Главная страницаОб ИнститутеВсе о выборахПартии и выборыМестное самоуправлениеДискуссионный клубЖурнал "Выборы. Законодательство и технологии"Наши партнерыФонд "Либеральная миссия"Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИAport RankerRambler's Top100  Rambler's Top100  

  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР МОНИТОРИНГА ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР

Бюллетень № 5

март 2008

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва
 

5. Выдвижение, регистрация и состав федеральных списков кандидатов

 

5.4. Регистрация федеральных списков кандидатов

5.4.1. Общие итоги регистрации

5.4.2. Регистрация на основании подписей: проблемы и тупики

5.4.1. Общие итоги регистрации

Списки трех партий («Единой России», КПРФ и ЛДПР) были зарегистрированы по парламентской льготе. Четыре партии («Справедливая Россия», «Яблоко», «Союз Правых Сил», «Патриоты России») внесли избирательный залог (60 млн. руб.), и их списки были зарегистрированы на основании залога (см. табл. 5.2).

Остальные семь партий представили подписные листы (более 200 тыс. подписей). ДПР сдала подписи 12 октября, РЭП «Зеленые» – 16 октября, остальные – в последний день сдачи 17 октября. По итогам проверки подписных листов списки четырех партий были зарегистрированы, а три партии («Зеленые», «Народный Союз» и Российская партия Мира и Единства получили отказы. Законность решений об отказе впоследствии была признана Верховным Судом РФ (см. раздел 8.1).

Таблица 5.2

Регистрация федеральных списков кандидатов

Партия

Дата регистрации списка

Основания регистрации

Число кандидатов в зарегистрированном списке

ЛДПР

12.10.2007

льгота

356

КПРФ

16.10.2007

льгота

515

«Справедливая Россия»

16.10.2007

залог

554

«Патриоты России»

16.10.2007

залог

448

«Союз Правых Сил»

18.10.2007

залог

302

РОДП «Яблоко»

23.10.2007

залог

341

Демократическая партия России

23.10.2007

подписи

570

«Единая Россия»

26.10.2007

льгота

600

Аграрная партия России

27.10.2007

подписи

474

«Гражданская Сила»

27.10.2007

подписи

263

Партия социальной справедливости

27.10.2007

подписи

261

Таким образом, к участию в выборах были допущены 11 партийных списков, а 3 списка получили отказ. Для сравнения: на выборах депутатов Государственной Думы четвертого созыва избирательные объединения и блоки выдвинули 26 списков, из них три добровольно отказались от борьбы; ни один список не получил отказ в регистрации; в результате к участию в выборах были допущены 23 списка.

Тем не менее, можно считать, что выборы депутатов Государственной Думы пятого созыва были вполне конкурентными. И дело не только в достаточном количестве участвовавших в них партий. Из 12 партий, показавших на предыдущих выборах удовлетворительные результаты (в качестве критерия которых можно использовать получение по результатам выборов государственного финансирования), ни одна не была ликвидирована в принудительном порядке, лишь три из них (Социалистическая единая партия России, Российская партия пенсионеров и Народная партия РФ) добровольно прекратили существование, фактически влившись в партию «Справедливая Россия». Только одна из остальных 9 партий («Народный Союз») получила отказ в регистрации, однако на предыдущих выборах эта партия выступала в составе блока «Родина», а ее предшественники на выборах в Государственную Думу успеха не имели. На региональных выборах 2003–2007 гг. эта партия (именовавшаяся тогда «Народная Воля») успешно самостоятельно выступила лишь в одном субъекте РФ.

Что касается двух других партий, получивших отказ в регистрации, то на предыдущих выборах их поддержка составляла всего 0,3–0,4%, да и ранее они не получали высоких результатов. На региональных выборах 2003–2007 гг. Российская экологическая партия «Зеленые» успешно выступила лишь в одном субъекте РФ, а Российская партия Мира и Единства самостоятельно в региональных выборах не участвовала ни разу (и лишь два раза, в 2003 и 2004 гг. участвовала в них в составе избирательных блоков).

5.4.2. Регистрация на основании подписей: проблемы и тупики

Как отмечалось выше, подписи избирателей представили семь политических партий. В соответствии с законом, ЦИК РФ проверила у каждой из них 40 тыс. подписей, отобранных путем жеребьевки. Если по результатам проверки доля «брака» превышала 5%, проверялись еще 30 тыс. подписей. Для того чтобы список был зарегистрирован, доля «брака» не должна была превысить 5% от числа проверенных подписей.

Результаты проверки подписей представлены в табл. 5.3. Как видно из таблицы, при первой проверке лишь две партии уложились в 5%-ный лимит, но после дополнительной проверки к ним присоединились еще две партии. У трех остальных партий и после дополнительной проверки доля «брака» оказалась выше допустимой, причем одна из них превысила лимит совсем ненамного.

Таблица 5.3

Результаты проверки подписей избирателей в поддержку выдвижении федеральных списков кандидатов

Партия

Число проверенных подписей

Недействительные и недостоверные подписи

число

доля

Демократическая партия России

70 000

3 238

4,63%

РЭП «Зеленые»

70 000

12 089

17,27%

«Гражданская Сила»

40 000

1 914

4,79%

Партия социальной справедливости

40 000

1 830

4,58%

Аграрная партия России

70 000

3 269

4,67%

Российская партия Мира и Единства

70 000

3 600

5,14%

«Народный Союз»

70 000

5 997

8,57%

Более детальный анализ ситуации с проверкой подписных листов показывает, что вся система регистрации кандидатов и партийных списков на основании подписей избирателей зашла в тупик.

В первую очередь следует отметить, что при сохранении нормы, действовавшей в 2002–2005 гг. и предусматривавшей 25%-лимит «брака», все списки были бы зарегистрированы. Действовавшая в 1999–2002 гг. норма о 15%-ном лимите позволила бы зарегистрировать шесть из семи списков.

Легко видеть, что у всех четырех партий, списки которых были зарегистрированы на основании подписей избирателей, доля недействительных и недостоверных подписей превышала 4,5%, т.е. все они прошли «на грани». Уже эти данные говорят о чрезмерности 5%-ного лимита «брака» в подписных листах.

Однако информация о процедуре проверки подписей в ЦИК РФ и сопровождавших ее скандалах позволяет увидеть и более серьезные проблемы.

Представители ряда партий, чьи списки были зарегистрированы на основании залога или парламентской льготы, обратились к председателю ЦИК РФ В.Е. Чурову с совместной жалобой на нарушения, которые, по их мнению, были допущены в процессе проверки подписей. Как утверждали авторы жалобы, информация, поступившая от подавляющего большинства региональных отделений их партий, свидетельствовала, что сбор подписей в регионах практически не велся, а подписные листы были изготовлены с использованием специальных баз данных. Аналогичный вывод был сделан и Ассоциацией «ГОЛОС», по данным которой в большинстве регионов признаков активного сбора подписей партиями не было. Косвенным подтверждением этого служат и итоги голосования (см. раздел 12.3): две партии, списки которых были зарегистрированы по подписям, получили меньше голосов, чем число представленных ими подписей.

Как уже неоднократно отмечалось, предусмотренная законом процедура проверки подписных листов не позволяет выявить в них значительное количество поддельных подписей, и подавляющее большинство подписей «бракуется» по другим основаниям. Это подтверждают и результаты проверок на данных выборах. Так, из 6 227 подписей в поддержку списка партии «Народный Союз», «забракованных» рабочей группой ЦИК РФ[1], в отношении лишь четырех указано, что «подписи избирателя выполнены другим лицом», т.е. только они признаны недостоверными (поддельными), все остальные признаны недействительными по разным основаниям. При этом значительная часть подписей «бракуется» в связи с недостатками заверительных записей сборщиков подписей и/или уполномоченных представителей партии (так, у партии «Народный Союз» по этим основаниям признаны недействительными 1 800 подписей).

В жалобе представителей нескольких партий, о которой шла речь выше, указывалось, что в ходе проверки подписных листов некоторым партиям (в частности, ДПР) дозволяли заменять ранее представленные документы, а именно – нотариально заверенные списки сборщиков подписей, места жительства в которых не совпадали с местами, указанными в подписных листах[2]. Следует отметить, что закон разрешает партии заменять любой представленный ей документ (кроме подписных листов), но только в случае, если он оформлен с нарушением требований данного закона. Вопрос о том, можно ли считать нотариально заверенный список сборщиков подписей оформленным с нарушением требований закона о выборах, если в нем указаны неверные сведения, остается весьма спорным.

