Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  
 ЖУРНАЛ 9-10, октябрь 2000

НУЖНЫ ГАРАНТИИ
Валентина Лапаева,
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ
 Закон о политических партиях, столь необходимый для восполнения существенных пробелов в правовом регулировании российской многопартийности, будет внесен на рассмотрение Государственной Думы в ближайшее время. В Думе уже подготовлено несколько вариантов законопроекта, свой проект закона скоро представит ЦИК РФ. Основные идеи этих законопроектов благополучно прошли первую обкатку на состоявшихся 16 октября парламентских слушаниях по проблемам избирательного законодательства. Судя по всему, проект, который явится результатом своего рода “консенсуса” между крупными парламентскими фракциями и Центризбиркомом, будет представлен Президенту РФ для внесения в парламент. Вопрос лишь в том, решится ли Президент выступить с таким законопроектом.

К сожалению, перспектива скорого принятия такого нужного для общества и давно ожидаемого им закона не вызывает энтузиазма. Дело в том, что в законе, наряду с рядом важных правовых новелл (направленных на обеспечение финансовой, информационной и т.п. открытости процессов создания и деятельности политических объединений, расширение возможностей государственного и общественного контроля за этой сферой, обеспечение демократизации внутрипартийной жизни и т.д.) будут закреплены положения, существенно обесценивающие его позитивный потенциал. Речь идет о предоставлении права участия в выборах только партиям, закреплении статуса партии за организациями, насчитывающими в своем составе от 5 тыс. (в законопроекте, подготовленном в Комитете Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций) до 10 тыс. (в законопроектах фракции “Единство” и ЦИК РФ) членов; повышенном по сравнению с остальными партиями государственном финансировании партий, имеющих фракции в парламенте; закреплении за этими политобъединениями ряда иных привилегий (автоматическое получение статуса партии, облегченный характер перерегистрации и т.п.); введении запрета на региональные партии; легализации слияния государственных и партийных структур путем предоставления высшим должностным лицам страны права быть членами политических партий, ограничении предвыборных коалиций политических партий и т.п. И хотя ни в одном из готовящихся сейчас документов этот набор не представлен полностью, однако того ядра, на котором сошлось большинство инициаторов законопроектов - признание права на участие в выборах только за крупными политическими организациями, а по сути дела, за теми, кто сумел (во многом благодаря дефектам законодательства) занять места на политической сцене, вполне достаточно для того, чтобы законсервировать сложившуюся политическую систему, обеспечив монополию в ней нескольким политическим группировкам.

Такого рода предложения хорошо вписываются в уже давно обкатываемую в общественном мнении стратегию построения в стране “цивилизованной двух- или трехпартийной системы западного образца”. Однако авторы этой стратегии не хотят считаться с тем обстоятельством, что на Западе подобные правовые системы сложились в ходе длительного естественного процесса консолидации политических интересов и их институализации в лице тех политических партий, которые в борьбе доказали свое право на выражение политической воли народа. У нас же фактически намереваются прервать наметившийся естественный процесс партобразования и навязать обществу “выразителей его интересов” в лице нескольких партий, сумевших, благодаря удачно сложившейся для них политической конъюнктуре, занять доминирующие позиции в Государственной Думе. В нынешней ситуации ослабления демократических импульсов со стороны общества и усиления государственной бюрократии партии-победительницы спешат закрепить свой привилегированный статус на обозримое будущее, делая ставку на поддержку усилившихся государственных структур, заинтересованных в формировании более управляемой и контролируемой партийно-политической системы.

Причем, сделать это собираются таким образом, который практически лишает остальные партии и движения шансов на выживание и развитие. Между тем, фундаментальный принцип правовой демократии - принцип защиты прав меньшинства - гласит: “большинство, принимая свои решения, должно ...уважать права меньшинства и принимать во внимание их интересы, а также не отнимать у них шанса когда-нибудь превратиться в большинство”1 . Очевидно, что если в закон о политических партиях будет заложен подход, закрепляющий монополию нескольких политических сил, то он будет противоречить целому ряду положений Конституции РФ (и прежде всего ч. 3 ст. 13, содержащей норму о признании в Российской Федерации политического многообразия и многопартийности). Принятие такого закона несет в себе угрозу основам конституционного строя, закрепленным в первой главе Конституции РФ.

Подобные намерения ущербны не только с конституционно-правовой, но и с социально-политической точки зрения. Их реализация способна надолго затормозить и без того вялотекущий процесс политического структурирования общества, заблокировать появление новых партийно-политических объединений. Между тем, общество сейчас остро нуждается в новых политических силах, способных выдвинуть идеи, которые могли бы объединить различные слои населения, ориентированные пока что на идеологические крайности. Что же касается политических партий, представленных в настоящее время в федеральном парламенте, то они выражают в лучшем случае лишь идеологию крайних полюсов политического спектра (его правого и левого флангов), демонстрируя полную беспомощность при попытках сформулировать приемлемую для большинства населения центристскую идеологию.

Такое положение дел имеет под собой объективные основания. В силу целого ряда причин (отсутствие среднего класса и т.п.) в обществе еще не вызрела полноценная центристская идеология, которая могла бы диалектически “снять” антагонизм двух противоборствующих в настоящее время идеологических крайностей, примирив общество с его социалистическим прошлым и указав ему ориентир для будущего свободного социально-экономического и правового развития. И было бы большой ошибкой с помощью закона о партиях препятствовать зарождению принципиально новых политических сил подлинно центристской ориентации, отвечающих ожиданиям широких слоев общества. Игнорирование этих социальных ожиданий при решении проблем многопартийности в перспективе приведет к существенному сужению реальной (а не показной) социальной базы власти, а вовсе не к предполагаемому упрочению этой базы за счет политтехнологических манипуляций по искусственному насаждению в стране управляемой “многопартийности”, созданию “партии власти” и т.п. Стратегический интерес власти не может расходиться со стратегическим интересом общества. В данном случае этот интерес состоит в укреплении правовых начал политической жизни, в создании условий для честной конкуренции всех политических сил, готовых действовать пусть в жестких, но общих для всех правовых рамках.

Не стоит недооценивать и то обстоятельство, что предоставление права участия в выборах лишь крупным политическим партиям приведет к усилению левых партий, отличающихся большей численностью и организованностью. Что же касается политических объединений демократической ориентации, то их поспешная трансформация в партии (отказ от коллективного членства и введение жестко фиксированного индивидуального членства) ослабит организационную опору и социальную базу правого фланга.

К сожалению, у нашего общества, самую организованную часть которого составляет сейчас организованная преступность, нет сил, чтобы защитить свои интересы в сфере правового регулирования многопартийности. Но это вовсе не означает, что оно должно отмалчиваться. Ситуация с законом о партиях показывает, что назрела необходимость введения в политическую практику института общественных слушаний по социально значимым законопроектам, которые (в отличие от закрытых от общества парламентских слушаний) были бы трибуной для выражения и согласования позиций всех заинтересованных сторон. В перспективе подобный социально-политический институт мог бы стать действенным противовесом произволу парламентского большинства.

Такие слушания по проблемам правового регулирования многопартийности в настоящее время готовятся по инициативе Независимого института выборов с участием представителей всех политических и иных заинтересованных общественных объединений. Участникам слушаний будет предложен для обсуждения инициативный проект Федерального закона “О гарантиях многопартийности и статусе политических объединений”. Концепция данного законопроекта основана на следующих положениях:

1. Целью закона является реализация конституционных норм о политическом плюрализме и многопартийности, о свободе создания и деятельности политических объединений, равенстве их перед законом. При этом закон исходит из того, что развитие многопартийности должно способствовать расширению сферы индивидуальной свободы, укреплению прав и свобод человека и гражданина, защите прав меньшинства, утверждению начал правовой демократии в стране.

2. С учетом переходного характера в развитии отечественной политической системы необходимо сохранить на данном этапе таких субъектов политических отношений, как политические движения. Таким образом, политическими объединениями, согласно предлагаемому закону, считаются политические партии (организации, основанные на фиксированном индивидуальном членстве) и политические движения (объединения, допускающие коллективное членство без обязательного индивидуального членства). Вместе с тем, с целью стимулирования последующей трансформации движений в политические партии целесообразно закрепить за партиями особые правомочия в избирательном процессе, а именно - предоставить только партиям право выдвигать из числа своих членов списки кандидатов при выборах по пропорциональной избирательной системе. При этом всем политическим объединениям (партиям и движениям) следует предоставить право выдвигать кандидатов в одномандатных округах (причем, в данном случае партии могут выдвигать кандидатов не только из числа своих членов).

3. При определении численности, необходимой для получения статуса партии, следует исходить из того, что целью введения определенного численного барьера должно быть не искусственное ограничение круга реальных и потенциальных участников политического процесса, а демонстрация организацией, претендующей на статус партии, серьезности своих намерений и наличия у нее таких свойств, которые показывают, что она действует не в интересах узкой группы лиц, а отражает определенный срез политических интересов общества. В нынешних условиях неразвитой многопартийности этим целям вполне отвечает требование к общероссийской партии иметь в своих рядах не менее 2200 человек (то есть не менее 50 членов в каждом региональном отделении).

4. Предоставление права участия в выборах по пропорциональной избирательной системе только партиям, продемонстрировавшим серьезность своих намерений, допускает возможность снижения барьера для получения мест в парламенте с 5 до 3% голосов избирателей при сохранении за партиями половины мест в парламенте страны. Это обеспечит более широкое представительство в нем социально-политических интересов общества.

5. Основную нагрузку по очистке избирательного процесса от ненадлежащих претендентов на власть должна взять на себя норма о необходимости подтверждения политической партией своего статуса путем участия в выборах и о лишении этого статуса тех партий, которые не смогли продемонстрировать должного электорального успеха. При таком подходе окончательное слово остается за населением, которое на выборах будет решать, какие партии имеют право на существование, а какие нет.

6. Государственное финансирование политических объединений в периоды между выборами в условиях не сформировавшейся партийно-политической системы представляется преждевременным. На данном этапе (с учетом крайне ограниченных финансовых возможностей государства) следует сосредоточить усилия на создании условий для самореализации всем политическим объединениям путем выделения помещений для общественно-политических центров и оснащения этих помещений оргтехникой, средствами связи и т.п. с последующим предоставлением их политическим объединениям на льготных условиях на основе соблюдения принципа равенства, путем обеспечения политическим объединениям равного доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации и т.п.

7. Закон стимулирует создание избирательных блоков с целью укрупнения участников избирательного и политического процесса. Повышая требования к получению статуса избирательного объединения, закон вводит гарантии против использования избирательного блока в интересах политических объединений, не имеющих статуса избирательного объединения.

8. Предоставляя политическим объединениям исключительное (по сравнению с другими общественными объединениями) право участия в выборах, необходимо сбалансировать это право существенным набором дополнительных обязанностей политических объединений перед обществом и государством. В настоящее время главным дефектом правового статуса политических объединений является значительный дисбаланс их прав и обязанностей.

Партии, которым предоставляется исключительное право быть участниками избирательного процесса в рамках пропорциональной избирательной системы, должны отвечать более жестким требованиям. Такими дополнительными требованиями к партиям в законе являются обязательная численность членов и обязанность составлять партийный список кандидатов в депутаты лишь из числа членов партии.

Повышая требования к политическим объединениям, необходимо исходить из принципа их равноправия, исключающего привилегии для тех, кто занял ключевые позиции в политическом процессе, в том числе - и в парламенте страны.

Требования, предъявляемые к политическим объединениям, должны носить правовой характер, исключающий возможность произвола со стороны чиновников.

Основные направления, по которым следует усилить требования, предъявляемые к политическим объединениям:

- введение ряда дополнительных возможностей для государственного и общественного контроля за созданием и деятельностью политических объединений;

- закрепление гарантий против политического экстремизма;

- усиление требований к демократизации внутрипартийной жизни (в частности, введение дополнительных гарантий против клановости и непотизма);

- закрепление гарантий против слияния партийных и государственных структур;

- запрет на создание политических объединений по профессиональному, национальному, религиозному признакам;

- введение гарантий обеспечения равных возможностей мужчин и женщин в политическом процессе.

В начало

107066, Москва, Спартаковская ул. д. 11, стр.1. Тел.:(095)967-66-17; E-mail: lyubarev@yandex.ru