2.
Законодательство о выборах
В
соответствии с Федеральным
конституционным законом от 25
марта 2004 г. № 1-ФКЗ “Об
образовании в составе
Российской Федерации нового
субъекта Российской Федерации в
результате объединения Пермской
области и Коми-Пермяцкого
автономного округа” (в
редакции Федерального
конституционного закона от 12
апреля 2006 г. № 1-ФКЗ)
Законодательное Собрание
Пермского края первого созыва
избирается сроком на пять лет и
состоит из 60 депутатов, при этом
28 депутатов избираются по
одномандатным избирательным
округам на территории бывшей
Пермской области и 2 депутата от 2
округов на территории бывшего
КПАО, еще 30 депутатов избираются
по пропорциональной
избирательной системе.
На основании
данного закона Положение о
выборах депутатов
Законодательного Собрания
Пермского края первого созыва
было утверждено Указом
Президента РФ от 19 апреля 2006 года
№ 402. В разработке данного
Положения принимали участие как
региональные (областная
избирательная комиссия,
администрация губернатора,
Законодательное Собрание), так и
федеральные (Центризбирком,
Администрация Президента РФ)
структуры.
Положение
предусматривает выборы
пропорциональной части
Законодательного Собрания по
системе закрытых списков,
разбитых на региональные группы.
Каждый список должен был
включать в себя общекраевую
часть и 8 региональных групп
кандидатов, при этом одна
региональная группа обязательно
должна была соответствовать
территории Коми-Пермяцкого
округа, остальные 7 групп должны
были соответствовать
территориям четырех граничащих
между собой одномандатных
избирательных округов (перечень
групп в соответствии с
Положением устанавливала
Временная избирательная
комиссия). В общекраевой части
списка могло быть не более 3
кандидатов, а в региональных
группах – не менее 3
кандидатов в каждой. Таким
образом, списки должны были
содержать минимум 25 человек.
Максимальное число кандидатов в
списке было ограничено 60.
Для
регистрации кандидатов по
округу и партийного списка
кандидатов требовалось
представить подписи 1%
избирателей округа или края
соответственно. Размер
избирательного залога и для
партий, и для кандидатов
составлял 15% от предельной суммы
всех расходов из средств
соответствующего
избирательного фонда. Для партий
предельный размер расходов
средств избирательного фонда
составлял 60 млн. руб., для
кандидатов по одномандатным
округам – 2 млн. руб. Таким
образом, залог для партий
составлял 9 млн. руб., для
кандидатов – 150 тыс. руб.
Выдвижение кандидатов и списков
начиналось со дня, следующего за
днем публикации решения о
назначении выборов, и
заканчивалось через 30 дней после
публикации решения о назначении
выборов. Документы на
регистрацию должны были
подаваться не позднее чем за 45
дней до дня голосования.
Порог для
возврата залога соответствует
максимуму, предусмотренному
федеральным законом: кандидат
должен получить не менее 5%
голосов, а список – не менее 3%.
Возврата стоимости “бесплатного
эфирного времени” и “бесплатной
печатной площади” не
предусмотрено.
Порог явки для
признания выборов состоявшимися
был установлен в 25%.
Заградительный барьер составлял
7%1. При этом
Положение содержало требование,
чтобы списков, допущенных к
распределению депутатских
мандатов, было не менее трех (за
исключением случаев, когда
голосование проводилось за два
списка). Если 7%-ный барьер
преодолевают менее трех списков
или за все преодолевшие этот
барьер списки подано в
совокупности не более 50% голосов
избирателей, барьер становится
“плавающим”.
Для
распределения мандатов между
списками применялась
традиционная для нашей страны
методика, основанная на квоте
Хэйра (называемой первым
избирательным частным) в
сочетании с методом наибольшего
остатка. Распределение
депутатских мандатов между
региональными группами внутри
партийных списков
осуществлялось на основе
относительного (т.е. выраженного
в процентах) рейтинга поддержки
партии на территориях, входивших
в соответствующую региональную
группу.
Положение
предусматривает санкции в виде
лишения партии мандата лишь в
случае досрочного прекращения
полномочий депутата,
находившегося в его общекраевой
части списка, без вынуждающих к
тому обстоятельств2
до истечения одного года со дня
избрания Законодательного
Собрания. При этом кандидатам
предоставлено полное право в
течение 7 дней со дня голосования
отказаться от получения мандата.
Не предусмотрены санкции и в том
случае, если избранный кандидат
не выполнит требования об
освобождении от обязанностей,
несовместимых со статусом
депутата Законодательного
Собрания3.
Возрастной
ценз для пассивного
избирательного права – 21 год.
Положение дало право назначения
наблюдателей общественными
объединениями. Предусмотрена
возможность голосования по
открепительным удостоверениям:
они выдавались за 45–20 дней до
дня голосования в
территориальных избирательных
комиссиях, а затем в участковых
избирательных комиссиях. В
протоколе предусматривалась
строка, отражающая выдачу
открепительных удостоверений в
территориальных комиссиях.
Контрольных соотношений, как и в
большинстве других законов о
выборах, предусмотрено 4.
Первая
редакция Положения
предусматривала возможность
голосования против всех
кандидатов и против всех списков.
Более того, во исполнение
Постановления Конституционного
Суда РФ от 14 ноября 2005 г. № 10-П в
Положении была предусмотрена
возможность создания
агитационного фонда для
финансирования агитации против
всех кандидатов и/или против
всех списков кандидатов. Однако
после вступления в силу
Федерального закона от 15 июля 2006
г. № 107-ФЗ, отменившего
голосование “против всех” (а
также двух других федеральных
законов, внесших изменения в
избирательное законодательство),
Президент РФ издал Указ от 21
августа 2006 г. № 912, которым внес
изменения в Положение о выборах,
и возможности голосования “против
всех”, а также создания
агитационных фондов были из
Положения исключены.
продолжение
1 Отметим,
что в своих региональных законах,
принятых в 2003 г., Пермская
область установила барьер на
уровне 7,5%, а КПАО – 3%.
2 Под
вынуждающими обстоятельствами
понимаются ограничение в
дееспособности, тяжелая болезнь,
стойкое расстройство здоровья
депутата или его близких
родственников.
3 Поражает
полное отсутствие логики в
указанных нормах. Отказ от
мандата кандидата без каких-либо
видимых причин сразу же после
голосования, означающий, что
данный кандидат не собирался
становиться депутатом, а
допустил обман избирателей и
нарушил обязательство, данное им
при выдвижении, не влечет
санкций. Зато санкции влечет
прекращение полномочий депутата,
который выполнил свои
обязательства и почти год
работал в Законодательном
Собрании, даже в случае его
избрания депутатом
Государственной Думы, поскольку
данное обстоятельство Положение
о выборах не относит к
вынуждающим (впрочем, если
выборы в Государственную Думу
пройдут в положенный срок, т.е. 2
декабря, сложение полномочий
избранных депутатов состоится
уже за пределами годичного срока).
|