Главная страницаОб ИнститутеВсе о выборахПартии и выборыМестное самоуправлениеДискуссионный клубЖурнал "Выборы. Законодательство и технологии"Наши партнерыФонд "Либеральная миссия"Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИAport RankerRambler's Top100  Rambler's Top100  

  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР МОНИТОРИНГА ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР

Бюллетень № 5

март 2008

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва
 

9. Финансирование избирательной кампании

9.1. Финансирование избирательных кампаний политических партий

9.2. Финансирование деятельности избирательных комиссий

9.1. Финансирование избирательных кампаний политических партий

На выборах депутатов Государственной Думы пятого созыва впервые финансирование избирательных кампаний политических партий было децентрализовано: помимо избирательных фондов (федеральных) партии имели возможность создавать избирательные фонды региональных отделений. При этом суммарный «потолок» всех избирательных фондов, которые могла создать партия (1,806 млрд. руб.), был существенно больше, чем «потолок» федерального фонда (400 млн. руб.).

Партии по-разному воспользовались своим правом создавать избирательные фонды региональных отделений. Не создали такие фонды «Яблоко», Демократическая партия России, а также три партии, списки которых не были зарегистрированы. Всего в одном регионе создала фонд Партия социальной справедливости. Небольшое число региональных фондов создали КПРФ, Аграрная партия России, «Гражданская Сила», несколько больше – «Союз Правых Сил». Более чем в половине регионов были созданы фонды ЛДПР, «Справедливой России» и партии «Патриоты России». И только «Единая Россия» создала фонды для каждой своей региональной группы (см. табл. 9.1).

Если оценивать только расходы федеральных избирательных фондов (см. табл. 9.1), то можно увидеть, что три партии («Единая Россия», ЛДПР и «Справедливая Россия») практически приблизились к федеральному «потолку» с той лишь разницей, что у «эсеров» 60 млн. руб. было «омертвлено» в форме избирательного залога. Четвертое место по объему финансирования заняла КПРФ, с примерно двукратным отставанием от лидеров. Партии, не прошедшие в Думу, потратили меньше.

Однако, если учитывать и фонды региональных отделений (т.е. подсчитать средства консолидированных избирательных фондов), то картина несколько изменится. Окажется, что «Единая Россия», достаточно приблизившаяся к «консолидированному потолку», получила более чем двукратное финансовое преимущество перед ЛДПР и «Справедливой Россией», а КПРФ потратила примерно втрое меньше, чем эти две партии. Но, как и по федеральным фондам, ни одна из партий, не прошедших в Думу, не опередила по своим расходам КПРФ, не говоря уже о трех других лидерах.

В этом отношении данная кампания отличается от предыдущих. Так, на выборах 2003 г. по объему расходов лидировал «Союз Правых Сил», партия «Яблоко» была на третьем месте, обогнав блок «Родина» и ЛДПР; и еще одна партия и два блока, не прошедшие в Думу, по объему расходов опередили КПРФ.

Зная итоги голосования, нетрудно оценить, какая сумма расходов пришлась на один полученный партией голос. Самой эффективной по этому параметру оказалась кампания Аграрной партии России (13,5 руб. за голос), на втором месте – КПРФ (29 руб.), и на третьем – «Единая Россия» (35 руб.). Четвертую позицию занимает партия «Гражданская Сила» (94 руб.), у остальных партий этот показатель превышает 100 руб. (правда, если не учитывать потерянный избирательный залог, то у партии «Яблоко» расходы составят 66 руб. на один голос). Наименее эффективной оказалась кампания партии «Патриоты России» (323 руб., или 226 руб. без учета залога) и Демократической партии России (319 руб.).

Таблица 9.1

Поступление и расходование средств избирательных фондов политических партий по данным итоговых отчетов (тыс. руб.)

Партия

Фонд*

Поступило

Возвращено

Израсходовано

Осталось

«Единая Россия»

федер.

420 470

22 120

398 350

0

рег. (83)

1 277 342

124 500

1 152 832

10

конс.

1 697 812

146 620

1 551 183

10

«Справедливая Россия»

федер.

387 037

60 000**

327 037

0

рег. (77)

400 140

5 881

393 349

910

конс.

787 176

65 881

720 385

910

ЛДПР

федер.

391 573

0

391 573

0

рег. (60)

243 193

9 193

230 662

3 339

конс.

634 767

9 193

622 235

3 339

КПРФ

федер.

172 076

20

172 053

2

рег. (15)

62 293

53

61 971

269

конс.

234 369

73

234 024

272

«Союз Правых Сил»

федер.

