5.4. Регистрация федеральных
списков кандидатов
5.4.1. Общие итоги регистрации
5.4.2. Регистрация на основании подписей:
проблемы и тупики
Списки трех партий («Единой России»,
КПРФ и ЛДПР) были зарегистрированы по парламентской льготе. Четыре
партии («Справедливая Россия», «Яблоко», «Союз Правых Сил», «Патриоты
России») внесли избирательный залог (60 млн. руб.), и их списки были
зарегистрированы на основании залога (см. табл. 5.2).
Остальные семь партий представили
подписные листы (более 200 тыс. подписей). ДПР сдала подписи 12 октября,
РЭП «Зеленые» – 16 октября, остальные – в последний день сдачи 17
октября. По итогам проверки подписных листов списки четырех партий были
зарегистрированы, а три партии («Зеленые», «Народный Союз» и Российская
партия Мира и Единства получили отказы. Законность решений об отказе
впоследствии была признана Верховным Судом РФ (см.
раздел 8.1).
Таблица 5.2
Регистрация федеральных списков кандидатов
Партия |
Дата регистрации списка |
Основания регистрации |
Число кандидатов в зарегистрированном списке |
ЛДПР |
12.10.2007 |
льгота |
356 |
КПРФ |
16.10.2007 |
льгота |
515 |
«Справедливая Россия» |
16.10.2007 |
залог |
554 |
«Патриоты России» |
16.10.2007 |
залог |
448 |
«Союз Правых Сил» |
18.10.2007 |
залог |
302 |
РОДП «Яблоко» |
23.10.2007 |
залог |
341 |
Демократическая партия России |
23.10.2007 |
подписи |
570 |
«Единая Россия» |
26.10.2007 |
льгота |
600 |
Аграрная партия России |
27.10.2007 |
подписи |
474 |
«Гражданская Сила» |
27.10.2007 |
подписи |
263 |
Партия социальной справедливости |
27.10.2007 |
подписи |
261 |
Таким образом, к участию в выборах
были допущены 11 партийных списков, а 3 списка получили отказ. Для
сравнения: на выборах депутатов Государственной Думы четвертого созыва
избирательные объединения и блоки выдвинули 26 списков, из них три
добровольно отказались от борьбы; ни один список не получил отказ в
регистрации; в результате к участию в выборах были допущены 23 списка.
Тем не менее, можно считать, что
выборы депутатов Государственной Думы пятого созыва были вполне
конкурентными. И дело не только в достаточном количестве участвовавших в
них партий. Из 12 партий, показавших на предыдущих выборах
удовлетворительные результаты (в качестве критерия которых можно
использовать получение по результатам выборов государственного
финансирования), ни одна не была ликвидирована в принудительном порядке,
лишь три из них (Социалистическая единая партия России, Российская
партия пенсионеров и Народная партия РФ) добровольно прекратили
существование, фактически влившись в партию «Справедливая Россия».
Только одна из остальных 9 партий («Народный Союз») получила отказ в
регистрации, однако на предыдущих выборах эта партия выступала в составе
блока «Родина», а ее предшественники на выборах в Государственную Думу
успеха не имели. На региональных выборах 2003–2007 гг. эта партия
(именовавшаяся тогда «Народная Воля») успешно самостоятельно выступила
лишь в одном субъекте РФ.
Что касается двух других партий,
получивших отказ в регистрации, то на предыдущих выборах их поддержка
составляла всего 0,3–0,4%, да и ранее они не получали высоких
результатов. На региональных выборах 2003–2007 гг. Российская
экологическая партия «Зеленые» успешно выступила лишь в одном субъекте
РФ, а Российская партия Мира и Единства самостоятельно в региональных
выборах не участвовала ни разу (и лишь два раза, в 2003 и 2004 гг.
участвовала в них в составе избирательных блоков).
