Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

МОНИТОРИНГ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР

бюллетень № 2, февраль 2007

Выпуск подготовили: Иванченко А.В., Любарев А.Е., Кынев А.В., Скосаренко Е.Е., 
Сергеев А.А., Акаевич В.Г., Кривцов В.И.

Часть I. Российские политические партии накануне нового избирательного цикла

4. Перспективы развития партийной системы в 2007 году

В соответствии с законом ФРС планирует в 2007 г. обратиться в суд с заявлениями о ликвидации тех политических партий, которые не выполнили требования о численности партии и ее региональных отделений и при этом не преобразовались или самоликвидировались. По информации, озвученной руководителем ФРС Г.А. Фокиной на пресс-конференции 16 января 2007 г., в первой половине января в суд уже направлены заявления о ликвидации пяти партий: “Евразийского союза”, Народно-республиканской партии России, Партии развития регионов “Природа и общество”, Политической партии “Социальной защиты” и “Союза людей за образование и науку”.

Ликвидация этих пяти партий по-видимому не вызовет затруднений: судя по данным, содержащимся в предыдущих разделах, эти партии в настоящее время реально не функционируют1. Гораздо труднее будет с ликвидацией тех партий, которые проявляют заметную активность, таких как Российская коммунистическая рабочая партия – Российская партия коммунистов, Республиканская партия России и Социал-демократическая партия России. И в ходе судебных процессов неизбежно возникнет вопрос о том, насколько нормы, позволяющие ликвидировать политические партии из-за недостаточной их численности, соответствуют Конституции РФ.

Данный вопрос имеет несколько аспектов. Во-первых, следует обратить внимание на чрезвычайно короткий срок, который был дан политическим партиям для увеличения их численности. Напомним, что до декабря 2004 г. закон обязывал партии иметь не менее 10 тыс. членов и подавляющее большинство партий имели численность, не намного превосходящую этот порог. Фактически партиям был дан лишь один год для того, чтобы увеличить численность в пять раз.

Во-вторых, стоит отметить, что закон запрещает ликвидировать из-за недостаточной численности только партии, представленные в Государственной Думе. Однако при этом не учитывается, что Россия является федеративным государством и в каждом субъекте Федерации имеются законодательные (представительные) органы государственной власти, что выборы во все эти органы проходят с обязательным участием политических партий (по смешанной или пропорциональной системе) и что региональные и межрегиональные партии ликвидированы как институт. В связи с этим федеральная партия, представленная в законодательном органе хотя бы одного субъекта РФ, должна быть так же защищена от ликвидации, как и партия, представленная в федеральном парламенте, в противном случае игнорируется воля избирателей, избравших эту партию в региональный парламент.

В третьих, серьезные сомнения с конституционно-правовых позиций вызывают результаты проведенной ФРС проверки и методы, которыми эта проверка производилась. Закон никак не регламентирует порядок такой проверки, а информация, поступающая от политических партий, свидетельствует о применении в ходе проверки методов, нарушающих права граждан. Данные, полученные такими методами, не должны приниматься во внимание при принятии судебных решений.

Еще большие сомнения вызывает соблюдение в ходе таких проверок принципа равенства политических партий перед законом и государственными органами. Трудно поверить, что при равном отношении ко всем партиям можно было получить результат, при котором активно функционирующая партия не набирает нужного числа членов, а партия, не участвующая в выборах, не проводящая никаких иных мероприятий и не тратящая на свою деятельности ни копейки, имеет довольно внушительную численность: более 50 тыс. членов и более 45 региональных отделений с не менее чем пятьюстами членами2.

Таким образом, первая половина 2007 г. покажет, насколько российские суды способны защищать конституционные принципы многопартийности и политические права граждан России. Анализ процессов, связанных с ликвидацией политических партий, станет предметом нашего дальнейшего мониторинга.


1 Верховный Суд РФ принял 13–16 февраля 2007 г. решения о ликвидации четырех партий, но к моменту сдачи данного доклада в печать эти решения в силу не вступили. Дело о ликвидации одной из партий (Партии развития регионов “Природа и общество”) отложено.

2 По данным, размещенным на сайте ФРС, Российская политическая партия Мира и Единства насчитывает 71 232 члена и имеет 60 региональных отделений.

 

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru