперь не 113, а «всего лишь» 93 рубля. За отопление вместо 310 – 297 рублей… 1000-процентная надбавка за «содержание и ремонт жилья», а равно и все прочее осталось без изменений. 
Зато вместо обращения «Уважаемые квартиросъемщики», которое стояло в январской платежке, в феврале уже значилось: «Уважаемые жители города Белгорода». Так как по-прежнему область продолжают трясти массовые волнения, то можно надеяться, что в недалеком будущем в платежках может появиться и вовсе доселе непривычное для белгородцев обращение: «Граждане! Товарищи!..» 
Губернатор, конечно, может не любить президента. Но почему за его чувства должно платить население? 





ИНТЕРВЬЮ



«80 ПРОЦЕНТОВ ДЕНЕГ В МОСКВЕ. КАКОЕ МОЖЕТ БЫТЬ В СТРАНЕ МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ?»
Газета "Время Новостей", Беседовала Людмила Тимофеева

Михаил Прусак -- один из самых опытных российских губернаторов. Он руководит Новгородской областью почти полтора десятилетия. О последствиях смены системы управления российскими регионами и социальных реформ Михаил ПРУСАК беседовал с журналистом Людмилой ТИМОФЕЕВОЙ -- специально для "Времени новостей".
-- В России кардинально меняется система управления. Проще говоря, "закручиваются гайки". Это очень близко к тому, что вы предлагали еще в 1999 году в числе разработчиков проекта «Россия на рубеже -- стратегия власти». Там тоже говорилось о необходимости укрепления вертикали исполнительной власти, о назначении губернаторов, о создании Госсовета...
-- Президент правильно поступил, что начал наводить порядок и заставил уважать законы: многие субъекты РФ пытались получить политические полномочия, что недопустимо. Но когда отбираются и экономические полномочия, то забывается одна вещь: два года назад в президентском послании было заявлено о том, что мы берем курс на создание гражданского общества. На Западе, между прочим, гражданское общество сформировалось благодаря экономической свободе земель и экономически свободному человеку. Забирать экономические полномочия и стягивать все деньги в Москву -- абсолютно глупо. Москва будет решать: что строить на территориях, чем им заниматься, будет указывать, какой карьер выделять или какие два куба леса... Страна может быть сильной, только если финансы будут распределены по всем уровням управления. Плохо, когда у Москвы все полномочия, а в субъектах федерации -- вся ответственность.
-- Почему Новгородская область решила воздержаться от монетизации льгот в этом году?
-- Денег не было. У нас 500 млн руб. задолженности по энергоносителям, 200 млн -- по ссудам. Минфин деньги нам не согласовал, а вводить монетизацию льгот без денег было бы безответственно. Я не против монетизации, но неужели нельзя было осуществлять ее поэтапно? Если субъект федерации может в этом году провести замену льгот денежной компенсацией, он это делает, а нет -- вводит с 2006 года. В середине года мы посмотрим, какие у нас доходы, и будем вести работу с Минфином. Расчеты у нас уже есть, так что очередь за финансированием.
-- И практика применения 122-го закона убедила вас в вашей правоте?
-- Конечно. Представляете, если бы мэр Москвы Лужков ввел монетизацию? Страну на дыбы поставил бы, революция была бы. Что в итоге получилось? Людей настроили против федеральной власти. Это говорит о том, что разорван уровень управления, нет понимания -- где заканчивается государственное управление и где начинается местное самоуправление. Что творилось на телеканалах: правительство кивало на регионы, а те в свою очередь -- на правительство. Система власти пока не выстроена. Вероятно, политическую систему придется еще долго реформировать, но не ради того, чтобы уподобляться европейским хартиям местного самоуправления, каким-то моделям Германии или США. Необходимо учитывать специфику России и, кроме того, привязать политическую реформу к реформированию управления хозяйством страны.
-- То есть?
-- Например, создать министерство по делам национальностей. Это очень важно. В многонациональной России, занимающей огромные территории, такого министерства нет. Нонсенс. Или будем создавать единый российский народ, как когда-то советский? Не получилось, как известно. Миссию министерства национальностей мог бы выполнить и Совет Федерации, если его трансформировать в палату национальностей. Сейчас есть предложения о выборности членов сената. Но выборность верхней палаты абсолютно не нужна -- получим две Госдумы, что непременно приведет к их противостоянию, как в 1993 году. Совет Федерации нужно трансформировать, может быть, даже приглашать губернаторов (не делая их членами СФ) на какие-то голосования по нескольким сложным вопросам: бюджет, утверждение генерального прокурора, объявление войны и мира. А вот палаты земель на манер Германии у нас не получится -- слишком неоднородна Россия: восемь геополитических пространств, около 50 различных экономических укладов жизни...
Что касается правительства, не может быть трехзвенной или восьмизвенной системы управления. Есть функции федерального уровня. И правительство нужно выстроить исходя из этих функций, в соответствии с ними формировать министерства. Например, у нас 67% территории страны покрыто лесами, а министерство по лесному хозяйству ликвидировано. Абсурд.
-- В 2006 году начнется реализация 131-го федерального закона, меняющего систему местного самоуправления. Не кажется ли вам, что регионы ждет очередная встряска?
-- Сначала надо определить идеологию реформ, а уж потом писать законы. Закон о местном самоуправлении написан один на всех -- и для улусов Якутии, и для совета старейшин на Кавказе, и для казачьего круга, и для Великого Новгорода. Реформа местного самоуправления, стригущая всех под одну гребенку без учета специфики территории, может стать вопросом национальной безопасности страны. В Новгородской области вместо нынешних 147 депутатов всех уровней появится 9000 депутатов. И что они будут делать в условиях жесточайшего распределения и перераспределения финансов и общественно производимых благ -- ведь реальный сектор экономики пока не работает? Хотя для его развития стоило бы использовать нынешнюю благоприятную конъюнктуру на нефтяном рынке -- пустить нефтедоллары на развитие экономики. Мы подготовим на бюджетные деньги политиков, которые могут затем оказаться без работы на улице, если грохнется баррель нефти. Если вводить этот закон и продолжать дальше так реформировать политическую систему, то нас ждет крах государства. Я не боюсь это говорить. Убежден, что Самара, Казань или Великий Новгород не могут быть органом местного самоуправления. Что это за местное самоуправление -- Великий Новгород? Это уровень государственной власти, здесь нет никакого местного самоуправления. Самоуправление может быть там, где люди могут быстро собраться и отреагировать на возникшую проблему. Это уровень микрорайона в городе, поселковая и сельская администрации, сход граждан, уличные комитеты. Кроме того, передавать политическую власть на так называемое местное самоуправление, а деньги не передать -- как так можно? 80% денег в Москве. Какое может быть в стране местное самоуправление?
-- Мэров городов, по-вашему, надо назначать или выбирать?
-- Раз уж мы дали президенту право назначать губернаторов, нужно дать право губернаторам назначать хотя бы руководителей областных центров.
-- Недавно министр экономического развития и торговли Герман Греф назвал президенту пять основных причин, отпугивающих иностранных инвесторов. Главной оказалась коррупция...
-- Не могу понять -- если почти все деньги и все полномочия в Москве, то где место для борьбы с коррупцией? Нужно не бороться с коррупцией, нужны правила, которые сведут до минимума возможность коррупции. А то мы ловим коррупционера, говорим, какой плохой человек, на его место приходит другой, хороший... Но при дурных правилах игры кто останется хорошим?
-- Следующая Госдума будет избираться исключительно по партийным спискам. А реальной партийной системы в России как не было, так и нет. Поможет ли новый принцип формирования Госдумы становлению сильных общенациональных партий?
-- В России есть две реальные силы -- правый демократический центр, убежденным сторонником которого я являюсь, и левый демократический центр, с которым я считаюсь и уважаю. Чистый центризм в России вряд ли будет дееспособен. Центризм был нужен на время, чтобы собрать страну. Социал-демократия никогда у нас не приживется. Всем известно, что «Единая Россия» победила на выборах благодаря авторитету президента. Я член «Единой России», но куда денешься от фактов. Никуда не годится и история с монетизацией, когда представители партии власти в Госдуме во всеуслышание заявляют: мы теперь поняли, какие надо писать законы! И обвиняют регионы. Те в свою очередь кивают на «Единую Россию» и правительство... Но при этом все члены одной партии!
-- Но вы ведь в нее тоже вступили?
-- Да, потому что надеюсь, что в стране будет сформирован правый демократический центр. Надеюсь, что мой опыт пригодится «Единой России». Считаю, что наступил такой момент, когда отсиживаться нельзя. Не стесняюсь и скажу: хочу быть рядом с президентом в этот сложный период. Я вижу сегодняшнюю ситуацию в экономике, почему я должен отсиживаться? Рискну предположить, что если мы сумеем делегировать полномочия и финансы на нижний уровень, если возникнет реальное местное самоуправление, обязательно появятся профессиональные, ответственные люди. И тогда не сверху гражданское общество будет строиться, а снизу -- вот тогда появится реальная партийная система. А пока все бегут в одну конструкцию -- партию власти. И предприниматели, и чиновники, и интеллигенция...
Но думаю, наступило время прихода разумных политиков, которые будут не только критиковать, но и предлагать, работать, брать на себя ответственность. Что такое либеральная экономика и идеология? Это когда человек на первом плане. Но не будет либеральной экономики, если будем мордовать население большевистскими методами. Боюсь, как бы через некоторое время не заговорили: в России либеральные реформы невозможно проводить, страна такая, народ такой непонятный. Да нет, к сожалению, у народа управленцы непонятные. И законы с трудом выполняются, потому что написаны для 1% жителей страны.
-- Вы будете ставить перед президентом вопрос о доверии?
-- Президент на Госсовете сказал, что ему не нужен парад под девизом «прошу меня назначить». И это мудро. Президент назначает тех, у кого уже истекает срок полномочий. Меня избрали жители Новгородской области на пять лет, полномочия заканчиваются в 2008 году. Поэтому пока не вижу смысла назначаться. Смысл появится, если назначенным губернаторам будет делегирована часть полномочий федерального центра -- имею в виду исключительно хозяйственные функции, а не политические.
-- Вы разделяете мнение, что при новом порядке формирования местных органов власти возрастет роль региональных законодательных органов?
-- Не думаю. Это временная мера -- утверждение кандидатуры губернаторов законодательными собраниями. Через некоторое время все убедятся, что она ничего не даст. У нас разделение властей, и не может законодательное собрание согласовывать губернатора. Со временем, думаю, нужно будет дописать Конституцию. Потому что необходимо обозначить не только систему власти, но и механизмы влияния на принятие решений. Губернатора должно избирать собрание представителей регионов, куда войдут представители профсоюзов, партий, товаропроизводителей, малого бизнеса, общественных организаций. В это собрание могут входить и депутаты.
Думаю, и президента, прежде чем выносить кандидатуру на прямое голосование, должно согласовывать собрание представителей субъектов федерации. Их может быть две-три от региона. Ведь существует же в США система выборщиков, и есть в этом смысл. Иначе Билл Гейтс или другой олигарх и выбирал бы американцам президента.
-- По всем социологическим опросам россияне больше всего опасаются реформы ЖКХ. Как вы относитесь к перспективам этой реформы в России?
-- Приватизацию в жилищно-коммунальном секторе нужно вести поэтапно, начинать там, где возможно разгосударствление. Возьмем коммунальное хозяйство нашей области. Куда пойдет инвестор? Он пойдет в Новгород и крупные райцентры, где можно получить прибыль. А что делать с остальными территориями? Мы отпустим «коммуналку» на свободу, а потом бизнес выставит нам счета по так называемой рыночной цене. Сколько можно издеваться над людьми, ведь у большинства очень скромные доходы.
-- Реально ли, по-вашему, удвоение ВВП за десять лет?
-- Вообще-то президент говорил о конкурентоспособности российской экономики, что абсолютно верно. А удвоение ВВП -- это некорректная постановка вопроса. Кроме того, сколько в нашем ВВП товаров, кроме услуг и природных ресурсов? За счет нефти и газа можно и утроить, и учетверить -- и что? Вместо того чтобы распутывать сложные вопросы, мы запутываем простые.
-- Зато вышли на второе место в мире по числу миллиардеров, если верить списку журнала Forbes...
-- Китайская мудрость гласит: стыдно быть нищим в богатой стране и стыдно быть богатым в нищей стране. Лучше бы мы были на втором месте по числу людей, которые могут себе заработать на достойную жизнь, купить дом в кредит. Миллиардеры в Соединенных Штатах разбогатели на производстве компьютеров, автомобилей. А у нас -- на нефти и газе, ничего практически не вложив. Это горе России, а не радость. 



Обзор подготовил Запышнюк Артём Евгеньевич

107066, Москва, Спартаковская ул. д. 11, стр.1. Тел.:(095)967-66-17; E-mail: lyubarev@yandex.ru