Главная страницаОб ИнститутеВсе о выборахПартии и выборыМестное самоуправлениеДискуссионный клубЖурнал "Выборы. Законодательство и технологии"Наши партнерыФонд "Либеральная миссия"Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИAport RankerRambler's Top100  Rambler's Top100  

  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР МОНИТОРИНГА ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР

Бюллетень № 5

март 2008

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва
 

6. Информационное обеспечение выборов

 

6.5. Предоставление средствами массовой информации эфирного времени и печатных площадей для предвыборной агитации

6.5.1. Предоставление теле- и радиоканалами бесплатного эфирного времени

6.5.2. Предоставление газетами бесплатной печатной площади

6.5.3. Предоставление средствами массовой информации эфирного времени и печатной площади за плату

6.5.1. Предоставление теле- и радиоканалами бесплатного эфирного времени

Избирательное законодательство обязывает государственные теле- и радиоканалы предоставлять политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, на равных основаниях бесплатное эфирное время для предвыборной агитации. Это время должно предоставляться в период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.

Закон предусматривает, что половина от общего объема бесплатного эфирного времени предоставляется для проведения совместных агитационных мероприятий (дебатов). Однако по инициативе «Единой России» в законе сделана оговорка, согласно которой партия, отказавшаяся от участия в дебатах, получает дополнительное эфирное время для своей агитации, а время, отведенное на дебаты, сокращается.

Что касается общего объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого теле- и радиоканалами, то положения федеральных законов «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не согласуются между собой. В первом законе четко установлено, что федеральные государственные теле- и радиоканалы предоставляют партиям не менее одного часа в рабочие дни в пределах 28-дневного периода[1], и никаких исключений из этого правила не предусматривается. С учетом выходных и праздничных дней в данной кампании для предоставления бесплатного эфира оставалось 19 рабочих дней; таким образом, теле- и радиоканалы должны были выделить для агитации не менее 19 часов бесплатного эфирного времени, т.е., в случае участия в выборах 11 партий, не менее 1 часа 43 мин 38 сек на каждую партию.

Однако Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает, что в случае, если на каждую партию придется более 60 минут бесплатного эфирного времени, общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из организаций телерадиовещания предоставляет для проведения агитации, сокращается и должен составлять 60 минут, умноженных на количество партий. Таким образом, налицо коллизия двух федеральных законов. По нашему мнению, в данном случае необходимо было руководствоваться законом о выборах депутатов Государственной Думы, поскольку указанные нормы данного закона, предусматривающие предоставление партиям большего объема бесплатного эфирного времени, являются дополнительными гарантиями избирательных прав граждан и по этой причине их нельзя считать противоречащими «рамочному» закону.

Тем не менее ЦИК РФ в своем Постановлении от 16 октября 2007 г. № 41/317-5 заняла странную позицию, предоставив организациям телерадиовещания право самим решать, нормами какого закона руководствоваться. В результате только радиокомпания «Голос России» предоставила партиям 19 часов бесплатного эфира, а остальные (телеканалы «Первый канал», «Россия», «ТВ Центр», радиоканалы «Радио России» и «Маяк») – меньше, в основном по 11 часов.

Партия «Единая Россия» отказалась от участия в дебатах и в соответствии с законом получила дополнительное бесплатное эфирное время для своих агитационных роликов.

Что касается требования о предоставлении бесплатного эфирного времени в период, когда телепередачи собирают наибольшую аудиторию, то ЦИК РФ обратилась по этому вопросу к четырем организациям, специализирующимся в области массовых коммуникаций (Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Союз журналистов России, «МедиаСоюз», Факультет журналистики МГУ), и получила следующие ответы: утренний «прайм-тайм» был оценен либо как 7.00–9.00, либо как 7.30–9.00; начало вечернего «прайм-тайма» все организации отнесли к 19.00, а окончание одна организация отнесла к 21.00, одна – к 22.00 и две – к 23.00.

На «Первом канале» для агитации (в т.ч. теледебатов) был отведен период с 7.05 по 7.50 (реально дебаты заканчивались около 7.30). На телеканале «Россия» дебаты проходили с 22.50 по 23.25. Таким образом, оба ведущих телеканала предоставили для дебатов время, отнесение которого к «прайм-тайму» остается спорным (к тому же утренний «прайм-тайм» не эквивалентен вечернему). Что касается «ТВ Центра», то эта телекомпания предоставила для дебатов период с 17.45 по 18.15, т.е. явно не попадающий в «прайм-тайм».

Отметим также, что телеканал «Россия» нарушил требование закона, запрещающее перекрывать передачу совместных агитационных мероприятий передачей иных агитационных материалов: все дебаты на этом телеканале имели перерывы, во время которых транслировались агитационные ролики партий, в том числе не участвовавших в этих дебатах.

На «Первом канале» в каждом совместном мероприятии участвовали три или четыре партии, при этом на каждую партию (кроме «Единой России») было отведено по 8 мин. Каждая партия участвовала в пяти совместных мероприятиях. Для индивидуальной агитации каждой партии было выделено пять временных интервалов по 4 мин каждый – также в период с 7.05 по 7.50. «Единая Россия» получила 15 четырехминутных интервалов.

На телеканале «Россия» каждой партии была предоставлена возможность участвовать в четырех дебатах (время, отведенное каждой партии, в графике не указывалось, по-видимому, 10 мин); в одном совместном мероприятии участвовали две или три партии. Кроме того, партии получили по 24 минутных интервала для своей агитации, а «Единая Россия» – 64 минутных интервала. Эти агитминутки транслировались не только в перерывах между дебатами, но и в другое время: в периоды 8.55–11.00, 13.35–13.40, 14.10–14.15, 16.35–16.40, 17.20–19.40.

«ТВ Центр» предоставил каждой партии возможность участвовать в пяти дебатах, при этом на каждую партию было отведено по 6 мин; в одном совместном мероприятии участвовали две или три партии. Для индивидуальной агитации выделялось семь интервалов разной продолжительности: четыре по 5 мин, два по 4 мин и два по 2 мин; в последний день агитации, 30 ноября, каждая партия (кроме «Единой России») получила один двухминутный интервал. «Единая Россия» получила восемь пятиминутных интервалов, четыре четырехминутных и два двухминутных (оба 30 ноября). Вся индивидуальная агитация транслировалась в период с 8.30 до 9 часов.

«Радио России» предоставило каждой партии возможность участвовать в трех дебатах; все дебаты проходили с 10.28 по 10.48; в каждых участвовали две партии. Кроме того, партиям предоставлено для агитации 30 одноминутных интервалов в разное время суток («Единой России» предоставлено 60 одноминутных интервалов).

На радиоканале «Маяк» каждой партии предоставлена возможность участвовать в трех дебатах; все дебаты проходили с 13.33 по 13.58; в каждых участвовали две партии. Для агитации предоставлены в разное время суток одноминутные интервалы (по 30 на каждую партию). «Единой России» предоставили 60 одноминутных интервалов.

Радиокомпания «Голос России» предоставила участвующим в дебатах партиям (кроме «Справедливой России») возможность участвовать в четырех дебатах. Все дебаты проходили в течение 17 дней (кроме 7 и 21 ноября 2007 г.) с 20.30 по 21.00, за исключением 30 ноября, когда были выделены дополнительные 30 мин с 19.30 по 20.00. В каждой программе участвовали по две партии. Таким образом, на дебаты девяти партиям отведено 540 мин эфирного времени, или по 60 мин на партию. Однако при этом 7 и 21 ноября 2007 г. выделено по 30 мин «Справедливой России» – без партнера. В результате эта партия тоже получила 60 мин, но без участия в дебатах. Для индивидуальной агитации каждой партии было выделено 12 интервалов по 5 мин («Единой России» – 24 интервала). Таким образом, на все партии в совокупности приходится 22 часа эфирного времени. Следовательно, на данном радиоканале, единственном из всех вышеперечисленных, соблюдено требование Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» о минимальной объеме эфира в 19 часов.

Среди пяти региональных государственных организаций телерадиовещания, включенных в перечень МГИК, три оказались специализированными («Национальная радиостанция «Звезда FM»», «Национальная телевизионная компания «Звезда»» и радиоредакция «Милицейская волна»), хотя известно, что эти СМИ вещают на широкую аудиторию и передают вполне популярные, в том числе и новостные передачи. «Звезда FM» и телеканал «Звезда» тем не менее, выделили бесплатное и платное эфирное время, то же сделали телеканал «Столица» и радиостанция «Говорит Москва». Распределение времени было проведено путем жеребьевки, происходившей в МГИК. Само по себе выделенное время заранее в МГИК не обсуждалось (по крайней мере, коллегиально) и оказалось не в полной мере удовлетворяющим требованию закона о выделении времени в период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.

Так, на телеканале «Столица» дебаты начинались в 17.45, 18.15 или 18.30, для индивидуальной агитации партиям был выделен период с 17.56 до 18.14. На телеканале «Звезда» дебаты начинались в 18.30, а индивидуальная агитация транслировалась в разное время суток. Радиостанция «Звезда FM» для дебатов выделила периоды с 16 до 17 и с 23 до 24 часов, а также в 22.30, а для индивидуальной агитации – с 13 до 14, с 16 до 17 и с 23 до 24 часов. Лишь радиостанция «Говорит Москва» предоставила партиям «прайм-тайм»: дебаты начинались в 19.22, индивидуальная агитация проходила с 19.35 до 20 часов.

6.5.2. Предоставление газетами бесплатной печатной площади

В перечень общероссийских государственных СМИ, опубликованный ЦИК РФ (см. разделы 6.3.5 и 6.3.6) в конечном итоге попали 17 газет, три из которых были признаны специализированными. При этом 6 газет попали в этот список 15 ноября, то есть после начала агитационного периода в СМИ, и естественно, они не «успели» предоставить партиям бесплатную печатную площадь.

В перечень, опубликованный МГИК, в конечном итоге попали в общей сложности 220 печатных СМИ, из них 162 региональных государственных периодических печатных издания и 58 муниципальных периодических печатных издания. В соответствии с ч. 6 ст. 57 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» региональные СМИ обязаны предоставлять бесплатную и платную печатную площадь региональным группам кандидатов. Однако ч. 14 этой же статьи делает исключение, во-первых, для специализированных СМИ, а, во-вторых, для газет, которые издаются реже одного раза в неделю: такие СМИ могут отказаться от предоставления эфирного времени и печатной площади для агитации (но могут и не отказываться).

Ни одна региональная государственная газета из 162 включенных в перечень не выделила бесплатной печатной площади региональным отделениям партий! Отказ объяснялся тем, что газеты выходят реже, чем один раз в неделю. Действительно, большинство газет, учрежденных районными Управами, выходят один раз в месяц. Что же касается окружных (с тиражами в сотни тыс. экз.), то в соответствии с перечнем периодичность их выпуска составляет «4 раза в месяц». На практике, это (тем более в период избирательной кампании) означает еженедельные выпуски, но формулировки «4 раза в месяц» оказалось достаточно для того, чтобы не предоставлять бесплатную и платную печатную площадь для агитационных материалов, поскольку газета издается «реже, чем один раз в неделю». Впрочем, одна из окружных газет – «Южные горизонты» – официально (т.е., как указано в перечне) выходит «один раз в неделю», но и она не предоставила печатную площадь для агитационных материалов – без объяснения причин.

6.5.3. Предоставление средствами массовой информации эфирного времени и печатной площади за плату

Закон требует, чтобы СМИ, желающие предоставлять политическим партиям и их региональным отделениям эфирное время или печатную площадь за плату (а также те, кого закон обязывает их предоставлять), не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов опубликовали свои расценки и уведомили ЦИК РФ (для общероссийских СМИ) или избирательную комиссию субъекта РФ (для региональных и муниципальных СМИ) об этих расценках.

ЦИК РФ получила 182 уведомления о готовности предоставлять за плату эфирное время, печатные площади, а также площади на Интернет-сайтах[2]. Среди них:

  • такие телеканалы, как «Первый канал», «Российское телевидение», «ТВ Центр», «РЕН ТВ», «ТВ-3 Россия», «РБК – ТВ»;

  • такие радиостанции, как «Радио России», «Маяк», «Голос России», «Авторадио», «Европа Плюс», «МАКСИМУМ Радио», «Радио Ретро», «Радио ШАНСОН», «Русское Радио», «Эхо Москвы»;

  • такие газеты, как «Аргументы и факты», «Аргументы недели», «Вечерняя Москва», «Время новостей», «Газета», «Завтра», «Известия», «Коммерсантъ», «Комсомольская правда», «Мир новостей», «Московская правда», «Московские новости», «Московский комсомолец», «Независимая газета», «Новая газета», «Российская газета», «Сельская жизнь», «Советская Россия», «Советский спорт», «Труд».

Мы не располагаем данными об объемах эфирного времени и печатной площади, которые реально были предоставлены партиям теми или иными СМИ. Однако о том, что многие партии активно использовали платное эфирное время и платные печатные площади, косвенно свидетельствуют их финансовые отчеты (см. раздел 9.1).

продолжение
 


[1] В законе, действовавшем на выборах 2003 г., для агитации в СМИ был выделен 30-дневный период.

[2] Перечень этих уведомлений размещен на сайте ЦИК РФ (http://cikrf.ru/elect_duma/agitation/uved_181007.jsp).

 

 

 

 

 

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru