СМИ ЗА 14.3.2004
АНАЛИТИКА | ПАРТИИ
|
РЕГИОНЫ | ИНТЕРВЬЮ
А Н А Л И Т И К А
ПОДОПЫТНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Газета "Коммерсантъ Власть"
Ровно год назад -- 14 марта 2004 года -- Владимир Путин был избран на второй срок. На выборы он пришел не один, а с новым премьером -- Михаилом Фрадковым. Которому и доверили административную реформу. О том, до чего реформа за этот год довела госаппарат, главную опору государства,-- обозреватель "Власти" Константин Смирнов.
Чего хотел Владимир Путин
Административной реформой президент Владимир Путин занялся почти сразу после первого избрания. В начале 2001 года он основал комиссию во главе с тогдашним премьером Михаилом Касьяновым. Официально президент объяснил реформу тем, что госаппарат должен стать прозрачным для избирателей. На самом деле это было не более чем строительство очередной вертикали -- на этот раз в сфере федеральных исполнительных органов. Прозрачность изначально предполагалась не для граждан (всевозможные сайты министерств и ведомств все равно не позволяют гражданам понять, что происходит в коридорах власти), а для начальства. Ведь до этого (а в какой-то мере и до сих пор) чиновник подчинялся кому угодно, только не непосредственному начальнику. Аппарат был разделен между олигархическими группами и даже более мелкими бизнес-формированиями. Поэтому сутью административной реформы должно было стать лишение олигархов возможности лоббировать свои интересы в коридорах власти.
Однако Михаил Касьянов этому всячески сопротивлялся. Нельзя сказать, что премьер был за олигархов (хотя именно за них потом и поплатился), но он предлагал не фронтальную, а постепенную административную реформу: ничего не менять в высших эшелонах власти, а заняться поиском и ликвидацией избыточных госфункций. Чтобы потом стало ясно, от каких госорганов надо отказаться, а какие оставить.
Но такое госстроительство рассчитано на годы. А Владимиру Путину уже в начале второго срока надо было обеспечить полную прозрачность, а значит, и эффективность госаппарата. Для этого требовалось решить две задачи. Первая -- обеспечить для начальства открытость принятия решений нижестоящими чиновниками, чтобы не было несанкционированного лоббизма. Вторая -- попросту подкупить чиновников повышением зарплаты. И вот огромное число ведомств (до реформы только высших федеральных исполнительных органов было 56) разделили на две части -- на 14 (сейчас уже 16) министерств и на подчиненные им агентства и службы. Нескольким министрам, по задумке авторов реформы, проще пресекать лоббизм, чем одному премьеру. Что касается денег, то уже в апреле прошлого года высшим чиновникам значительно повысили зарплату. Нижестоящим обещали то же самое в феврале этого года. Но из-за неудачного старта монетизации льгот решили повременить.
ГЕННАДИЙ СЕМИГИН ВЫШЕЛ В СВЕТ, СОЗДАВ ТЕНЕВОЙ КАБИНЕТ
Газета "Известия", Ольга Тропкина
У правительства Михаила Фрадкова появилась "народная" альтернатива. В четверг в Доме союзов лидер коалиции "Патриоты России", а теперь еще и "премьер-министр" Геннадий Семигин презентовал "народное правительство", состоящее из 22 министров. Как обещают организаторы, альтернативный теневой кабинет будет разрабатывать альтернативный же социально-экономический курс. Правда, правительство пока укомплектовано не полностью - вакантны кресла главы МИД и министра экономики.
Чтобы никто не воспринимал "народное правительство" как шутку, к его презентации подошли серьезно, выбрав для мероприятия Дом союзов и выписав для его проведения профессионального конферансье. Объявив о том, что факт рождения теневого кабинета министров состоялся, молодой человек предложил присутствующим познакомиться с членами кабинета. Под звуки фанфар в президиуме разместились министры-"теневики". Представив своих новых подчиненных, Геннадий Семигин объявил, что собираться кабинет министров будет раз в месяц в открытом режиме.
Первое заседание состоится в начале апреля. Структура правительства - 22 народных министерства и 4 комитета, объединенные в три блока: экономический, социальный и правовой. Есть и другие отличия от правительства официального. К примеру, в нем разделены министерства здравоохранения, социальной защиты, труда и занятости, поскольку для народного правительства "эти направления являются приоритетными".
Впрочем, каких-то конкретных первоочередных планов Геннадий Семигин озвучивать не стал, лишь ограничившись словами о том, что кабинет министров намерен "разрабатывать и реализовывать социальные и экономические проекты в различных отраслях экономики страны". Зато ответил на вопрос о том, каким же образом народное правительство будет все это осуществлять, не будучи при этом правительством официальным, заседающим в Белом доме. Так, к примеру, правительство Семигина займется поддержкой крупных научных разработок, проектов по развитию науки и искусства.
- Продвигать федеральные законы в Госдуме крайне тяжело, почти невозможно, а в региональных парламентах это вполне реально, - рассуждал Семигин. Кстати, изучая буклет с фотографиями и биографиями министров, присутствовавшие на презентации обнаружили: кресла министра иностранных дел и министра экономики пока вакантны. Однако лидер "Патриотов России" заверил, что этот факт не является недоразумением - желающих занять эти посты много, и выбор должен быть правильным.
Подозрения в том, что созданное правительство призвано лишь помочь "раскрутить" создающуюся политическую партию на базе коалиции "Патриоты России", Семигин отверг. Однако о партстроительстве, тем не менее, говорил охотно. К примеру, он объявил, что первый шаг к созданию партии также будет сделан уже в апреле.
Ключевые министры-народники:
Министр финансов - депутат Сергей Глазьев
Министр по делам СНГ - вице-спикер Госдумы Сергей Бабурин
Министр внутренних дел и безопасности - депутат Госдумы Геннадий Гудков
Министр обороны - депутат Госдумы Игорь Родионов
Министр социальной защиты - депутат Госдумы Оксана Дмитриева
Министр культуры - депутат Госдумы Елена Драпеко
Председатель Народного пенсионного фонда - депутат Госдумы Валерий Гартунг
Председатель народного комитета по миграционной политике и связям
с соотечественниками - депутат Госдумы Виктор Алкснис
Министр здравоохранения - кардиохирург Ренат Акчурин
Министр МЧС - Герой России Магомед Толбоев
Теневые правительства в России
Попытки создать альтернативные и теневые правительства уже предпринимались партиями КПРФ и "Союз правых сил". Целью СПС, как в свое время заявляли лидеры структуры, являлось "инициировать создание теневого правительства на базе широких либеральных сил". Эта инициатива так и не была реализована. А вот коммунистам в 2001 году все же удалось сформировать свое альтернативное правительство. Его возглавил бывший вице-премьер правительства Юрий Маслюков, а, к примеру, министром обороны в нем был тот же Игорь Родионов. При этом коммунисты умудрились включить в состав своего теневого правительства бывшего руководителя компании "Транснефть", члена СПС Дмитрия Савельева. Ему предстояло стать вице-премьером по ТЭКу. Что же касается "Яблока", то в партии "Известиям" заявили, что попыток сформировать теневое правительство в партии никогда не предпринималось, и слухи об этом - всего лишь слухи.
ГОД НАЗАД РОССИЯНЕ ИЗБРАЛИ ВЛАДИМИРА ПУТИНА НА ВТОРОЙ СРОК
Газета "Новые Известия", Владлен Максимов, Дмитрий Тараторин
Минувшие с 14 марта 2004 года дни, недели и месяцы оказались самыми бурными и драматичными за весь срок пребывания Владимира Путина у власти. Об этом говорят как российские политологи, так и участники социологических опросов.
На протяжении всего срока правления Владимира Путина социологи пристально следили за тем, как соотечественники оценивают его работу. И результаты их исследований на сегодняшний день, надо признать, не самые оптимистичные. По данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), наиболее высокий рейтинг Владимир Путин имел даже не в начале своего правления, а год назад. В разгар президентской предвыборной гонки 48% россиян оценивали работу Владимира Путина на «отлично». Для примера, в 2000 году этот показатель составлял 37%. На период прошлогодних выборов пришелся и самый низкий показатель отрицательных оценок его деятельности. Всего 7% опрошенных считали, что президент работает «очень плохо».
Однако затем рейтинг президента, по данным ФОМ, начал падать. В разгар народных протестов против монетизации льгот (в январе этого года) только 32% россиян продолжали оценивать работу Владимира Путина на «отлично», а к середине февраля рейтинг упал до самого низкого уровня за весь период его правления – 31%. Показатель же отрицательных оценок подскочил до максимального значения – 17%. В марте картина не сильно изменилась: отличной работу президента считают 33% россиян, очень плохой – 15%.
Еще более впечатляющие результаты социологи ФОМ получили после того, как поинтересовались не собственным мнением россиян, а тем, какие разговоры о Путине им приходилось слышать. Не исключено, что в этом случае респонденты оказались более откровенными, так как говорить пришлось не о себе, а о других. По этим данным, во время выборов год назад 34% россиян отзывались о своем президенте исключительно положительно. В 2000 году таковых было всего 25%. А критиков год назад набиралось всего 5%.
Зато к январю этого года оба показателя впервые за пять лет сошлись в одной точке. Хорошо и плохо о президенте отзывалось одинаковое количество людей – 14%. В середине февраля, когда акции протеста достигли своего пика, отрицательные разговоры о Владимире Путине впервые превысили положительные. Тогда в разговорах ругали президента 15% россиян, а хвалили лишь 12%. На данный момент, в марте, эти показатели вновь сошлись на отметке 13%. Интересно, что самые стабильные показатели демонстрирует группа населения, оценивающая деятельность Путина нейтрально.
КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ ПЕРВЫЙ ГОД ВТОРОГО СРОКА?
Сергей МАРКОВ, директор Института политических исследований:
– Этот год для президента можно охарактеризовать, как не очень удачный. Всем известны негативные обстоятельства – серия террористических актов. Российская власть, к сожалению, продемонстрировала неспособность справиться с этими проблемами. Кроме того, обозначились крупные ошибки правительства в реализации закона о монетизации. Впервые на демонстрациях появились антипрезидентские лозунги. Обозначилось падение президентского рейтинга. Количественно оно небольшое, но с качественной точки зрения это тревожный звонок. Путин в первый срок очень активно действовал, а во втором снизил политическую активность. Мы видим, что его критикуют не столько за то, что он сделал, сколько за то, что не сделал. Давался неадекватный ответ на запрос общества. После Беслана консолидированное общественное мнение требовало разобраться с коррупцией в правоохранительных органах. Вместо этого ввели назначаемость губернаторов. Общественное мнение не поняло, какое отношение губернаторы имеют к Беслану. Далее, настоятельно требуется стимулирование экономического роста. В чем его суть, всем примерно ясно. Это защита малого и среднего бизнеса, ограничение влияния бюрократии. И решение структурных вопросов. Например, взятие под контроль цен естественных монополий. Население прекрасно понимает – ездят или не ездят пенсионеры бесплатно в автобусах – это никак не влияет на экономический рост. Нужно было решать серьезные структурные вопросы, а правительство предпочло ввязаться в схватку с пенсионерами. Проблема президента в том, что у страны изменилась повестка дня. В первый срок главным было – восстановить субъектность государства. С решением этой задачи была связана жесткая позиция по Чечне и по олигархам. И это поддерживалось населением. Сейчас эта задача реализована. И повестка, кстати, именно благодаря этому изменилась. А Кремль, поскольку он за это время потерял большинство ресурсов диалога с общественностью, не до конца это понимает. Между тем теперь главный запрос общества – обеспечение стабильности правил игры. Имеется в виду определенность действий правительства. Люди хотят знать, куда идет страна.
Станислав БЕЛКОВСКИЙ, директор Института национальной стратегии:
– Этот год для президента был, наверное, самым неудачным. И его неудачи связаны с тем, что он по духу своему не политик. Он подходит к политике, как к некоему набору экономических и силовых возможностей. А у политики есть свои законы, в частности, – возбуждения народной любви и управления ею. Кроме того, он не осознал, какие именно рычаги привели его к власти. Это вовсе не политтехнологии, а объективные исторические процессы, требовавшие лидера такого типа. Сейчас Путин растратил значительную часть своего потенциала и перестал быть президентом надежды. Сегодня он скорее лидер, которого терпят. И который остается у власти до тех пор, пока ему не возникло весомой политической альтернативы. В этом году ее не возникло. И думаю, в течение года-полутора ее не появится. Но процесс идет в этом направлении. Системный кризис власти, на мой взгляд, неразрешим.
Марк УРНОВ, председатель фонда аналитических программ «Экспертиза»:
– Год оказался во многом переломным. Еще 12 месяцев назад казалось, что нынешний режим очень стабилен. И те политологические прогнозы (в том числе мои), которые предрекали нарастание управленческих ошибок, не казались особо убедительными. Выяснилось, что ошибки начали множиться лавинообразно и во внешней политике, и во внутренней. За рубежом мы теряем наших традиционных союзников. В результате просто неприличной ситуации, сложившейся вокруг ЮКОСА, мы серьезно подпортили свой имидж на Западе. Уже идет речь о том, что нам не стать полноценным членом «Большой восьмерки». Внутри страны при фантастических ценах на нефть и соответствующем наполнении бюджета у нас продолжаются какие-то невыплаты зарплат. Проводится по идее правильная, но по исполнению абсолютно непродуманная социальная реформа. Начал проседать рейтинг президента. Социальная база власти разрушается. Региональные элиты недовольны. Бизнес – тоже, поскольку невероятным образом растут коррупция и административное давление. Снова начался отток капитала. Главный ресурс власти – по-прежнему рейтинг Путина. Как социолог говорю: не было альтернативы Путину год назад, и нет ее сейчас. Но если раньше общественное сознание ее и не хотело, то сейчас оно начинает ждать, что кто-то появится. Обратите внимание – оценки экспертов стали намного жестче. Причем не только оппозиционных, но и тех, которые всегда были лояльны власти. А ведь когда готовы сменить лидера, первым делом как раз меняется стилистика высказываний. Но при всем при этом давать прогнозы на ближайшую перспективу я сейчас не возьмусь. Очень сложно сказать, как отреагирует Кремль на эти тенденции и как будет трансформироваться настроение общества. Ведь растут и очень нехорошие тенденции – недовольство либеральными реформами, ксенофобия. Кто этим воспользуется, не знаю. Страна в очень тревожном положении, при том что объективно экономическая ситуация фантастически хорошая.
АЯЦКОВА ОТПРАВИЛИ ПОСЛОМ В БЕЛОРУССИЮ
"Газета", Петр Камнев Саратов
Дмитрий Аяцков, дорабатывающий на посту саратовского губернатора последние дни, останется в политике. По словам Аяцкова, президент поручил ему "серьезную миссию" - заняться укреплением Союза России и Белоруссии. Но плачевное состояние российско-белорусского союза не позволяет рассматривать такое назначение иначе, как вариант почетной ссылки для отставного политика.
Дмитрий Аяцков управлял Саратовской областью почти 9 лет. 3 марта новым губернатором области, предложенным президентом РФ и утвержденным местной Думой, согласно новому закону о выборах губернатора, стал директор Балаковской АЭС Павел Ипатов. Сразу после утверждения нового губернатора Аяцков обещал 'еще долго послужить нашей Родине'. Каким образом, он не уточнил.
Слухов о том, куда уйдет бывший глава региона (его полномочия официально истекают 2 апреля), ходило много: одни называли администрацию президента или общественную палату РФ, другие видели его послом в Казахстане.
В минувшую пятницу стали известны некоторые подробности. Оказалось, служить Родине экс-губернатору придется в российско-белорусских структурах.
'Президент поручил мне серьезную миссию - дать новый импульс союзному государству. Это крайне необходимо для наших двух стран. Конфигурацию будущего союза я пока не знаю, но на своем посту сделаю все, что смогу', - подчеркнул Аяцков. Более конкретно губернатор говорить отказался, ссылаясь на то, что предложенная ему должность 'настолько серьезна, что обнародовать ее может только президент'. По некоторым сведениям, речь идет о должности посла РФ в Белоруссии. Со своей стороны, официальные власти Белоруссии пока никак не комментируют возможное назначение экс-губернатора Саратовской области.
У Дмитрия Аяцкова давние дружеские отношения с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Летом 2000 года, испытывая трудности с уборкой урожая, губернатор обратился за помощью к президенту братской республики. Через несколько недель Лукашенко направил в область эшелон с 60 комбайнами и рабочие бригады из Белоруссии. Аяцков всегда выступал как сторонник интеграции России и Белоруссии: он не раз заявлял, что у двух славянских республик должна быть единая армия, единая валюта и парламент.
Однако реализация этих планов постоянно откладывалась. Еще в 1999 году введение единой валюты было намечено на 1 января 2005 года, однако эти планы провалились из-за противодействия Лукашенко введению рубля на своей территории. А законопроект о выборах в Союзный парламент пылится в Госдуме с 2000 года. И вряд ли Аяцков сможет реанимировать процесс объединения двух стран.
Пост в структурах российско-белорусского союза - почетная ссылка для уходящего с видной должности политика. В начале 2000 года Владимир Путин 'сослал' туда влиятельного управделами президента при Ельцине Павла Бородина, который стал госсекретарем Союза России и Белоруссии. В 2002 году, во время пересмотра пакетного соглашения в Госдуме третьего созыва, когда спикер российской нижней палаты Геннадий Селезнев едва не расстался со своей должностью, ему также прочили место в структурах союзного государства. Теперь на заведомо безнадежное российско-белорусское направление бросают Дмитрия Аяцкова. По-видимому, в Кремле решили, что для экс-губернатора, замешанного в коррупционных скандалах и находившегося под следствием, такой вариант будет оптимальным.
Преследования Аяцкова
Уголовное дело в отношении Аяцкова было возбуждено в мае 2004 года. Ему инкриминировали две статьи УК - "Злоупотребление служебным положением" и "Превышение должностных полномочий". По версии облпрокуратуры, при закупке в конце 90-х годов американских комбайнов Case Аяцков незаконно выделил из областного бюджета 70 миллионов рублей. Но судебные перспективы этого дела изначально были сомнительны: еще в 2002 году суд за отсутствием состава преступления оправдал бывшего вице-губернатора области Сергея Шувалова, курировавшего эту сделку. Тогда прокуратура вменила в вину Аяцкову еще два эпизода -- использование в личных целях служебного самолета и непогашение работниками правительства области банковских ссуд. Но вскоре Генпрокуратура отменила постановление о возбуждении и этого дела. Кроме того, недавно стало известно о завершении расследования еще одного дела, в котором фигурирует саратовский губернатор. Вскоре начнется суд над бывшим управделами правительства области Станиславом Бойко и гражданской женой Аяцкова Ольгой Сергеевой, обвиняемыми в мошенничестве. По версии следствия, Бойко собирался незаконно передать Сергеевой находящиеся в областной собственности коттеджи.
ДЕПУТАТЫ ВОЗДЕРЖАЛИСЬ ОТ НЕЗАКОННОГО РАСШИРЕНИЯ РОССИЙСКИХ ГРАНИЦ
"Газета", Айдар Бурибаев
Госдума отказалась принять законопроект, позволяющий расширить границы России вопреки согласию бывших советских республик. Именно так депутаты фракции "Родина" предлагали решить проблемы Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии. Однако подготовленный ими документ не набрал в Госдуме необходимого количества голосов. "Единороссы", опасавшиеся, что принятие законопроекта повлечет за собой территориальные претензии к России со стороны других стран, от голосования предпочли воздержаться.
Дать народу право на волеизъявление
По действующему законодательству расширить границы Российской Федерации можно только на основании международного договора с иностранным государством, субъект которого изъявил желание войти в состав нашей страны. Для автономий бывших советских республик депутаты фракции «Родина» Дмитрий Рогозин, Андрей Савельев и Наталия Нарочницкая предложили сделать исключение. Они разработали законопроект, по которому автономии могли бы войти в состав России на основании волеизъявления "народа, проживающего на данной территории", без заключения международного договора. "В случае принятия закона мы снимаем проблему Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии", - объяснял смысл законопроекта Дмитрий Рогозин.
Между тем многие эксперты отмечали, что предлагаемые поправки противоречат нормам международного права, провозглашающего принцип территориальной целостности государства и нерушимости его границ. "Такие, с позволения сказать, законы противоречат 15-й статье Конституции, которая говорит о безусловном соблюдении Россией международных договоров. Эти поправки не могут быть приняты Думой", - делился своими сомнениями с ГАЗЕТОЙ источник в Конституционном суде.
Законодатели все не смогли
Законопроект получил отрицательные заключения профильных комитетов Госдумы - по международным делам и по делам Федерации и региональной политике. Но авторы поправок до последнего пытались убедить нижнюю палату в необходимости принятия законопроекта. По словам Андрея Савельева, законопроект призван исправить историческую несправедливость: при распаде СССР республиканские власти не проводили в автономиях референдумов о выходе из Союза и нарушили действовавшую на тот момент Конституцию. "Ваша пассивная позиция вызывает недоумение. Мы же законодатели, мы можем все!" - убеждал коллег с думской трибуны депутат Савельев. "Будьте умными, примите законопроект хотя бы в первом чтении. Таким образом мы хотя бы дадим юридическую оценку развалу Советского Союза", - вторила ему Наталия Нарочницкая.
Коммунисты поддержали инициативу "Родины". "Мы всегда признавали право братских народов на самоопределение", - озвучил мнение фракции Виктор Тюлькин. "Малые народы, как и прежде, хотят встать под русские флаги. Я горжусь этими молодыми ребятами! В этом темном царстве они как луч света!" - добавил коммунист Николай Кондратенко, кивая в сторону седобородого Андрея Савельева. А либерал-демократы решили остаться "над схваткой" и предпочли не высказываться ни за, ни против. "Ваша идея обречена. Страной сейчас владеют люди, которые торгуют с Западом и никогда не пойдут с ним на конфликт из-за каких-то автономий", - поучал авторов член ЛДПР Алексей Митрофанов.
"Финляндия предложит провести референдум в Карелии"
Даже "единороссы" не выступили против идеи упрощения порядка вступления в состав России для бывших советских автономий. Хотя фракция и высказала опасения, что эта инициатива может испортить отношения России с международным сообществом. "Принятие такого закона означало бы объявление нам войны другими государствами, территориальная целостность которых будет нарушена", - объясняла журналистам позицию фракции первый вице-спикер палаты Любовь Слиска. "Найдется много государств, которые предъявят претензии на нашу территорию. Например, Финляндия вполне может потребовать провести референдум в Карелии", - вторил вице-спикеру глава думского комитета по делам Федерации и региональной политике Виктор Гришин. Того же мнения придерживались и независимые депутаты. Владимир Рыжков назвал "большой глупостью и провокацией" инициативу депутатов "Родины". "Этот закон еще дальше оттолкнет от нас соседей по СНГ и ослабит позиции страны в мире", - объяснял депутат.
В итоге законопроект не набрал необходимых для принятия 300 голосов. "За" проголосовал лишь 91 депутат, "против" - 34. ЛДПР и "Единая Россия" не голосовали.
ДМИТРИЙ АЯЦКОВ МОЖЕТ СТАТЬ ПОСЛОМ РОССИИ В БЕЛОРУССИИ
Газета "Время Новостей", Анна Саляхова, Саратов
В полку российских почетных отставников-дипломатов намечается прибавление. В их стройные ряды, возглавляемые бывшим российским премьером, а ныне послом России на Украине Виктором Черномырдиным, может влиться после своей отставки пока еще действующий губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков.
На днях г-н Аяцков заявил, что он получил от российского президента Владимира Путина предложение занять некий высокий пост, связанный с укреплением союзного государства России и Белоруссии: «Президентом нашей страны Владимиром Владимировичем Путиным мне поручена высокая государственная миссия, с которой я, надеюсь, справлюсь, -- это подача серьезного импульса созданию союзного государства». Однако конкретизировать предложенную ему должность г-н Аяцков не стал, сказав только, что 18 марта он поедет в Минск на встречу с Александром Лукашенко, а говорить о его новой должности можно будет только после того, как президент подпишет соответствующий указ.
Если Дмитрий Аяцков все-таки займет пост посла России в Белоруссии, то это будет не только почетной дипломатической отставкой одного из знаковых губернаторов ельцинского призыва, но еще и дополнительным свидетельством не слишком хороших отношений Москвы и Минска. Очевидно, что политический вес Дмитрия Аяцкова в сегодняшней российской власти, мягко говоря, невелик. Значит, Москва готова держать в Минске в качестве главы дипмиссии политика именно такого калибра.
При этом точно известно, что г-н Аяцков не станет заменой секретарю Союза России и Белоруссии Павлу Бородину. По словам источников в окружении саратовского губернатора, ему скорее всего предложат пост посла России в Белоруссии. Г-н Аяцков уже успел заверить общественность, что сделает все от него зависящее, чтобы добиться успехов на новом для него дипломатическом поприще. Белорусские власти от каких-либо комментариев о грядущем назначении г-на Аяцкова пока воздерживаются.
Напомним, что проблемы с трудоустройством возникли у саратовского губернатора, срок полномочий которого истекает 2 апреля, после того, как президент не стал вносить его кандидатуру на утверждение в региональный парламент. Непопулярному Дмитрию Аяцкову, которого поддерживало всего 7% населения, Владимир Путин предпочел директора Балаковской АЭС Павла Ипатова. 3 марта кандидатуру г-на Ипатова без лишних проблем утвердили саратовские парламентарии. Таким образом, Дмитрий Аяцков стал первым региональным лидером, чью кандидатуру Кремль отказался выдвинуть для утверждения по новой процедуре. Тогда же полпред президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко заявил, что г-ну Аяцкову предоставят хорошую должность на федеральном уровне. По словам саратовского губернатора, сейчас у него есть разные предложения о трудоустройстве: "До срока окончания полномочий -- 2 апреля -- у меня есть возможность выбирать и работать там, где мне нравится".
Пока же, несмотря на разговоры о многочисленных предложениях разной степени заманчивости, г-н Аяцков не торопится расставаться с губернаторским креслом и досрочно слагать с себя полномочия главы региона. "Я ни в коем случае не хочу занимать страусиную позу, полагаясь на то, что после меня придет кто-то и будет разбираться в ситуации. Я намерен работать до того момента, пока господин Ипатов не вступит в должность", -- заявил в пятницу журналистам саратовский губернатор.
ГУБЕРНАТОРОВ МОГУТ ПРЕМИРОВАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ
Газета "Время Новостей", Дарья Гусева
Перераспределение полномочий между центром и регионами в пользу центра, отказ от прямых выборов губернаторов и не вполне удачная монетизация льгот стали причиной осторожного ропота некоторых особо смелых губернаторов. Правда, о создании реальной оппозиции существующей власти в регионах говорить пока рано. Но уже выяснилось, что система устрашения региональных элит из центра выстроена гораздо лучше, чем система их задабривания.
В качестве компенсации полномочный представитель президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак на прошлой неделе предложил президенту расширить полномочия губернаторов, передав обратно на региональный уровень часть федеральных функций. Одновременно он намерен повысить ответственность губернаторов и формализовать поводы, по которым президент будет снимать их с должности.
В рамках централизации власти уже несколько лет подряд региональные элиты последовательно лишались влияния. Разграничение полномочий между центром и регионами отняло у субъектов федерации часть денег. Взамен они получили новые обязательства, на выполнение которых стали требовать финансовой поддержки из федерального центра. И хотя возникновение региональной фронды, аналогичной предвыборному блоку «Отечество -- Вся Россия» в 1999 году, сейчас практически исключено, Кремль старательно искореняет даже мысль об этом из умов губернаторов.
Монетизация льгот фактически подложила мину под федерацию. Сначала волгоградский губернатор Николай Максюта во всеуслышание попросил президента на заседании Госсовета «просчитать социальные последствия» такого решения и получше разъяснить народу, в чем его суть. Потом появилось коллективное письмо 11 дальневосточных губернаторов, адресованное Владимиру Путину. В нем говорилось, что реформа нарушает Конституцию России, потому что федеральная власть отказывается от своих социальных обязательств, а регионам, чтобы их выполнить, не хватает 23 млрд рублей.
По мнению аналитиков, это было расценено как недоверие к верховной власти на местах, и через несколько месяцев президент решил отказаться от прямых выборов губернаторов, заменив их процедурой назначения. Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Александр Кынев в разговоре с корреспондентом «Времени новостей» отметил, что «недовольство, которое вызвали знаменитый закон и предыдущий отъем денег у субъектов, после Нового года стало публичным». «Если губернаторы при нашей системе власти вслух стали выражать свои претензии, то что же в кулуарах происходит в таком случае? Недовольство огромно», -- констатировал политолог. Усугубляет ситуацию и приближение следующих президентских выборов, поскольку Кремль пока не решил, что предпринять для безболезненной передачи власти преемнику. Да и с самим преемником не определился.
По мнению г-на Кынева, своими действиями власть вполне может вырастить себе внятного оппонента в региональной власти: «Если губернаторов будут увольнять, то осторожно, постепенно, соизмеряя желания с возможностями. Потому что с пряниками для них у Кремля не очень густо -- одни кнуты. А перегибы опасны. Вот с Дмитрием Аяцковым удалось договориться, но смогут ли с каждым недовольным договориться?» С другой стороны, если бы губернаторы были готовы на какие-то решительные шаги, они бы вели себя иначе еще в конце прошлого года, когда принимали закон об их назначении.
Отстраненный от, по сути, провалившейся административной реформы полпред президента Дмитрий Козак решил частично реабилитироваться и одновременно заставить губернаторов отвечать за выполнение конкретных поручений. По предложенному аппаратом г-на Козака президенту проекту с 1 января 2006 года губернаторы смогут управлять недрами, водными и лесными ресурсами и решать проблемы землеустройства. К ним отойдут вопросы контроля и надзора в сфере занятости, образования и здравоохранения, экологический надзор, а также содержание и эксплуатация федеральных автодорог. При этом на региональный уровень перейдет лишь та часть полномочий, которой сейчас наделены региональные подразделения федеральных министерств и ведомств. А выдавать лицензии на разработку крупных, например нефтяных, месторождений по-прежнему будет федеральный центр. То есть теперь, по мнению полпреда в Южном федеральном округе, на местах вполне возможно и, главное, целесообразно замкнуть на губернаторов координацию работы большинства федеральных ведомств (особенно экономического и фискального блока). Тогда многие проблемы будут решаться оперативнее, быстрее станут продвигаться инвестиционные проекты. Сложности конкретных регионов губернаторы знают лучше, чем московские чиновники, считают в полпредстве. «Повысятся скорость и качество принимаемых государственных решений, а главное, ответственность за них», -- заявил «Времени новостей» источник в полпредстве.
Одновременно с расширением полномочий губернаторов Дмитрий Козак и его команда предлагают систему интегральной оценки деятельности губернаторов. Сейчас ее, по сведениям «Времени новостей», разрабатывает заместитель г-на Козака по экономике Александр Починок. Суть системы в том, чтобы отслеживать работу региональных властей по ряду социально-экономических показателей (рост доходов населения, объем привлеченных инвестиций, количество построенных и отремонтированных школ и прочее). Губернаторы в начале отчетного периода (финансовый год, момент назначения) берут на себя некие обязательства перед населением территории, федеральной властью, получают на реализацию этих обязательств достаточные административные полномочия и финансовый ресурс. А затем федеральная, в том числе окружная власть регулярно проверяет, что и как выполнил губернатор. Не справляется -- президент отправляет его в отставку. Таким образом, к вызывающей споры формулировке для отстранения «в связи с утратой доверия президента» будет сложнее придраться.
С другой стороны, снятие неугодных губернаторов «по поводу» никуда не денется. Руководитель аналитического департамента Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что на принципиальные уступки губернаторам никто не пойдет. «Жестом в сторону губернаторов стало то, что большинство из них пока переназначаются, -- сообщил г-н Макаркин «Времени новостей». -- Думали, например, что губернаторы-коммунисты обречены, но главы Владимирской и Курской областей переназначены. Если назначают нового, фигуры предлагают из регионов. Но все реальные рычаги влияния на губернаторов Кремль все равно оставляет за собой. Навстречу регионам готов идти по тем вопросам, которые не затрагивают реального влияния Кремля на регионы. Это же касается и инициативы Дмитрия Козака».
ГОД БЕЗ ВЛАСТИ — ЭКСПЕРИМЕНТ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
Газета "Московский Комсомолец", Екатерина Пичугина
Сегодня местное самоуправление отмечает первую годовщину: 14 марта 2004 года в Москве впервые по новому закону выбирали депутатов районных собраний. А жители района Крылатское не отмечают — уже год живут вообще без местной власти. И ничего, нормально живут.
История борьбы за местное самоуправление в Крылатском достойна занесения в историю выборных скандалов. Все началось 14 марта, когда участковая комиссия (УИК) избирательного округа №1 (в районе четыре округа) переписала три протокола голосования (в пользу кандидатов от “Единой России”). Потом были пространные объяснения, итоги выборов были признаны судом фальсификацией. Потом и смелую судью от дела отстранили. В общем, сейчас дело — в Верховном суде РФ.
В это время в округе №3 без дураков победили независимые кандидаты. Но и тут члены УИК решили “пересчитать голоса”. В итоге данные голосования отличались от предыдущих на... 60%. Когда независимые подняли вой, члены избиркома просто признали выборы недействительными. И хотя в остальных округах Крылатского выборы якобы состоялись, собрание не смогло приступить к работе: не было кворума.
Следующие выборы по округу №3 были 16 мая. Наученные горьким опытом кандидаты к ним подготовились. А чтобы протоколы не переписали, независимые трое суток (днем и ночью!) сторожили мешки с бюллетенями, которые предварительно перед видеокамерой опечатали наклейками со своими подписями. По итогам подсчета голосов, они победили. Но и из этого положения члены избиркома нашли выход: наутро объявили выборы несостоявшимися. На основании “жалоб от граждан”.
С тех пор независимые не вылезают из судов, пишут жалобы и готовятся к третьим выборам, которые назначили на 17 апреля этого года. Но шансы у них невелики.
Таким образом, в Москве установлен своеобразный рекорд: целый год люди одного района прожили без местного самоуправления. И, кстати, чувствуют себя ничуть не хуже соседей. Так, может, оно нам и не надо, это самое самоуправление? Зачем выкидывать деньги на выборы, зачем все эти скандалы? Тем более что районные депутаты, о чем не раз писал “МК”, фактически лишены реальной власти. Так что даже и непонятно: и чего ради такие страсти?
ПУТИН-2: ГОД ПЕРВЫЙ
Газета "Российская Газета", Владислав Воробьев
14 марта 2004 года за Владимира Путина свои голоса отдали более 71 процента избирателей России. Сегодня, год спустя, его рейтинг по-прежнему достаточно высок: по последним соцопросам, политику президента РФ одобряют 64 процента граждан.
В чем тайна политического успеха Путина, учитывая, что в стране начали проводится очень непопулярные, но крайне необходимые стране реформы? Кажется, совсем недавно президент прохладной ночью с 14 на 15 марта 2004 года шел по Красной площади в свой предвыборный штаб, чтобы объяснить собравшимся журналистам, что и как он намерен делать следующие четыре года. Тогда он заявил, что собирается сделать так, чтобы не осталось тех, кто не понимает, что происходит: "И если мы добьемся такого режима взаимодействия с обществом, то сможем действительно многое сделать".
Прошел ровно год. Удалось ли Владимиру Путину многое сделать за это время? Все ли сегодня понимают, что происходит? Порассуждать над этими вопросами "РГ" попросила экспертов:
Виктор Ивантер, академик, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН:
- Что касается экономики, прошедший с момента переизбрания Владимира Путина на второй президентский срок год был, безусловно, удачным. Мы практически сохранили темпы предыдущего года. С другой стороны, страна остро нуждается в продолжении реформ, их необходимо производить по степени настоятельности, и они должны быть разделены на две группы: реформы, которые обеспечивают экономический рост и рост доходов, и те, которые зависят от этого самого роста доходов.
Прежде всего необходимо решить проблему роста производительности и эффективности производства. Бизнес, я уверен, необходимо заставить повышать заработную плату в обмен на снижение налогов. При этом, конечно же, к человеку, который будет получать больше денег, автоматически предъявляются более высокие требования. На мой взгляд, это самая главная реформа, которую мы пока так и не провели.
Вторая экономическая проблема связана с финансовым обеспечением инвестиций в модернизацию экономики. Необходима существенная реформа банковского сектора. К сожалению, кроме разговоров, и по этому вопросу пока ничего не сделано. Третья проблема касается существенного расширения жилищного строительства. Действительно, уже принято немало хороших законов. Однако работать они начнут только при условии существенного увеличения объемов строительства.
Вместо этого власть занялась целым набором социальных реформ. Не открою большой тайны, если скажу, что для удачной реализации всего соцпакета необходимо очень много денег. Самым ярким подтверждением моих слов стала монетизация льгот.
И все же есть надежда, что реформы удастся направить в правильное русло. Прежде всего потому, что Россия сейчас находится в уникальной ситуации. Есть все предпосылки для того, чтобы существенно увеличить наш экономический рост.
Сергей Ознобищев, директор Института стратегических оценок:
- Прошедший год в плане внешней политики не был отмечен крупными достижениями. Наверное, как о достижениях можно говорить о том, что плохого могло произойти, но не произошло. Прежде всего удалось избежать возможного и ожидавшегося заметного осложнения отношений с Евросоюзом, осложнения - даже обвала и кризиса, как многие предрекали, - в отношениях с Соединенными Штатами. Впрочем, эти отношения из зоны "переменной облачности" перемещаются под сплошные облака. Сказались президентские выборы в США, когда на администрацию обрушился град упреков в связи с ее бездействием перед лицом якобы набирающих силу авторитарных тенденций во внутренней политике России. И теперь вся эта критика становится и частью внешнеполитической риторики Вашингтона - иногда даже независимо от воли администрации. Исправлять имидж России за рубежом надо не специально создаваемыми для этого структурами, а корректировкой ее внутренней политики.
Все же удалось сохранить диалог по важным проблемам. Но поднять планку до уровня реального партнерства еще предстоит.
Мы насторожили Запад заявлениями о наличии у нас неких стратегических ядерных средств, которые могут преодолевать любую оборону противника. Это не имеет никакого отношения к борьбе с терроризмом, но сразу заставляет вспомнить времена "холодной войны". Мы стали говорить о возможности нанесения превентивных ударов по базам противника на территории других стран. Это чисто американская практика, которая вызывает опасения во многих, в том числе западных, странах, и следовать ей ни к чему.
К серьезным успехам можно отнести подписание пограничного соглашения с Китаем и декларацию о принципах отношений России и стран Балтии. В этой декларации мы пошли на серьезное изменение акцентов и проявили готовность открыть новую главу в наших отношениях. К сожалению, мы не были услышаны нашими партнерами. Так что это только промежуточный итог.
Сергей Марков, директор Института политических исследований:
- Появилась новая повестка дня, а политика пока остается старой. Стабильность продолжает быть приоритетом, но уже не за счет возрождения субъектности государства, а за счет большей определенности. Люди хотят знать, каковы цели и президента, и правительства. Для реализации новой повестки необходимо уже не усиление роли бюрократии, а, наоборот, ее ограничение. В противном случае разросшаяся бюрократия начинает менять правила игры по своему усмотрению во вред развитию общества.
При этом, правда, у президента остается высокий рейтинг. Причина тому более чем очевидна - Владимир Путин продолжает быть единственной надеждой, безальтернативным лидером. К тому же именно президент в нашей стране продолжает оставаться самым эффективным институтом государственной власти. И от этого института общественность сегодня уже требует не только стабильности, но и возрождения морали.
П А Р Т И И
КПРФ ОБЪЯВИЛА КРЕМЛЮ ИНФОРМАЦИОННУЮ ВОЙНУ
Газета "Новые Известия", Шаген Оганджанян
Г-н Мельников (слева) напугал соратников кремлевским «бумерангом».
В минувшую субботу состоялся 3-й пленум ЦК КПРФ, ключевым вопросом которого стали «методы агитационно-пропагандистской и информационной работы партии». Методы эти, как выяснилось, будут весьма разнообразными. Ради продолжения дела Ленина российские коммунисты даже готовы организовать рассылку SMS-частушек.
Образцы агитационно-пропагандистской и информационной работы КПРФ были вывешены на стенде возле входа в зал и представляли собой в основном партийные газеты и листовки. Особого ажиотажа стенд у участников пленума не вызвал. Куда большее внимание они уделили лотку, с которого продавались шарфы с партийной атрибутикой, по 200 рублей штука. В итоге от обилия красно-белой вязаной продукции пленум даже до некоторой степени напомнил собрание пожилых фанатов московского «Спартака».
С основным докладом перед собравшимися выступил первый зампред ЦК Иван Мельников. В своей речи г-н Мельников попытался отразить без преувеличения все многочисленные аспекты существования КПРФ на информационном поле. Но суть его сводилась, в общем-то, к одной главной мысли – против КПРФ власть применяет целый спектр грязных приемов и партия должна бороться с этим всеми доступными ей средствами. Г-н Мельников особо остановился на «информационных бумерангах». Имелось в виду, что под каждую протестную акцию оппозиции власть инсценирует свою, с диаметрально противоположными требованиями. Кроме того, он упомянул телесериалы, «рисующие либо «жуткую картину советской действительности», либо оправдывающие те последствия, к которым привела политика нынешней власти», а также «псевдодокументалистику», искажающую факты отечественной истории.