Официальные данные о результатах проверки 40 тыс. подписей (кроме тех двух партий, проверка подписей которых на этом завершилась) ЦИК РФ не предоставил, однако из журналистских материалов следует, что в четырех случаях (исключение – «Народный Союз») доля «брака» после дополнительной проверки существенно снизилась. В частности, у РЭП «Зеленые» первоначально было «забраковано» 26,44% подписей. В этом случае расчет показывает, что при дополнительной проверке брак составлял всего около 5%. Также со ссылкой на внутренние документы ЦИК РФ сообщалось, что у Российской партии Мира и Единства после проверки первых 28,9 тыс. подписей доля «брака» составляла 14,38%[3]. Если эти данные верны, то получается, что число «забракованных» у этой партии подписей в ходе дальнейшей проверки не увеличилось, а уменьшилось. Такая ситуация возможна: как отмечали журналисты, пока шла проверка, представителям партий удавалось отстоять часть ранее «забракованных» подписей.

В связи с изложенным нетрудно понять, насколько непрозрачным является процесс проверки подписей в ЦИК РФ. Это в первую очередь связано с дефектами закона. В нем предусмотрено лишь составление протокола по итогам законченной проверки, хотя очевидно, что после проверки 40 тыс. подписей рабочая группа должна принять какое-то решение и зафиксировать его на бумаге. Напрашивается также положение о том, что если после окончания проверки (первой или дополнительной) и фиксации ее результатов рабочая группа признала неправильным отнесение каких-то подписей к недостоверным или недействительным, этот факт должен отмечаться отдельно.

Серьезные проблемы связаны с тем, как должно оформляться заключение эксперта–почерковеда, выявившего неподлинность подписи либо несобственноручное проставление даты или иных сведений, каков порядок привлечения экспертов к проверке подписей, и с рядом других вопросов, возникших в ходе судебного оспаривания решений ЦИК РФ. Подробнее об этом речь пойдет в разделе 8.1.1.

В то же время все большие сомнения вызывает принципиальная правомерность выборочной проверки подписей, а также двойной проверки. Выборочная проверка имеет юридическое обоснование только в том случае, если доказано, что ее результат будет близок к результату, полученному при проверке всех подписей. Но если при проверке 40 тыс. подписей можно получить 26% брака, а при проверке других 30 тыс. подписей – 5%, то в исходной гипотезе следует усомниться. Одно из двух: либо две проверки проводились по-разному (что вызывает подозрение в предвзятости хотя бы одной из них), либо выборочная проверка в принципе не репрезентативна.

Что касается двойной проверки, то такой порядок нарушает принцип равенства партий, что вызывает сомнения в его конституционности. В самом деле: если жеребьевка проводится случайным образом, то случаи, когда при первой проверке больше «брака», чем при второй, и когда при первой проверке «брака» меньше, чем при второй, должны быть равновероятны. Представим, что первая проверка дала партии, 4,8% «брака», а вторая (если бы она проводилась) – 5,3%. В итоге получается 5,01%. Но такой же итог будет, если первая проверка дает 5,3% «брака», а вторая – 4,63%. Однако в первом случае список регистрируется (поскольку вторую проверку не проводят), а во втором – получает отказ в регистрации[4].

продолжение


[1] Представителям партии на заседании ЦИК РФ удалось отстоять 230 подписей, поэтому итоговое количество подписей, признанных недостоверными и недействительными, оказалось меньше.

[2] Этот факт отмечен также журналистами, см., например, репортаж Г. Белонучкина с заседания ЦИК РФ (http://www.scilla.ru/news.php?ChapterID=10&NewsID=2755).

[3] См.: Тульский М. Срочно! ЦИК РФ не допускает до выборов три партии. Все решают звонки из Кремля. Подробности (http://www.ura.ru/content/svrd/26-10-2007/news/29481.html).

[4] Отметим также, что вторая проверка бессмысленна, если при первой выявлено более 8,75% «брака». Но это соображение авторам закона в голову не пришло.

 

 

 

 

 

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru