| 
 
  ВЕДУЩАЯ:
 Спасибо. Следующий выступающий Владимир
 Лысенко, Владимир Николаевич Лысенко - "Назначение
 губернаторов и политическая конкуренция в
 регионах". 
 
 ВЛАДИМИР ЛЫСЕНКО, доктор
 политических наук, президент Института
 современной политики. 
 Уважаемые коллеги, я
 думаю, что нам нужно определиться все-таки
 с ключевым вопросом, а именно какой
 политический режим сегодня существует в
 России. Потому что мы говорим о частных
 недостатках выборов, что-то хорошо, что-то
 плохо, где-то мы впереди Европы, хотя я не
 знаю таких достижений, а где мы позади. И,
 очевидно, что последние годы в России
 установился патерналистский режим. Можно
 его называть “управляемой демократией”,
 можно “неуправляемой”, но суть от
 этого не меняется: честные выборы все
 больше становятся исключением, чем
 правилом. 
 Этот режим имеет четкие
 признаки в сфере избирательного
 законодательства, которые сродни другим
 авторитарным режимам. В них проводятся
 выборы, формально существует
 избирательное законодательство, но в
 реальной действительности оно не имеет
 ничего общего с демократией. И не случайно
 за последние пять лет демократическое
 законодательство в России стремительно
 сокращается, как шагреневая кожа. Передо
 мной оратор как раз перечислял основные
 признаки выхолащивания демократического
 законодательства о выборах. Это и 7-процентный
 барьер для прохождения в Госдуму
 политических партий, и резкое усложнение
 сбора подписей за кандидата или партию, и
 ликвидация графы “против всех”. И,
 наконец, сохранение положения, которого
 нет нигде в мире: губернаторы возглавляют
 на парламентских выборах списки партии
 власти, помогают им пройти в Думу, а сами в
 парламент не идут, обманывая избирателей. 
 Кстати, президентский
 закон “О политических партиях”
 ничуть не лучше избирательного. Чего
 только стоит положение о 50 тысяч членов
 партии, которые должны собирать российские
 партии, которые существуют уже более 15 лет.
 Как, к примеру, Республиканская партия
 России, которую все эти годы я бессменно
 возглавлял. Более того, последние новации
 Минюста и налоговой службы обязали партии,
 чтобы они обязательно анонсировали
 спонсоров. В цивилизованных странах это
 дело привычное, а у нас оппозиционным
 партиям деньги бояться давать, зная нравы
 Кремля. Нам бизнесмены говорят: "Ребята,
 мы вам помогаем, но вы никому не говорите.
 Если узнают, что мы помогаем оппозиционной
 партии, - а я вот Республиканскую партию
 представляю, - то у меня будут большие
 неприятности". 
 Поэтому, когда год назад,
 авторитетная международные организация
 "Freedom House” перевела Россию из частично
 свободных в несвободные страны, с этим было
 трудно не согласиться. Россия сегодня по
 уровню демократизма во второй сотне
 государств, рядом с нашими бывшими
 соседями по социалистическому лагерю и их
 авторитарными лидерами - с Туркмен-баши, А.Лукашенко,
 Р.Каримовым и другими диктаторскими
 режимами. 
 Поэтому в этом отношении
 не должно быть иллюзий, что мы вот такие же
 почти, как Европа, нам чего-то чуть-чуть не
 хватает. На самом деле, мы движемся
 совершенно в обратную сторону, и в этом
 отношении я думаю, что сегодня
 действительно речь должна идти о серьезных
 политических реформах, о возвращении к
 демократии. 
 На днях в ЦИКе было
 совещание, куда пригласили лидеров всех
 партий, где обсуждалось “новое”
 избирательное законодательство. И, все
 лидеры партий, за исключением “Единой
 России” и ЛДПР, заявили, что фактически
 произошла контрреформа. Все, что делалось в
 избирательном законодательстве - это не
 движение вперед, а движение назад. И это
 единое мнение всех - и правых, и левых
 оппозиционных партий. Я, выступая на этом
 совещании, сказал, что раньше я в ЦИК
 приходил, как в храм демократии. Сегодня я,
 прихожу туда как на поминки демократии. 
 Я многие годы, работая в
 Министерстве региональной политики и в
 Госдуме, занимался губернаторами, сейчас
 заканчиваю книгу "Институт губернатора
 в Российской Федерации". Хотел в
 заключении остановиться на законе о
 назначении губернаторов и проекте закона,
 который, сейчас президент внес в
 Государственную Думу о назначении №2. 
 Сегодня фактически год
 со времени озвучивания идеи перехода от
 избрания губернаторов, что присуще
 демократическому федеративному
 государству, к назначению. Вы знаете, что за
 это время президент назначил примерно 35
 губернаторов - где-то одна треть из тех,
 которые сегодня руководят российскими
 регионами. Из них фактически 5 сменили в
 своих регионах старых губернаторов,
 несколько, вы знаете, московских варягов. Я
 рад, что Михаил Мень отказался от
 губернаторства, так как у него нет
 соответствующих ресурсов для успеха. Но Г.Босс
 и В.Шанцев – сейчас проведут интересный
 эксперимент: смогут ли наши московские
 варяги не в тепличных условиях, а в
 российской провинции показать свое
 мастерство. 
 Остальные - это все те же,
 кто и был. И С.Дарькин, с его
 полукриминальным имиджем и К.Илюмжинов с
 жесточайшим ханским режимом… И многие
 из них, кстати, не собираются там сдавать
 мандат, а ждут очень упорно 2007-2008 года,
 надеясь, что если власть поменяется, то они,
 в общем-то, смогут и дальше избираться,
 потому что новый президент, который
 победит в 2008 г. вполне возможно, и отменит
 всю эту систему назначений и вернется к
 выборам губернаторов. И если мы хотим
 оставаться Федерацией, а Россия -
 гигантская страна, многонациональная,
 поликонфессиональная, я думаю, что она не
 может просто существовать в другом
 качестве. Поэтому рано или поздно, я думаю,
 что к этой логической истине мы вернемся. 
 Болотную тишину
 последних лет в стране пробудила
 Ярославская областная дума. Это
 единственный субъект Федерации, который
 “поднял руку” на правоту Президента
 всегда и везде. Ярославцы решили послать в
 Конституционный суд России запрос о не
 конституционности закона о назначении
 губернаторов. Но, как вы знаете, в лучших
 традициях прошлого была проведена
 спецоперация из Кремля, и губернатору А.Лисицину
 удалось добиться от депутатов отзыва
 запроса из суда. 
 Вот сейчас как раз
 подъехал республиканец Олег Виноградов,
 который был непосредственным инициатором
 и составителем этого документа. Я думаю, он
 расскажет эти детективную историю, как они
 принимали и как потом их заставляли
 отказываться от своего слова. Но я думаю,
 что кроме как в России, почти нигде это
 невозможно. И большего позора, когда уже
 документ уходит и его отзывают, и
 заставляют депутатов свое мнение менять на
 противоположное, трудно даже себе
 представить. 
 Но одновременно, как вы
 знаете, президент внес новый законопроект,
 в котором предлагает, чтобы партии
 поучаствовали как раз в этом процессе.
 Причем, в Послании президента, там звучало
 примерно так, что я предлагаю, чтобы партия,
 побеждающая на парламентских выборах в
 регионе, представляла своего лидера, либо
 своего представителя, как руководителя
 исполнительной власти субъекта Федерации. 
 Но когда законопроект
 пришел в Думу, то оказалось, что там уже
 совершенно другая концепция и совершенно
 другой вариант. А именно - партия,
 побеждающая в регионе на парламентских
 выборах, представляет своего
 представителя как одного из нескольких
 кандидатов, остальных подыскивает полпред
 в федеральном округе. А затем президент
 назначает губернатором не того, чья партия
 победила на выборах в регионе, кто получил
 всенародную поддержку, а того кого захочет
 глава государства. 
 У нас президент очень
 любит ссылаться на опыт Германии, в том
 числе и по данному механизму назначения. На
 самом деле в ФРГ, как и в большинстве
 парламентских республик Западной Европы,
 все происходит с точностью до наоборот.
 Партия, победившая на выборах в лантаг
 какой-либо земли выдвигает лидера своей
 партии на председателя правительства
 данной земли. Депутаты в лантаге голосуют,
 и если кандидатура получает поддержку
 большинства депутатов, то она поступает на
 утверждение президента Германии.
 Последний, в отличие от России, номинальная
 фигура, он только утверждает волю
 избирателей и решение депутатов лантага.
 Президент Германии утверждает тех, кто
 победил на выборах. 
 У нас же ситуация
 обратная. Мы знаем, что президент вносит
 кандидатуру, а региональный парламент
 может ее утвердить или не утвердить. Но
 нигде пока парламент против воли
 президента не проголосовал. И я уверен,
 маловероятно, что это случится в принципе.
 Кому хочется, как говорится, лишаться
 своего парламентского мандата из-за того,
 что будет избран в том или ином регионе не
 тот губернатор. И в этой связи я бы
 посоветовал, кстати, нашему руководству,
 Шредера пригласить в Россию не советником
 в "Газпром", а советником по
 демократии, по развитию демократических
 институтов в нашей стране. Уж тут точно
 была бы реальная помощь. 
 В конце своего
 выступления я хотел бы еще раз сказать, что
 сегодня не понятно, чего В.Путин боится,
 переходя к парламентской системе в
 регионах. Во-первых, в 47 регионах "Единая
 Россия" имеет большинство в
 законодательных собраниях. В 14 регионах
 она имеет две трети мест в законодательных
 собраниях, и только в 5 регионах сегодня
 большинство не принадлежит этой партии.
 Кроме того, под давлением Кремля, за
 последнее время 64 губернатора, почти две
 трети, уже вступили в “партию власти”. 
 Поэтому эта постоянная
 перестраховка, может быть объяснена только
 желанием Кремля и всю власть сохранить в
 своих руках и в демократию поиграть с не
 сговорчивым Западом. 
 Фактически мы сегодня
 видим фарс. И не случайно Георгий
 Александрович Сатаров, который
 присутствует здесь, написал, что реальная
 ситуация такова, что заранее известно,
 какая партия будет, в общем-то, находиться
 во главе власти. Но президент дожимает,
 чтобы никакой случайности не случилось,
 ведь впереди 2008 год. Наследника нужно будет,
 преемника проводить. А если не все будут
 зависеть от Кремля, вдруг народ другого
 изберет, а не того, кого надо. 
 И последнее, что я хотел
 сказать. Вот коллега Борисов говорил о том,
 что нас сейчас со всех сторон окружили
 оранжевыми революциями и хотят внедрить их
 в нашу страну. Друзья мои, я категорический
 противник революций. Но если будет и дальше
 избирательное законодательство
 подстраиваться под одну партию и одного
 лидера, если и дальше оппозиционные партии
 будут вытесняться из политического
 пространства, если и впредь все
 электронные СМИ будут монополизированы
 Кремлем, то фактически сам Кремль и сама
 власть провоцируют приход в Россию
 оранжевой революции. Спасибо.
   |