Переходя же к тому, как «прогнозировать ответ госпропаганде и предпринимать упреждающие и ответные шаги», г-н Мельников прежде всего подчеркнул, что нынешнее население – совсем не то, что было в середине 90-х. Россияне начала XXI века, считает Иван Иванович, «привыкли жить в мире привлекательных вещей и стимулов, в иллюзорном мире рекламы, что, в свою очередь, привело обыденное сознание к состоянию, которое можно характеризовать как потребительское». А посему «предельно жесткая, местами на грани фола критика правящего режима» должна быть подпитана культурной пропагандой. «Все мы хорошо помним блестящие образцы культурной пропаганды: уличные театры, плакаты первых лет Советской власти, Окна РОСТА Владимира Маяковского, карикатуры Кукрыниксов и многое другое. Сегодня у нас такая работа практически на нуле», – пояснил г-н Мельников. Партийную периодику он обругал за «непонятную истеричность» и унылость. «Листовка должна стать важнейшим искусством из искусств для партии», – продолжил он. Продолжив тему, г-н Мельников призвал к реализации «такой старой технологии, как граффити, и такой новой, как рассылка SMS». Таким образом, г-н Мельников фактически высказался за использование непрошеной рекламной рассылки, попросту говоря, спама. Корреспондент «Новых Известий» по этому поводу обратился за разъяснениями к г-ну Мельникову, но он, как выяснилось, не видит в этом никакой особой проблемы: «Можно рассылать частушки или анекдоты. Главное, чтобы у самого получателя возникло желание их переслать кому-то еще».
В итоге, кроме всего прочего, пленум ЦК постановил активней использовать Интернет. Непосредственно об эсэмэсках в постановлении не сказано. Они, вероятно, подразумеваются. Так что, получив эсэмэс от незнакомого адресата, не спешите ее стирать. Вдруг это коммунистическая частушка.
ЛУЧШИЙ ШАХМАТИСТ ПЛАНЕТЫ ЗАЯВИЛ, ЧТО БУДЕТ ИГРАТЬ ТОЛЬКО В ПОЛИТИКУ
Газета "Новые Известия", Сергей Ткачук
В четверг поздно вечером после победы на супертурнире в Линаресе о своем уходе из спорта публично объявил 13-й чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров. И сообщил, что намерен целиком и полностью сосредоточиться на политике. Это заявление вызвало весьма бурную реакцию у представителей правой оппозиции, пребывающей в поисках лидера.
Гарри Каспаров в политике не новичок. Еще в мае 1991 года г-н Каспаров вместе с Николаем Травкиным и Геннадием Бурбулисом основали Демократическую партию России (ДПР). Но вскоре чемпион мира по шахматам перешел во внутрипартийную оппозицию, создав вместе с Аркадием Мурашовым Свободно-демократическую фракцию, которая вышла из состава ДПР, расколов ее на несколько антагонистических лагерей. Часть членов Демпартии уже осенью 1991-го примкнула к основанной г-ном Каспаровым коалиции политических партий «Либеральный союз». В том же году г-н Каспаров основал фонд «Свобода и собственность», вложив в него собственные средства и снабдив его идеологией. На этом Каспаров-политик поставил многозначительную запятую, вновь полностью погрузившись в мир черно-белых фигур.
В 1997 году он согласился стать финансовым советником генерала Александра Лебедя, который инициировал создание союза «Третья сила» и Российской народно-республиканской партии. После очередного спада активности г-н Каспаров вернулся в большую политику уже как самостоятельная фигура в январе 2004 года, основав оппозиционный общественный «Комитет-2008. Свободный выбор». Изначально предполагалось, что комитет станет своего рода «мозговым центром» российских либералов, а также площадкой для их консолидации в единую политическую структуру. Но помимо пресс-релизов и открытых писем, критикующих власть, в частности за дело ЮКОСа, от комитета не дождались ничего эпохального.
Но г-н Каспаров руки не опустил. Объявляя на прошлой неделе об уходе из большого спорта, он подчеркнул, что намерен бороться с антидемократическим режимом в России. Решение шахматного короля «Новым Известиям» прокомментировала его мать Клара Каспарова. Отвечая на вопрос, готовится ли новая политическая партия с участием г-на Каспарова, она ответила: «В никуда никогда никто не уходит – это удел здравомыслящих людей. Это – естественный уход, о котором знали только я и его менеджер».
О том, что шахматист прервет свою спортивную карьеру после турнира в Линаресе, впрочем, знал еще и независимый депутат Госдумы Владимир Рыжков, рассматриваемый некоторыми аналитиками как потенциальный лидер правой оппозиции. «Для меня это не новость, – заявил он «НИ». – В демократическом движении нужны свежие люди и свежие мысли. Я вполне допускаю, что г-н Каспаров мог бы стать лидером этого движения». Он также заявил, что в течение ближайших 2–3 недель у них с Каспаровым оформится собственный план объединения правых. «Этот план рассматривается наряду с другими предложениями в Комитете-2008, но пока я не могу рассказать его детали», – резюмировал г-н Рыжков.
А вот член политсовета СПС Борис Надеждин прокомментировал «НИ» решение г-на Каспарова так: «Для шахмат это плохо, для политики – хорошо». И добавил, что гроссмейстер обладает уникальным набором данных, похвастаться которым может далеко не каждый публичный политик. «Он не был чиновником, поэтому он неуязвим, на него реально нет компромата, – заявил г-н Надеждин. – К тому же он может позволить себе быть по-хорошему отмороженным, всячески подчеркивая аллергию на президента. Правые, безусловно, связывают с ним будущий партийный проект».
ЧЕЧЕНСКИЕ КОММУНИСТЫ ДАЛИ НА ИДЕЮ 800 РУБЛЕЙ
Газета "Московский Комсомолец", Наталья Галимова
Коммунисты входят в зал заседаний Госдумы и начинают кричать: “Грызлова — в отставку!” Зюганов лезет во внутренний карман пиджака, достает тухлое яйцо и целится в спикера... Примерно такую картинку мы, возможно, сможем наблюдать в недалеком будущем. В субботу на пленуме коммунисты обсуждали “методы агитационно-пропагандистской и информационной работы партии на современном этапе”. Иначе говоря — как грамотнее себя пиарить, привлекая новых избирателей. Одна из идей звучала так: перенести некоторые методы уличного протеста в зал заседаний...
С докладом выступал первый зампред ЦК Иван Мельников. “Пленарные заседания Думы, в отличие от многих стран, у нас по понятным причинам не показывают по телевидению. Как следствие — самая острая наша полемика с властью нередко является сотрясанием воздуха перед безразличными к нашим аргументам депутатами-роботами, которых мы до сих пор по привычке называем “уважаемыми коллегами”, — сожалел докладчик. Как же обратить на себя внимание?
Тут и прозвучала идея: перенести уличные методы протеста в стены Госдумы. Другая инициатива: “запустить творчество масс”. “Активисты Союза коммунистической молодежи могут реализовывать такую старую технологию, как граффити, или такую новую, как рассылка SMS, — рассуждал Мельников. — По телефонам можно рассылать и политические анекдоты, и частушки... Входящее сообщение, как правило, бесплатно, а исходящее стоит около рубля”.
Покончив с пропагандой и агитацией, левые перешли к вопросам более насущным: партийным расходам. Зампред ЦК Владимир Кашин был так любезен, что поделился с корреспондентом “МК”. Не деньгами, правда, а финансовой информацией. По его словам, в нынешнем году коммунисты собираются потратить 65 млн. руб. А в прошлом израсходовали около 50 млн. руб. Откуда деньги? “9 млн. мы получили от государства, еще часть средств — за счет пожертвований и уплаты членских взносов, а также за счет изготовления и продажи сувенирной продукции”, — сообщил товарищ Кашин. Деньги ушли на зарплату, аренду и издание газет.
Перед входом в зал стояла таблица на подставке, о которую все спотыкались. Таблица показывала, насколько исправно парторганизации платили членские взносы в прошлом году. Больше всех перечислила Москва: 477 тыс. руб. Североосетинские коммунисты внесли за год 1,5 тыс. руб., чеченские — 800 руб. Томск, Чукотка, Эвенкия и Хабаровск демонстрировали завидное постоянство: в течение года их взносы составляли 0 руб.
Не знаю, пожертвовали ли коммунисты из этих регионов средства в фонд КПРФ: ящик с соответствующей надписью стоял на столе, где раздавали документы пленума, и не заметить его было нельзя. А вот я пожертвовала — 10 рублей. Но коммунисты мой жест не оценили (хотя на фоне товарищей с Чукотки могли бы) и потребовали больше: “хотя бы 50”. В перерыве к ящику подошел депутат Госдумы Виктор Видьманов, которого в бытность главой Росагропромстроя называли “красным олигархом”, достал “упитанный” бумажник и вынул оттуда тысячу рублей. Увидев это, Иван Мельников закричал: “Виктор Михайлович, дайте взаймы!” Но купюра уже проскользнула внутрь, а больше Видьманов никому ничего не дал. Потом из зала вышел Зюганов. “Не хотите пожертвовать в фонд КПРФ?” — предложила я ему. “Потом, когда назад возвращаться буду”, — пообещал тот. Геннадий Андреевич очень спешил на обед...
РЕГИОНЫ
СО ВСЕМИ ВЫТЕКАЮЩИМИ
Газета "Коммерсантъ Власть", Дмитрий Камышев
Губернатор Корякского автономного округа Владимир Логинов уволен "в связи с утратой доверия президента РФ" и "за ненадлежащее исполнение своих обязанностей"
Показательное отстранение
9 марта Владимир Путин своим указом отрешил Владимира Логинова от должности главы Корякского автономного округа. По официальной версии, за неспособность справиться с энергетическим кризисом. На самом деле Кремль дал понять главам регионов, что эпоха губернаторской вольницы окончательно ушла в прошлое.
Указ об отставке корякского губернатора, избранного в марте 2004 года, был подписан в соответствии с законом "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ", позволяющим президенту отрешить от должности главу региона "в связи с утратой доверия президента РФ" или "за ненадлежащее исполнение им своих обязанностей". Это касается не только губернаторов, утвержденных парламентами по представлению президента, но и их коллег, успевших избраться до вступления в силу закона о новом порядке наделения полномочиями глав субъектов РФ.
Формальным поводом для отставки Логинова, судя по тексту указа, стал "срыв завоза топлива в населенные пункты Пенжинского и Олюторского районов Корякского автономного округа, повлекший за собой размораживание систем отопления в населенных пунктах этих районов, что привело к массовым нарушениям прав и свобод граждан, проживающих в них". Однако некоторые обстоятельства позволяют предположить, что реальные причины отставки были несколько иными.
Во-первых, если бы президент просто хотел снять неэффективного управленца Логинова, этого можно было достичь и другими способами. Во всяком случае, в 2001 году Путину хватило одного телефонного звонка, чтобы добиться добровольной отставки куда более влиятельного главы Приморья Евгения Наздратенко. Следовательно, Кремлю в данном случае был нужен не тихий уход губернатора, а именно показательная порка с масштабным освещением в федеральных и региональных СМИ.
Во-вторых, отставке Логинова предшествовал ряд публичных выступлений глав регионов, недовольных политикой центра. Например, татарский президент Минтимер Шаймиев предупредил Москву, что парламент республики не станет послушно утверждать любую кандидатуру на пост главы Татарии, спущенную из Кремля. А мэр Москвы Юрий Лужков отметился целой серией критических заявлений в адрес федеральных властей. И в этой ситуации центру было необходимо срочно продемонстрировать губернаторам, кто в доме хозяин, причем объектом для атаки должен был стать именно кто-то из всенародно избранных региональных лидеров, наивно считающих, что до истечения срока своих полномочий они находятся в полной безопасности.
Наконец, в-третьих, переназначение восьми действующих губернаторов могло навести глав субъектов РФ на мысль о том, что центр попросту боится менять нынешнюю региональную власть. И чтобы напомнить губернаторам, в чьих руках на самом деле находится их судьба, Кремль решил пожертвовать одним из них. При этом был выбран, пожалуй, наиболее безболезненный вариант. С одной стороны, отстранение главы маленькой Корякии заведомо не вызовет массовых протестов. С другой -- этой отставки должно быть достаточно, чтобы остальные губернаторы задумались о своем будущем и безоговорочно приняли новые правила игры, предложенные Кремлем.
ОН ОЧЕНЬ ЛЮБИЛ ДОЛЛАРЫ
Газета "Русский Курьер", Вагиф Кочетков
Очередной коррупционный скандал в Тульской области. Схвачен за руку первый заместитель главы администрации Заокского района Валерий Григорьев. Об этом официально сообщило губернское Управление ФСБ. Операция по задержанию мздоимца проводилась совместно с областной прокуратурой.
Чиновник требовал с предпринимателя ни много ни мало 56 тысяч долларов. Именно в такую сумму господин Григорьев оценил свои хлопоты по согласованию договора аренды сельскохозяйственных угодий. Земля в Заокском районе дорогая, здесь много дачных кооперативов, принадлежащих столичным жителям. Округ курортный, в его окрестностях расположено несколько домов отдыха, давно облюбованных москвичами. Далеко не каждому удается арендовать в районе землю. Этим, по всей видимости, и решил воспользоваться высокопоставленный столоначальник.
Увы, пополнить личный кошелек кругленькой суммой в американской валюте господину Григорьеву не удалось. Предприниматель после разговора с первым заместителем главы районной администрации направился прямехонько в чекистское ведомство. Здесь его снабдили мечеными долларами. Правда, столоначальник решил перестраховаться, назвав посредницу, через которую и следовало передать деньги за услугу. Ее и задержали с поличным в момент получения конверта. Женщина не стала отпираться и полностью признала свою вину, а также дала показания против Валерия Григорьева.
Сотруднице фирмы «Ника», зарегистрированной в Заокском районе, уже предъявлено обвинение в посредничестве в получении взятки в крупном размере. Пока идет предварительное следствие, женщина останется на свободе под подпиской о невыезде. Хуже первому заместителю главы районной администрации. Его решением суда взяли под стражу. Сейчас мздоимец находится в следственном изоляторе Тулы. На этой неделе областная прокуратура намерена и господину Григорьеву предъявить официальное обвинение.
ИНТЕРВЬЮ
...
Обзор подготовил
Запышнюк Артём Евгеньевич
|