Проекты федеральных конституционных
законов N 298915-3 "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных
судах в Российской Федерации" и N 298921-3 "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный
закон "О судебной системе Российской Федерации"
(далее - законопроекты), внесенные в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской Федерации Президентом
Российской Федерации, направлены на продолжение судебной
реформы в Российской Федерации в целях повышения эффективности
правосудия и совершенствования механизмов защиты прав
и законных интересов граждан и юридических лиц. По
содержанию законопроектов можно дать следующее заключение.
В соответствии со статьей 118 Конституции Российской
Федерации судебная власть осуществляется посредством
конституционного, гражданского, административного
и уголовного судопроизводства; судебная система Российской
Федерации устанавливается Конституцией Российской
Федерации и федеральными конституционными законами.
Согласно статьям 71 (пункты "г", "о")
и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации вопросы
судоустройства находятся в исключительном ведении
Российской Федерации, установление системы федеральных
органов судебной власти, порядка их организации и
деятельности осуществляется исключительно федеральным
законодателем.
Проект федерального конституционного закона "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный
закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации"
вносит коррекцию в устройство системы федеральных
арбитражных судов и обусловливает необходимость принятия
также проекта федерального конституционного закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный
конституционный закон "О судебной системе Российской
Федерации". Может быть дана следующая краткая
характеристика новеллам, предлагаемым законопроектом.
1) Законопроекты предлагают создать дополнительное
звено в системе федеральных арбитражных судов - арбитражные
апелляционные суды.
В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом
Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражные
суды рассматривают дела в первой инстанции, апелляционной
инстанции и кассационной инстанции. В первой инстанции
арбитражный суд рассматривает дело по существу. Решение
арбитражного суда, не вступившее в законную силу,
может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной
инстанции. Подача жалобы приостанавливает вступление
в силу решения арбитражного суда первой инстанции,
апелляционная инстанция повторно рассматривает дело
по существу в пределах ранее заявленных требований
(статьи 181, 268 АПК РФ). Решение арбитражного суда
первой инстанции, вступившее в законную силу, за исключением
решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,
и (или) постановление арбитражного суда апелляционной
инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд
кассационной инстанции, где оно рассматривается в
порядке кассационного производства (статьи 181, 273,
274 АПК РФ).
Согласно ныне действующей редакции Федерального конституционного
закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации"
система арбитражных судов в Российской Федерации состоит
из трех звеньев: Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные
суды субъектов Российской Федерации (статья 3). При
этом арбитражный суд субъекта Российской Федерации
рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные
арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением
дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации, а также рассматривает в
апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные
в этом суде в первой инстанции (статья 36). Таким
образом, согласно действующему законодательству арбитражные
суды субъектов Российской Федерации принимают решения
по существу споров и осуществляют проверку своих решений.
Неправильность такого подхода к организации арбитражного
судопроизводства многократно отмечалась в правовой
теории.
Законопроекты предлагают отделить апелляционную инстанцию
от первой судебной инстанции путем образования системы
арбитражных апелляционных судов. Согласно законопроекту
в каждом из десяти существующих судебных округов будет
создано два арбитражных апелляционных суда. При этом
федеральные арбитражные суды округов будут являться
судами по проверке в кассационной инстанции законности
судебных актов, принятых арбитражными судами субъектов
Российской Федерации и арбитражными апелляционными
судами.
Федеральный конституционный закон "Об арбитражных
судах в Российской Федерации" предлагается дополнить
новой главой III1, устанавливающей полномочия, порядок
образования и деятельности арбитражных апелляционных
судов. Предлагаемые нормативные правовые решения соответствуют
компетенции федерального законодателя, не нарушают
предписания Конституции Российской Федерации и органично
вписываются в существующую законодательную базу арбитражного
судопроизводства.
Законопроекты предлагают поэтапно, до 2006 года образовать
в Российской Федерации 20 арбитражных апелляционных
судов. При этом переходными положениями законопроекта
предусматривается сохранение прежнего порядка апелляционного
производства до формирования соответствующих апелляционных
судов. Реформа начнется с двух субъектов Российской
Федерации: города Москвы и Московской области. Девятый
и десятый арбитражные апелляционные суды, осуществляющие
проверку решений, принятых соответственно Арбитражным
судом города Москвы и Арбитражным судом Московской
области, согласно законопроекту должны быть образованы
до 1 января 2004 года.
2) Проект федерального конституционного закона "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный
закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации"
также предлагает решения ряда отдельных внутренних
проблем построения системы арбитражных судов в Российской
Федерации и их деятельности.
В частности, предусматривается возможность образования
по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации постоянных судебных присутствий, расположенных
вне места постоянного пребывания арбитражных судов,
что должно способствовать приближению правосудия к
населению. Кроме того, расширяются полномочия Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в части
определения видов образуемых в арбитражных судах судебных
коллегий, что должно способствовать углублению специализации
в рассмотрении различных категорий дел. Также предусматривается
возможность создания палат в составе Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации.
Законопроект регулирует вопросы, касающиеся сроков
пребывания в должности председателей судебных составов
и судей, избираемых в состав президиумов арбитражных
судов. По аналогии с федеральными судами общей юрисдикции
предлагается ввести в арбитражных судах должность
администратора, что должно способствовать повышению
качества организации судопроизводства. Предлагаются
решения ряда иных частных вопросов.
В законопроектах не усматривается положений, нарушающих
или ограничивающих права субъектов Российской Федерации.
По содержанию норм законопроектов может быть высказано
единственное замечание, имеющее формально юридический
характер.
Согласно пункту 1 статьи 10 действующей редакции Федерального
конституционного закона "Об арбитражных судах
в Российской Федерации" Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации рассматривает в первой инстанции
дела о признании недействительными (полностью или
частично) ненормативных актов Президента Российской
Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации, не соответствующих закону и
нарушающих права и законные интересы организаций и
граждан. Законопроект предлагает дополнить компетенцию
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации полномочием
по рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых
актов Президента Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации, федеральных органов исполнительной
власти, нарушающих права и законные интересы организаций
и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности, если в соответствии с федеральным законом
их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных
судов. То есть речь идет только о случаях, прямо предусмотренных
специальным федеральным законом.
Вместе с тем согласно статье 118 (часть 3) Конституции
Российской Федерации судебная система Российской Федерации
устанавливается Конституцией Российской Федерации
и федеральным конституционным законом. По смыслу данной
конституционной нормы, толкуемой в системном единстве
с иными положениями Конституции Российской Федерации,
в частности, её статьи 47 (часть 1), согласно которой
никто не может быть лишен права на рассмотрение его
дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых
оно отнесено законом, статьи 76 (часть 1), согласно
которой по предметам ведения Российской Федерации
принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
законы, статьи 108 (часть 1), согласно которой федеральные
конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным
Конституцией Российской Федерации, подведомственность
дел тем или иным судам должна определяться федеральным
конституционным законом, а не федеральным законом.
|