Как отмечалось выше, подписи
избирателей представили семь политических партий. В соответствии с
законом, ЦИК РФ проверила у каждой из них 40 тыс. подписей, отобранных
путем жеребьевки. Если по результатам проверки доля «брака» превышала
5%, проверялись еще 30 тыс. подписей. Для того чтобы список был
зарегистрирован, доля «брака» не должна была превысить 5% от числа
проверенных подписей.
Результаты проверки подписей
представлены в табл. 5.3. Как видно из таблицы, при первой проверке лишь
две партии уложились в 5%-ный лимит, но после дополнительной проверки к
ним присоединились еще две партии. У трех остальных партий и после
дополнительной проверки доля «брака» оказалась выше допустимой, причем
одна из них превысила лимит совсем ненамного.
Таблица 5.3
Результаты проверки подписей избирателей в
поддержку выдвижении федеральных списков кандидатов
Партия |
Число проверенных подписей |
Недействительные и недостоверные подписи |
число |
доля |
Демократическая партия России |
70 000 |
3 238 |
4,63% |
РЭП
«Зеленые» |
70 000 |
12 089 |
17,27% |
«Гражданская Сила» |
40 000 |
1 914 |
4,79% |
Партия социальной справедливости |
40 000 |
1 830 |
4,58% |
Аграрная партия России |
70 000 |
3 269 |
4,67% |
Российская партия Мира и Единства |
70 000 |
3 600 |
5,14% |
«Народный Союз» |
70 000 |
5 997 |
8,57% |
Более детальный анализ ситуации с
проверкой подписных листов показывает, что вся система регистрации
кандидатов и партийных списков на основании подписей избирателей зашла в
тупик.
В первую очередь следует отметить,
что при сохранении нормы, действовавшей в 2002–2005 гг. и
предусматривавшей 25%-лимит «брака», все списки были бы
зарегистрированы. Действовавшая в 1999–2002 гг. норма о 15%-ном лимите
позволила бы зарегистрировать шесть из семи списков.
Легко видеть, что у всех четырех
партий, списки которых были зарегистрированы на основании подписей
избирателей, доля недействительных и недостоверных подписей превышала
4,5%, т.е. все они прошли «на грани». Уже эти данные говорят о
чрезмерности 5%-ного лимита «брака» в подписных листах.
Однако информация о процедуре
проверки подписей в ЦИК РФ и сопровождавших ее скандалах позволяет
увидеть и более серьезные проблемы.
Представители ряда партий, чьи
списки были зарегистрированы на основании залога или парламентской
льготы, обратились к председателю ЦИК РФ В.Е. Чурову с совместной
жалобой на нарушения, которые, по их мнению, были допущены в процессе
проверки подписей. Как утверждали авторы жалобы, информация, поступившая
от подавляющего большинства региональных отделений их партий,
свидетельствовала, что сбор подписей в регионах практически не велся, а
подписные листы были изготовлены с использованием специальных баз
данных. Аналогичный вывод был сделан и Ассоциацией «ГОЛОС», по данным
которой в большинстве регионов признаков активного сбора подписей
партиями не было. Косвенным подтверждением этого служат и итоги
голосования (см. раздел 12.3): две партии, списки которых были
зарегистрированы по подписям, получили меньше голосов, чем число
представленных ими подписей.
Как уже неоднократно отмечалось,
предусмотренная законом процедура проверки подписных листов не позволяет
выявить в них значительное количество поддельных подписей, и подавляющее
большинство подписей «бракуется» по другим основаниям. Это подтверждают
и результаты проверок на данных выборах. Так, из 6 227 подписей в
поддержку списка партии «Народный Союз», «забракованных» рабочей группой
ЦИК РФ,
в отношении лишь четырех указано, что «подписи избирателя выполнены
другим лицом», т.е. только они признаны недостоверными (поддельными),
все остальные признаны недействительными по разным основаниям. При этом
значительная часть подписей «бракуется» в связи с недостатками
заверительных записей сборщиков подписей и/или уполномоченных
представителей партии (так, у партии «Народный Союз» по этим основаниям
признаны недействительными 1 800 подписей).
В жалобе представителей нескольких
партий, о которой шла речь выше, указывалось, что в ходе проверки
подписных листов некоторым партиям (в частности, ДПР) дозволяли заменять
ранее представленные документы, а именно – нотариально заверенные списки
сборщиков подписей, места жительства в которых не совпадали с местами,
указанными в подписных листах.
Следует отметить, что закон разрешает партии заменять любой
представленный ей документ (кроме подписных листов), но только в случае,
если он оформлен с нарушением требований данного закона. Вопрос о том,
можно ли считать нотариально заверенный список сборщиков подписей
оформленным с нарушением требований закона о выборах, если в нем указаны
неверные сведения, остается весьма спорным.
Официальные данные о результатах
проверки 40 тыс. подписей (кроме тех двух партий, проверка подписей
которых на этом завершилась) ЦИК РФ не предоставил, однако из
журналистских материалов следует, что в четырех случаях (исключение –
«Народный Союз») доля «брака» после дополнительной проверки существенно
снизилась. В частности, у РЭП «Зеленые» первоначально было «забраковано»
26,44% подписей. В этом случае расчет показывает, что при дополнительной
проверке брак составлял всего около 5%. Также со ссылкой на внутренние
документы ЦИК РФ сообщалось, что у Российской партии Мира и Единства
после проверки первых 28,9 тыс. подписей доля «брака» составляла 14,38%.
Если эти данные верны, то получается, что число «забракованных» у этой
партии подписей в ходе дальнейшей проверки не увеличилось, а
уменьшилось. Такая ситуация возможна: как отмечали журналисты, пока шла
проверка, представителям партий удавалось отстоять часть ранее
«забракованных» подписей.
В связи с изложенным нетрудно
понять, насколько непрозрачным является процесс проверки подписей в ЦИК
РФ. Это в первую очередь связано с дефектами закона. В нем предусмотрено
лишь составление протокола по итогам законченной проверки, хотя
очевидно, что после проверки 40 тыс. подписей рабочая группа должна
принять какое-то решение и зафиксировать его на бумаге. Напрашивается
также положение о том, что если после окончания проверки (первой или
дополнительной) и фиксации ее результатов рабочая группа признала
неправильным отнесение каких-то подписей к недостоверным или
недействительным, этот факт должен отмечаться отдельно.
Серьезные проблемы связаны с тем,
как должно оформляться заключение эксперта–почерковеда, выявившего
неподлинность подписи либо несобственноручное проставление даты или иных
сведений, каков порядок привлечения экспертов к проверке подписей, и с
рядом других вопросов, возникших в ходе судебного оспаривания решений
ЦИК РФ. Подробнее об этом речь пойдет в разделе 8.1.1.
В то же время все большие сомнения
вызывает принципиальная правомерность выборочной проверки подписей, а
также двойной проверки. Выборочная проверка имеет юридическое
обоснование только в том случае, если доказано, что ее результат будет
близок к результату, полученному при проверке всех подписей. Но если при
проверке 40 тыс. подписей можно получить 26% брака, а при проверке
других 30 тыс. подписей – 5%, то в исходной гипотезе следует усомниться.
Одно из двух: либо две проверки проводились по-разному (что вызывает
подозрение в предвзятости хотя бы одной из них), либо выборочная
проверка в принципе не репрезентативна.
Что касается двойной проверки, то
такой порядок нарушает принцип равенства партий, что вызывает сомнения в
его конституционности. В самом деле: если жеребьевка проводится
случайным образом, то случаи, когда при первой проверке больше «брака»,
чем при второй, и когда при первой проверке «брака» меньше, чем при
второй, должны быть равновероятны. Представим, что первая проверка дала
партии, 4,8% «брака», а вторая (если бы она проводилась) – 5,3%. В итоге
получается 5,01%. Но такой же итог будет, если первая проверка дает 5,3%
«брака», а вторая – 4,63%. Однако в первом случае список регистрируется
(поскольку вторую проверку не проводят), а во втором – получает отказ в
регистрации.
|