157 082

288

156 794

0

рег. (36)

54 017

100

53 426

491

конс.

211 099

388

210 220

491

«Патриоты России»

федер.

138 645

0

138 645

0

рег. (76)

64 918

4 511

60 350

57

конс.

203 563

4 511

198 995

57

«Яблоко»

федер.

139 061

6 370

132 691

0

«Гражданская Сила»

федер.

29 722

1 100

28 622

0

рег. (28)

42 580

1 936

40 628

15

конс.

72 302

3 036

69 250

15

Демократическая партия России

федер.

31 097

2 500

28 597

0

Аграрная партия России

федер.

16 187

540

15 647

0

рег. (14)

6 190

305

5 885

0

конс.

22 377

845

21 532

0

Партия социальной справедливости

федер.

20 105

40

20 065

0

рег. (1)

1 027

0

1 027

0

конс.

21 132

40

21 092

0

«Народный Союз»

федер.

1 000

0

1 000

0

«Зеленые»

федер.

205

0

205

0

Российская партия Мира и Единства

федер.

130

0

120

10

Примечания:
*
Сокращения: федер. – федеральный, рег. – региональных отделений (в скобках – число регионов, где созданы фонды), конс. – консолидированный (сумма федерального и региональных).
**
Возвращенный избирательный залог.

Структура поступлений средств в избирательные фонды партий показана в табл. 9.2. Нетрудно увидеть, что для большинства партий, существенно наполнивших свои фонды («Единая Россия», «Справедливая Россия», «Патриоты России», «Яблоко», «Гражданская Сила», Демократическая партия России), основным источником служили пожертвования юридических лиц. У ЛДПР, КПРФ, «Союза Правых Сил» и Аграрной партии России, а также у партии «Народный Союз» преобладали собственные средства партии, и лишь Партия социальной справедливости, «Зеленые» и Российская партия Мира и Единства наполняли свои скудные фонды в основном за счет пожертвований граждан.

Таблица 9.2

Структура поступлений средств в консолидированные избирательные фонды политических партий (тыс. руб.)

 

Собственные средства партии

Пожертвования граждан

Пожертвования юридических лиц

«Единая Россия»

295 090

88 750

1 224 700

«Справедливая Россия»

20 458

191 099

570 980

ЛДПР

342 118

50 483

240 831

КПРФ

144 654

19 191

70 450

«Союз Правых Сил»

108 612

30 851

44 873

«Патриоты России»

74 125

8 168

116 890

«Яблоко»

6 140

2 551

124 000

«Гражданская Сила»

2 216

19 511

48 334

Демократическая партия России

0

597

28 000

Аграрная партия России

11 330

3 623

6 579

Партия социальной справедливости

0

20 342

750

«Народный Союз»

1 000

0

0

«Зеленые»

30

175

0

Российская партия Мира и Единства

0

130

0

Если же говорить о структуре расходов, то в них явно преобладают две статьи: агитация через организации телерадиовещания и выпуск и распространение печатных и иных агитационных материалов. Это видно как из общей структуры расходов всех партий – данные статьи в сумме составляют более 72% расходов (табл. 9.3), так и из структуры расходов отдельных партий – доля расходов на телерадиоагитацию была невелика лишь у «Союза Правых Сил» и партии «Яблоко», а доля расходов на агитматериалы – только у Демократической партии России (табл. 9.4).

Таблица 9.3

Общая структура расходов средств избирательных фондов

Статья расхода

Сумма (тыс. руб.)

Доля (%)

На организацию сбора подписей избирателей

2 225

0,1%

На внесение избирательного залога

180 000

4,7%

На предвыборную агитацию через организации телерадиовещания

1 301 306

34,1%

На предвыборную агитацию через редакции периодических печатных изданий

286 246

7,5%

На выпуск и распространение печатных и иных агитационных материалов

1 457 469

38,2%

На проведение публичных массовых мероприятий

56 744

1,5%

На оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера

37 486

1,0%

На оплату других работ (услуг)

310 224

8,1%

На оплату иных расходов

179 830

4,7%

Всего

3 811 529

 

Расходы на агитацию в печатных СМИ у всех партий оказалась ниже, чем расходы на агитацию через телевидение и радио, в основном существенно ниже (лишь у «Союза Правых Сил» и Аграрной партии России эти расходы сопоставимы).

Таблица 9.4

Структура расходов средств консолидированных избирательных фондов политических партий, списки которых были зарегистрированы (тыс. руб.)

 

Агитация на теле- и радиоканалах

Агитация в печатных СМИ

Печатные и иные материалы

Остальные расходы*

«Единая Россия»

487 341

153 322

605 808

304 712

«Справедливая Россия»

392 668

50 815

217 616

59 287

ЛДПР

197 137

26 804

308 400

89 895

КПРФ

58 592

20 704

121 079

33 649

«Союз Правых Сил»

12 159

11 210

77 170

49 682

«Патриоты России»

75 081

10 282

38 171

15 461

«Яблоко»

6 771

2 074

46 513

17 333

«Гражданская Сила»

25 435

3 749

31 670

8 396

Демократическая партия России

22 737

2 685

256

2 919

Аграрная партия России

5 651

3 967

8 612

3 301

Партия социальной справедливости

17 736

633

1 940

783

* Исключая избирательный залог.

Все партии, собиравшие подписи, затратили на этот процесс, если верить их отчетам, незначительные (в сравнении, скажем, с размером избирательного залога) суммы. Дороже всех сбор подписей обошелся Демократической партии России (667 тыс. руб., или чуть больше 3 руб. за одну подпись), а дешевле всех – Партии социальной справедливости (82 тыс. руб., или около 40 коп. за подпись), у которой и доля «брака» при этом оказалась наименьшей (см. раздел 5.4.2). Однако, по оценкам экспертов, собрать 200 тыс. подписей избирателей при таких затратах невозможно. Из этих данных можно сделать вывод, что либо сбор подписей оплачивался преимущественно помимо избирательного фонда, либо подписи реально не собирались.

Проведение публичных массовых мероприятий также не было заметной статьей расходов. Больше всего на них потратили «Единая Россия» (29,5 млн. руб.) и ЛДПР (18 млн. руб.). Еще менее заметными были у большинства партий расходы на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера, лишь у «Справедливой России» такие затраты были более существенными (16,5 млн. руб.).

«На оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) юридическими лицами или гражданами РФ по договорам» расходы партий заметно различались. Наибольшую сумму по этой статье потратила «Единая Россия» (118 млн. руб.), а доля расходов по этой статье была наибольшей у «Союза Правых Сил» (40 млн. руб., или 19%) – возможно, это связано с активным использованием данной партией агитации в Интернете.

«На оплату иных расходов, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании», расходы «Единой России» были наибольшими как по сумме (150 млн. руб.), так и по их доле в общих расходах (9,6%).

9.2. Финансирование деятельности избирательных комиссий

В соответствии с Постановлением ЦИК РФ от 18 сентября 2007 г. № 30/212-5, на выборы депутатов Государственной Думы пятого созыва было выделено 4 327 682,6 тыс. руб. Из них 4 243 834,6 тыс. руб. ЦИК РФ передавала избирательным комиссиям субъектов Федерации, 33 млн. руб. (ровно) передавалось «Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации, оказывающим содействие в реализации полномочий избирательных комиссий, образованных руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации либо командирами воинских частей», и 50 848 тыс. руб. ЦИК РФ оставила на организацию выборов себе.

Большая часть средств, полученных непосредственно ЦИК РФ, пошла на премирование членов ЦИК РФ, сотрудников ЦИК РФ и привлеченных специалистов (см. табл. 9.5). Можно предположить, что около 15 млн., выделенных на «другие расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов» в основном расходовались на пропагандистскую деятельность по информированию избирателей о выборах.

Таблица 9.5

Смета расходов ЦИК РФ на организацию выборов депутатов Государственной Думы

Виды расходов

Сумма (тыс. руб.)

Доля

Дополнительная оплата труда (с учетом налогов)

22 781,2

44,8%

Расходы на изготовление печатной продукции и издательскую деятельность

2 350,5

4,6%

Расходы на связь

4 678,1

9,2%

Транспортные расходы

4 372,3

8,6%

Приобретение предметов снабжения и расходных материалов

267,6

0,5%

Командировочные расходы

1 500

2,9%

Приобретение оборудования длительного пользования

60

0,1%

Другие расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов

14 838,3

29,2%

Итого

50 848

 

В соответствии с законом избирательные комиссии субъектов Федерации производили дальнейшее распределение выделенных им средств. Сведения о распределении средств всеми этими комиссиями труднодоступны, однако мы можем в качестве примера привести информацию о распределении средств Московской городской избирательной комиссией (МГИК).

МГИК на проведение выборов депутатов Государственной Думы было выделено 224 892 500 руб.[1] Из этих денег 211 819 960 руб. предполагалось передать нижестоящим (территориальным) избирательным комиссиям, 13 072 540 руб. предполагалось оставить в МГИК. Смета расходов МГИК представлена в табл. 9.6.

Однако реально в территориальные избирательные комиссии предполагалось передать существенно меньше средств, поскольку среди расходов, передаваемых в ТИКи значилась статья «Средства на оплату расходов на подготовку и проведение выборов за нижестоящие избирательные комиссии и на финансирование их непредвиденных расходов», которая составляла 61 326 817 руб. Таким образом, реально в ТИКи передавалось 150 493 143 руб. При этом ТИКи были обязаны передать в нижестоящие участковые комиссии 143 070 318 руб. Из указанных сумм расходы на оплату труда всех членов ТИК должны были составить 4 616 909 руб., а членов УИК – 118 886 280 руб.

Из указанных цифр можно оценить среднее вознаграждение за эти выборы членов и сотрудников избирательных комиссий разного уровня. В МГИК по штатному расписанию работают 186 сотрудников (включая 143 человека в Управлении информатизации, в основном это – системные администраторы ТИК). Таким образом, на одного сотрудника приходится вознаграждение в размере 49,8 тыс. руб. (без налогов). При этом следует учесть, что это вознаграждение представляет собой именно премию за проведение выборов, а не оклад денежного содержания, выплачиваемый из других источников, поскольку все штатные сотрудники МГИК работают там на постоянной основе.

Таблица 9.6

Смета расходов МГИК на организацию выборов депутатов Государственной Думы

Виды расходов

Сумма (руб.)

Доля

Дополнительная оплата труда (с учетом налогов)

11 360 130

86,9%

Расходы на изготовление печатной продукции и издательскую деятельность

306 480

2,3%

Расходы на связь

615

0,0%

Транспортные расходы

343 321

2,6%

Приобретение предметов снабжения и расходных материалов

49 200

0,4%

Командировочные расходы

0

0,0%

Приобретение оборудования длительного пользования

0

0,0%

Другие расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов

1 012 794

7,7%

Итого

13 072 540

 

В отличие от МГИК, члены ТИК и УИК работают в этих комиссиях не на постоянной основе, а, следовательно, не получают зарплаты в системе избирательных комиссий. Общее количество членов ТИК составляет примерно 850 человек, и среднее вознаграждение за выборы получается равным около 5,4 тыс. руб. В УИК города Москвы работали 39,8 тыс. членов, среднее вознаграждение составило 3 тыс. руб. Однако следует учитывать, что председатели ТИК и УИК «по результатам выборов» обычно получают дополнительные премии из других статей расходов (например, премии председателям ТИК входили в статью «Средства на оплату расходов на подготовку и проведение выборов за нижестоящие избирательные комиссии и на финансирование их непредвиденных расходов»).

 Реальное распределение денежных средств, выделенных МГИК на выборы депутатов Государственной Думы, представлено в решении МГИК от 14 февраля 2008 г. Общие расходы составили 231 043 175 руб., из которых приблизительно 174 млн. руб. составили расходы избирательных комиссий, а 57 млн. руб. – «расходы по обеспечению комплексной кампании по информированию избирателей». Последние представляют собой расходы на привлечение избирателей к голосованию посредством различного вида листовок, плакатов, баннеров и т.д. Эта часть расходов на выборы уходит к компаниям, изготавливающим «информационные материалы». На этих выборах, как видно, она составила значительную сумму – около четверти всех расходов.

Дополнительная оплата труда, вознаграждение составило для МГИК 10,4 млн. руб. (на 1,2 млн. руб. больше запланированного), для всех ТИК – 7,3 млн. руб. (на 2,7 млн. руб. больше запланированного; по-видимому, за счет дополнительных премий председателям ТИК), для всех УИК – 119 млн. руб. (на 0,1 млн. руб. больше запланированного).

Большие расходы МГИК на премии членам и сотрудникам МГИК хорошо согласуются с традицией этой комиссии щедро премировать своих членов и сотрудников сразу после дня голосования. Так, 5 декабря 2007 г. года сразу после утверждения итогов голосования МГИК приняла решение о премировании своего председателя двумя окладами (которые равны окладам Вице-Премьера Правительства г. Москвы) и поручении ему премировать остальных членов и сотрудников МГИК.

На этом же заседании было принято решение о дополнительном премировании членов ТИК и отдельно их председателей. Таким образом, в среднем на одного члена ТИК пришлось около 8,6 тыс. руб. Дополнительные премии председателям ТИК зависели от количества УИК на территории ТИК и составили от 6 до 10 тыс. руб. Есть основания полагать, что председатели ТИК поощрялись также из источников администрации.

продолжение
 


[1] В дальнейшем ЦИК РФ выделил дополнительные средства на организацию выборов.

 

 

 

 

 

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru