Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

МОНИТОРИНГ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР

бюллетень № 2, февраль 2007

Выпуск подготовили: Иванченко А.В., Любарев А.Е., Кынев А.В., Скосаренко Е.Е., 
Сергеев А.А., Акаевич В.Г., Кривцов В.И.

Часть III. Мониторинг выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края

3. Избирательные округа

Как отмечалось в разделе 1, выборы депутатов Законодательного Собрания Пермской области всех трех созывов проходили по 40 одномандатным округам. При этом два одномандатных округа соответствовали территории КПАО и 38 – собственно Пермской области. Таким образом, на выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края число одномандатных округов на территории Пермской области сократилось с 38 до 28. Это означало необходимость коренной переделки схемы одномандатных округов с увеличением их размеров на территории области примерно на 40%.

По данным на 1 июля 2006 г. (на основании которых определялась схема округов) общая численность избирателей Пермского края составляла 2 117 638 человек. Общая численность избирателей, проживавших на территории Коми-Пермяцкого округа составляла 89 863 человек. Общая численность избирателей, проживавших на остальной территории края, составляла 2 027 775 человек. Исходя из этих данных, средняя норма представительства избирателей по Коми-Пермяцкому округу – 44931,5, а по остальной территории края – 72420,5. Таким образом, голос избирателей в Коми-Пермяцком округе оказался в среднем в 1,6 раза весомее голоса избирателей в остальной части края. Такое отступление от принципа равного избирательного права не соответствует нормам Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, однако оно определялось нормами Федерального конституционного закона, которые имеют приоритет перед федеральными законами1.

В соответствии с Положением о выборах схема одномандатных округов была определена Временной избирательной комиссией 3 августа 2006 г.

При нарезке округов удалось добиться, чтобы размеры всех округов отклонялись от соответствующей средней нормы представительства не более чем на 10%. При этом “разрезать” пришлось 1 муниципальный район из 6 в Коми-Пермяцком округе и 7 муниципальных районов из 36 в остальной части края, 6 из 7 районов г. Перми, а также города Березники и Соликамск.

“Разрезание” шести районов г. Перми и города Березники было неизбежно с учетом значительной численности избирателей, проживающих на данных территориях. По-видимому, невозможно было обойтись и без “разрезания” некоторых муниципальных районов. Однако совершенно неоправданным выглядит “разрезание” г. Соликамска, число избирателей которого (71591) превосходно “укладывалось” в один округ. Непонятна также причина, по которой три сельских поселения Пермского района были включены в округ № 4 вместе с частью Индустриального района г. Перми.

В соответствии с Положением о выборах Временная избирательная комиссия утвердила перечень территорий, соответствующих региональным группам. Региональные группы “Пермь–Север” и “Пермь–Юг” включали части территории г. Перми (но последняя также три сельских поселения Пермского района), группа “Пермь–Краснокамск” помимо части г. Перми включала также Краснокамский район и часть Пермского района. В соответствии с Положением о выборах была предусмотрена отдельная группа “Коми-Пермяцкий округ”. Группы “Север”, “Юг”, “Запад” и “Восток” включали соответственно районы и города северной (без Коми-Пермяцкого округа), южной, западной и восточной частей края. При этом группа “Север” идеально соответствовала северо-восточной части края, а группа “Восток” неплохо соответствовала восточной. В то же время Кунгурский район оказался разделен между группами “Юг” и “Запад”.

продолжение


1 Отметим, что Постановление Конституционного Суда РФ от 17 ноября 1998 г. № 26-П признало допустимым отступление от принципа равного избирательного права с целью обеспечения представительства от территориальных единиц с малочисленным населением. Тем не менее, были и иные способы решения данной проблемы, например, более радикальное увеличение числа депутатов Законодательного Собрания.

 

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru