| 4. Как
                    Вы оцениваете прошедшие за 15 лет
                    изменения в следующих сферах: Развитие парламентаризма
                      - пик позади… ни один
                      парламент любого уровня не
                      имеет в глазах избирателя
                      никаких реальных полномочий. За
                      десятилетие промывания мозгов
                      избиратели утвердились во
                      мнении, что все депутаты
                      являются дармоедами и
                      коррупционерами, что, кстати,
                      будет приносить вред
                      парламентаризму еще много лет. Развитие многопартийности
                      - может быть, лучше было бы
                      пройти через более длительный
                      этап формирования партий как
                      групп, лоббирующих интересы
                      различных социальных слоев,
                      демографических, деловых и т.п.,
                      с соответствующими издержками,
                      необходимыми для воспитания
                      общества. Развитие в этом
                      направлении было остановлено
                      после 1996 года, когда
                      существующие элиты
                      обеспокоились своим
                      благополучием и вспомнили про
                      закон о партиях, который привел
                      к консервации существующего
                      положения. Переход от мажоритарной
                      системы абсолютного
                      большинства к смешанной
                      избирательной системе - это
                      не привело к формированию
                      партий и большей демократии из-за
                      отсутствия у выборных органов
                      реальных функций (см.
                      Конституцию РФ). Распространение
                      избирательных механизмов на
                      институты исполнительной
                      власти - это помогло еще
                      больше оторвать исполнительную
                      власть от влияния народных
                      представителей (законодателей)
                      и запутать избирателя… Обеспечение
                      альтернативности выборов -
                      при отсутствии организаций,
                      выражающих волю избирателей,
                      альтернативность не может
                      заменить демократию участия… Обеспечение равенства
                      кандидатов и партий на выборах
                      - с этим в России самая большая
                      проблема. Начиная с 1993 года ни
                      один закон не может исправить
                      ситуацию… Обеспечение независимости
                      избирательных комиссий -
                      реальной независимости
                      добиться не удалось – в
                      разные периоды этому были
                      разные причины. Одна из главных
                      на сегодняшний день –
                      отсутствие структурированного
                      общества и, как следствие, –
                      власти разных уровней, как
                      организованное меньшинство,
                      имеющее свои интересы, имеет
                      возможность оказывать влияние
                      на избирательные комиссии
                      соответствующего уровня. Обеспечение общественного
                      контроля за проведением
                      выборов - контроля стало
                      меньше, но он стал эффективнее
                      благодаря большей прозрачности
                      системы и возможностям
                      проверки ее работы на разных
                      уровнях. С другой стороны, без
                      финансирования этой работы
                      кандидатами и партийными
                      организациями она полностью
                      прекратится, т.к. добровольцы в
                      России практически вымирают… Влияние
                      административного ресурса на
                      результаты выборов - после 1993
                      года это важнейшее направление
                      работы постоянно
                      совершенствуется; пределов
                      этому нет, и вряд ли они
                      появятся в обозримом будущем… Финансирование выборов.
                      ЦИК традиционно смешивает
                      здесь собственное
                      финансирование и
                      финансирование избирательных
                      кампаний. С точки зрения
                      бухучета это абсолютно
                      исключено, так как источники
                      финансирования совершенно
                      разные – бюджет либо
                      собственные деньги кандидатов
                      и партий. Если под этим понимать
                      финансирование избирательных
                      кампаний кандидатов и партий и
                      его регулирование, то здесь
                      сделан значительный прогресс,
                      хотя сравнивать с нулем (1993 год)
                      будет некорректно. С одной
                      стороны, контролировать
                      финансовые средства, которые
                      идут на поддержку кандидатов,
                      необходимо самому обществу. С
                      другой стороны, эти же
                      требования могут быть
                      использованы для ликвидации
                      неудобных кандидатов. И эти же
                      требования успешно обходятся
                      теми, кто находится у власти. Если под этим понимать
                      финансирование избирательной
                      системы, то для начала здесь
                      необходимо все подвергнуть
                      полному аудиту и посчитать,
                      сколько денег из бюджета идет
                      на организацию федеральных
                      выборов, региональных и местных
                      разного уровня (и из каких
                      бюджетных средств), сколько
                      денег идет на содержание
                      избирательных комиссий,
                      работающих как на постоянной,
                      так и на временной основе, и
                      сколько денег выделяет бюджет
                      на поддержку кандидатов и
                      партий на разных выборах. Здесь есть значительные
                      улучшения (т.е. значительно
                      больше денег, чем раньше), с чем
                      согласятся как работники ЦИК,
                      так и комиссий в регионах.
                      Правда, по правилам развития
                      бюрократии, денег будет
                      требоваться все больше и больше,
                      и аппетиты ЦИК могут быть
                      ограничены только отсутствием
                      федеральных выборов и
                      снижением интереса со стороны
                      Кремля. Удорожание системы и
                      оптимизация таких расходов, как,
                      например, оплата труда членов
                      участковых избирательных
                      комиссий, может привести в
                      ближайшем будущем к кризису
                      системы подготовки кадров на
                      низовом уровне. Любой кризис,
                      даже на региональном уровне,
                      будет использован ЦИКом для
                      оправдания собственной
                      необходимости и вмешательства
                      в дела субъектов Федерации для
                      обеспечения управляемости.   |