Проект федерального закона "О внесении
изменений и дополнений в статью 258 (часть вторая)
Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые
другие акты законодательства Российской Федерации"
(далее - законопроект), подготовленный Московским
городским Комитетом по государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предлагает
внести изменения в отдельные акты законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах, определяющие
порядок исчисления налога на прибыль организаций.
По содержанию законопроекта можно дать следующее заключение.
В соответствии с пунктом 8 статьи 258 Налогового кодекса
Российской Федерации основные средства, права на которые
подлежат государственной регистрации в соответствии
с законодательством Российской Федерации, включаются
в состав соответствующей амортизационной группы с
момента документально подтвержденного факта подачи
документов на регистрацию указанных прав. Включение
указанных основных средств в состав соответствующей
амортизационной группы является согласно главе 25
Налогового кодекса Российской Федерации условием начисления
правообладателем амортизации, то есть уменьшения налогооблагаемой
базы по налогу на прибыль организаций на размеры сумм
начисленной амортизации. Однако в соответствии с пунктом
7 статьи 10 Федерального закона от 6 августа 2001
года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений
в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
и некоторые другие акты законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах, а также о признании
утратившими силу отдельных актов (положений актов)
законодательства российской федерации о налогах и
сборах" (в действующей редакции) по основным
средствам, введенным в эксплуатацию налогоплательщиком
в период до 31 января 1998 года, положения пункта
8 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации
в части обязательности выполнения условия документального
подтверждения факта подачи документов на регистрацию
применяются с 1 января 2004 года.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса
Российской Федерации право собственности, право хозяйственного
ведения, право оперативного управления и другие вещные
права на недвижимые вещи подлежат государственной
регистрации в едином государственном реестре учреждениями
юстиции. Федеральный закон "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним", вступивший в силу 31 января 1998 года,
в статье 6 устанавливает, что права на недвижимое
имущество, возникшие до момента вступления в силу
настоящего Федерального закона, признаются юридически
действительными при отсутствии их государственной
регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.
Государственная регистрация таких прав проводится
только по желанию их обладателей.
По смыслу данной нормы Федерального закона правообладателю
государством гарантируются признание и защита его
права на недвижимое имущество, возникшего до 31 января
1998 года, независимо от факта государственной регистрации
этого права. Этим обеспечивается стабильность гражданских
правоотношений в соответствии с основами конституционного
строя Российской Федерации (статья 8, часть 2 Конституции
Российской Федерации) и общими началами гражданского
законодательства Российской Федерации.
Согласно действующим актам законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах, изменения в которые
предлагает внести анализируемый законопроект, правообладатель,
не зарегистрировавший в установленном порядке свое
право на недвижимое имущество, возникшее до 31 января
1998 года, после 1 января 2004 года не сможет включать
соответствующие основные средства в состав соответствующей
амортизационной группы, то есть не сможет уменьшать
налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций
на размеры соответствующих сумм начисленной амортизации.
В письме Московского городского Комитета по государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним, к которому приложен законопроект, это факт
оценивается как коллизия налогового и гражданского
законодательства Российской Федерации. По мнению,
изложенному в указанном письме, требования Налогового
кодекса Российской Федерации противоречат гражданскому
законодательству, определяющему порядок государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним.
С таким выводом нельзя согласиться. В указанных вопросах
не усматривается коллизии гражданского и налогового
законодательства Российской Федерации.
Введение в действие с 1 января 2001 года части второй
Налогового кодекса Российской Федерации, определившей
в статье 258 (пункт 8) документально подтвержденную
подачу документов на государственную регистрацию права
на недвижимое имущество в качестве условия включения
этого имущества в состав соответствующей амортизационной
группы в целях исчисления налога на прибыль организаций,
не порождает конкуренцию между конституционной обязанностью
платить законно установленные налоги, имеющей публично-правовой
характер, и свободой осуществления гражданских, в
том числе имущественных прав. Правоотношения, возникающие
из налоговых обязательств, находятся в рамках публичного
(в данном случае налогового), а не гражданского права.
При этом конституционная обязанность платить законно
установленные налоги (статья 57 Конституции Российской
Федерации) и конституционное право каждого на свободное
использование своего имущества для предпринимательской
и иной не запрещенной законом экономической деятельности
(статья 34, часть 1, Конституции Российской Федерации)
не должны противопоставляться друг другу. Такие правовые
позиции высказывались Конституционным Судом Российской
Федерации в ряде его актов, в частности, в Определении
от 5 июля 2002 года N 203-О по жалобе гражданки Павловой
А.Ф. на нарушение ее конституционных прав положениями
статей 212 и 224 Налогового кодекса Российской Федерации
и статьи 31 Федерального закона "О введении в
действие части второй Налогового кодекса Российской
Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации о налогах".
Установление в Налоговом кодексе Российской Федерации
правила об обязательности подачи правообладателем
документов на государственную регистрацию права на
недвижимое имущество в случае, если этот правообладатель
желает включать в свои расходы, не облагаемые налогом
на прибыль организаций, соответствующие суммы амортизации
этого недвижимого имущества, само по себе не может
рассматриваться как ограничение права на недвижимое
имущество или как умаление государственных гарантий
его защиты. Такое правило служит исключительно цели
правильного и справедливого исчисления налога на прибыль
организаций и не затрагивает содержания самого вещного
права на недвижимое имущество. Рассматриваемая норма
Налогового кодекса Российской Федерации регулирует
исключительно налоговые (публично-правовые), а не
гражданские (частно-правовые) отношения и потому не
может создавать коллизию с нормами гражданского законодательства
Российской Федерации. Таким образом, сама норма пункта
8 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации
не противоречит статье 131 Гражданского кодекса Российской
Федерации и статье 6 Федерального закона "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним".
Положение, содержащееся в пункте 7 статьи 10 Федерального
закона от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах, а также о
признании утратившими силу отдельных актов (положений
актов) законодательства Российской Федерации о налогах
и сборах" (в редакции Федеральных законов от
29 декабря 2001 года N 187-ФЗ, от 31 декабря 2001
года N 198-ФЗ, от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ, от 10
июля 2002 года N 86-ФЗ, от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ,
от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ), по своему нормативному
содержанию относится к переходным положениям, определяющим
порядок и условия применения нормы Налогового кодекса
Российской Федерации в начальный период действия Кодекса.
Эта норма непосредственно не инкорпорирована в текст
Налогового кодекса Российской Федерации, а является
именно нормой переходных положений Федерального закона,
вносящего изменения и дополнения в указанный Кодекс.
Данная норма является специальной нормой, определяющей
одно из условий применения общей нормы пункта 8 статьи
258 Налогового кодекса Российской Федерации.
Действующая редакция данной нормы предусматривает,
что по основным средствам, введенным в эксплуатацию
налогоплательщиком в период до 31 января 1998 года,
положения пункта 8 статьи 258 Налогового кодекса Российской
Федерации в части обязательности выполнения условия
документального подтверждения факта подачи документов
на регистрацию применяются с 1 января 2004 года. Федеральный
законодатель был вправе установить такое отлагательное
условие, руководствуясь соображениями экономической
целесообразности. Он же вправе изменить это условие,
продлив соответствующий срок, что предлагается законопроектом.
Таким образом, какие-либо юридические препятствия
для принятия законопроекта отсутствуют. Федеральный
законодатель вправе решать этот вопрос с позиций целесообразности
и экономической эффективности.
Следует также отметить наличие юридико-технических
ошибок в анализируемом законопроекте.
Законопроект имеет наименование: "О внесении
изменений и дополнений в статью 258 (часть вторая)
Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые
другие акты законодательства Российской Федерации".
Вместе с тем законопроект вносит только изменения
и не вносит дополнений в действующие законодательные
акты. Кроме того, законопроект вносит изменения не
в Налоговый кодекс Российской Федерации, а в переходные
положения Федерального закона о внесении изменений
и дополнений в Налоговый кодекс. Таким образом, в
наименование законопроекта следует внести соответствующие
исправления.
Статьи 2 и 3 законопроекта не имеют самостоятельного
значения и подлежат исключению из законопроекта, соответственно
статья 4 законопроекта должна считаться статьей 2.
Переходная норма, определяющая условия применения
пункта 8 статьи 258 Налогового кодекса Российской
Федерации, была введена Федеральным законом от 6 августа
2001 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений
в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
и некоторые другие акты законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах, а также о признании
утратившими силу отдельных актов (положений актов)
законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах" (пункт 7 статьи 10). Первоначальная редакция
этой нормы имела следующий вид: "По основным
средствам, введенным в эксплуатацию налогоплательщиком
в период до 31 января 1998 года, положения пункта
8 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации
в части обязательности выполнения условия документального
подтверждения факта подачи документов на регистрацию
применяются с 1 января 2003 года".
В данный Федеральный закон вносились изменения и (или)
дополнения Федеральными законами от 29 декабря 2001
года N 187-ФЗ, от 31 декабря 2001 года N 198-ФЗ, от
29 мая 2002 года N 57-ФЗ, от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ,
от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ, от 31 декабря 2002
года N 191-ФЗ. Упоминаемый в статье 2 законопроекта
Федеральный закон от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ оставил
без изменения пункт 7 статьи 10. Упоминаемый в статье
3 законопроекта Федеральный закон от 31 декабря 2002
года N 191-ФЗ внес изменение в пункт 7 статьи 10,
заменив слова "с 1 января 2003 года" словами
"с 1 января 2004 года". Иные Федеральные
законы не меняли редакцию пункта 7 статьи 10.
Таким образом, законопроект вносит изменение лишь
в пункт 7 статьи 10 действующей редакции Федерального
закона от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах, а также о
признании утратившими силу отдельных актов (положений
актов) законодательства Российской Федерации о налогах
и сборах" - статья 1 законопроекта. Статьи 2
и 3 законопроекта ошибочно дублируют то же самое изменение.
Кроме того, в статье 2 была допущена еще одна ошибка.
Предлагаемое изменение вносится не в пункт 7, а в
пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 29 мая 2002
года N 57-ФЗ, в этом пункте приводится новая редакция
статьи 10 первоначального Федерального закона (при
этом пункт 7 статьи 10 Федеральным законом не изменен).
Указанные юридико-технические ошибки могут быть исправлены
как до внесения законопроекта в установленном порядке
в Государственную Думу, так и в ходе его рассмотрения
в Государственной Думе, поскольку смысл предлагаемой
законодательной новеллы в законопроекте не искажен,
а исправление указанных ошибок возможно перед вторым
чтением законопроекта.
Выводы:
1. Отсутствуют юридические препятствия для принятия
законопроекта, подготовленного Московским городским
Комитетом по государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним. Вместе с тем принятие законопроекта
может быть обусловлено только соображениями экономической
целесообразности и эффективности, но не наличием коллизии
налогового и гражданского законодательства Российской
Федерации, отсутствующей в действительности.
2. Законопроект нуждается в юридико-технической доработке.
Название законопроекта следует изложить в редакции:
"О внесении изменения в Федеральный закон "О
внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты
законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах, а также о признании утратившими силу отдельных
актов (положений актов) законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах".
Предлагаемое статьей 1 законопроекта изменение должно
вноситься в Федеральный закон от 6 августа 2001 года
N 110?ФЗ "О внесении изменений и дополнений в
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
и некоторые другие акты законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах, а также о признании
утратившими силу отдельных актов (положений актов)
законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах", в его действующую редакцию - то есть
с упоминанием источников официального опубликования
изменяющих первоначальную редакцию Федеральных законов
от 29 декабря 2001 года N 187-ФЗ, от 31 декабря 2001
года N 198?ФЗ, от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ, от 10
июля 2002 года N 86-ФЗ, от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ,
от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ.
Статьи 2 и 3 законопроекта следует исключить, считая
при этом статью 4 законопроекта статьей 2.
|