Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  
 ЖУРНАЛ 7-8, сентябрь 2000

 СОВРЕМЕННЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

 Мария АВДЕЕНКОВА, Московская государственная юридическая академия
 Юрий ДМИТРИЕВ, Академия экономики и права Московского государственного социального университета
     Термин «избирательная система» может употребляться как в узком, так и в широком смысле слова. Избирательная система в широком значении слова – это упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, определяющие порядок выборов. Как отмечает американский исследователь К. Боун, «избирательная система, как минимум, включает в себя три аспекта: определение того, что представляет собой один голос (какие действия может предпринять избиратель), порядок суммирования голосов (то есть суммирование в национальном масштабе или по округам различных видов) и правило переведения доли полученных голосов в распределение мандатов»[1]. В широком смысле в понятие «избирательная система» включается также нормативная и организационная база выборов. При этом она регулируется и неправовыми нормами – корпоративными нормами избирательных объединений, участвующих в выборах (прежде всего, уставами и другими документами политических партий), обычаями и традициями, нормами политической морали, этики и т.д.

Термин «избирательная система» чаще употребляется в узком смысле слова – как способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц. Существует множество классификаций избирательных систем, но чаще выделяются мажоритарная, пропорциональная, полупропорциональная и смешанная системы.

Мажоритарная система

С точки зрения исторического развития первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (от франц. majorite – большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное) выделяются разновидности данной системы. Мажоритарная избирательная система возникла еще до появления политических партий как альтернатива абсолютизма. Она наиболее проста и используется и ныне при формировании представительных учреждений всех уровней. По данной системе формируются законодательные органы США, Великобритании и ряда других стран. Чаще всего мажоритарная система применяется в одномандатных округах, хотя такая ее разновидность как мажоритарная система относительного большинства может применяться и в многомандатных избирательных округах.

Мажоритарная система относительного большинства самая простая: избранным считается кандидат, который получил наибольшее число голосов в округе, то есть больше, чем кто-либо из его соперников. При такой системе нередко не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании. Выборы считаются состоявшимися, даже если в голосовании принял участие только один избиратель. В Великобритании если в округе выдвинут только один кандидат, он считается избранным, поскольку достаточно, чтобы за него проголосовал только один избиратель – он сам. В некоторых странах для того, чтобы быть избранным, кандидату необходимо не только опередить всех своих соперников, но и получить голосов больше, чем будет подано против всех кандидатов. Весомым «плюсом» этой системы является исключение второго тура. Возможен, конечно, случай, когда два кандидата наберут одинаковое количество голосов, но законодательным разрешением такой ситуации обычно бывает жребий. Эта система эффективно работает в странах с двухпартийной системой или в странах с одной доминирующей партией (США, Великобритания). Однако в случаях, когда в выборах принимают участие много кандидатов, эта избирательная система может принести победу претенденту, получившему поддержку абсолютного меньшинства избирателей. К примеру, на выборах в Государственную Думу Федерального собрания РФ 1995 г. в некоторых одномандатных округах баллотировалось по 12-15 кандидатов, поэтому победителю для избрания было достаточно получить 10-15% голосов. Таким образом, кандидат был избран абсолютным меньшинством избирателей, а голоса остальных пропали. В целом по стране процент «пропавших» голосов избирателей может быть весьма высоким.

Использование мажоритарной избирательной системы относительного большинства даже при двухпартийной системе может приводить к искажению воли избирателей. Так, Э.Лейкман и Дж.Ламберт приводят пример выборов в Южно-Африканском Союзе 1953 г., на которых Националистическая партия получила 598685 голосов и 92 мандата, а коалиция Объединенной и Лейбористской партий – 608166 голосов и лишь 43 мандата[2]. В данном случае существенную роль играет «избирательная география» – нарезка избирательных округов. Если большинство избирателей данной партии будет сосредоточено в нескольких округах, в то время как в остальных победу с незначительным перевесом одержит соперник, то, даже получив большинство голосов избирателей в целом по стране, партия может проиграть выборы и получить меньшинство мандатов.

В Российской Федерации мажоритарная избирательная система относительного большинства применяется при избрании 225 депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Для этого создаются 225 одномандатных округов. Выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 25% избирателей, включенных в списки. При этом число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов в округе, должно быть больше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. На выборах в законодательные (представительные) органы субъектов РФ мажоритарная избирательная система относительного большинства применяется в 74 субъектах РФ. В 8 субъектах РФ используется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства, а в одном – Чувашской Республике – квалифицированного большинства.

Мажоритарная система абсолютного большинства требует для избрания кандидата получения им абсолютного большинства голосов избирателей, то есть более половины от их общего числа (50% + 1 голос). Это большинство может исчисляться: 1) от общего числа зарегистрированных избирателей; 2) от общего числа поданных голосов; 3) от общего числа поданных действительных голосов. Требование получения кандидатом большинства голосов от числа зарегистрированных избирателей является самым жестким и применяется крайне редко. В основном это требование было характерно для социалистических стран, где явка избирателей на выборы составляла 99,9%. При использовании этой системы обычно устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании. Он может быть 25%, 50% и более. При неявке достаточного числа избирателей на выборы, они признаются несостоявшимися.

Достоинство этой системы состоит в том, что победителем становится кандидат, получивший поддержку действительно большинства избирателей. Тем не менее, сохраняется недостаток, присущий мажоритарной системе в целом, – голоса, поданные за других кандидатов, пропадают. Кроме того, в большинстве случаев неизбежно проведение второго тура голосования для определения победителя. Чаще всего во втором туре участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Возможны и иные варианты, например, во Франции на выборах депутатов Национального собрания во втором туре участвуют все кандидаты, набравшие в первом туре не менее 12,5% голосов от числа избирателей, внесенных в списки. Для победы во втором туре кандидату достаточно набрать относительное большинство голосов.

Посредством мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства избираются президенты большинства государств мира. В ряде стран используется еще более суровая мажоритарная система квалифицированного большинства. Это объясняется тем, что будущий глава государства на выборах должен получить поддержку значительного числа граждан страны. При этом нередко минимальный порог участия избирателей в выборах устанавливается на уровне 50% и более. Как правило, во втором туре применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства, хотя возможны и иные варианты. Так, Конституция Республики Намибия 1990 г. устанавливает, что туры голосования по выборам президента будут проводиться до тех пор, пока кто-либо из кандидатов не получит абсолютного большинства поданных за него голосов избирателей. В ряде стран, например, в США, поправка XII к Конституции предусматривает, что если ни один из кандидатов не будет избран в единственном туре всеобщих выборов, то перебаллотировка кандидатов, получивших наибольшее число голосов, осуществляется в парламенте или в его нижней палате. Президент РФ также избирается по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства, при обязательной явке на выборы не менее 50% избирателей. Во второй тур выходят два кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Победитель во втором туре определяется по мажоритарной системе относительного большинства.

Для преодоления нерезультативности мажоритарной системы абсолютного большинства без проведения второго тура используется альтернативное голосование (к примеру, в Австралии), которое состоит в том, что избиратель в бюллетене цифрами указывает предпочтительность для него кандидатов. Если кандидат, набравший наибольшее число первых преференций, не смог получить абсолютное большинство голосов, то бюллетени кандидата, получившего наименьшее число первых преференций, распределяются между другими кандидатами в соответствии со вторыми преференциями. Если и в таком случае победитель не определен, то происходит дальнейшее распределение в соответствии со вторыми и третьими преференциями до тех пор, пока кто-либо из кандидатов не наберет абсолютного большинства голосов. Эта система позволяет обойтись без проведения второго тура голосования, существенно удорожающего выборы, но порождает споры о равноценности первых, вторых, третьих и т. д. преференций.

При мажоритарной системе квалифицированного большинства закон устанавливает определенный процент голосов, который должен получить кандидат (в Чили – партийный список), чтобы быть избранным. Квалифицированное большинство может быть различным (2/3, 3/4 и т.д.), но оно всегда больше абсолютного. Эта система применяется довольно редко, поскольку она еще менее результативна, чем система абсолютного большинства. Победить в первом туре может только признанный лидер, поддерживаемый подавляющим большинством избирателей. Поэтому чаще эта система применяется при выборах президента (Коста-Рика, Азербайджан). При выборах парламента мажоритарная система квалифицированного большинства применяется в Чили. В двухмандатном округе партия, получившая 2/3 голосов избирателей, получает оба мандата; если ни одна партия не получила такого большинства, то по одному мандату получают две партии, набравшие больше голосов, чем другие.

Система единственного непередаваемого голоса считается полупропорциональной и применяется крайне редко. При этой системе создаются многомандатные округа, но избиратель имеет только один голос и голосует за одного кандидата из того или иного списка, содержащегося в бюллетене. В выборах могут принимать участие и независимые кандидаты. Избранными считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов (т.е. действует принцип относительного большинства). Число избранных соответствует числу мандатов по округу. Эта система представляет собой разновидность «ограниченного вотума» – системы, при которой у избирателя меньше голосов, чем необходимо избрать депутатов от округа. Несмотря на то, что применяется мажоритарный принцип, голоса представителей меньшинства могут и не пропасть. Но в том случае, если по округу баллотируется кандидат, пользующийся поддержкой подавляющего большинства избирателей, кандидаты, занявшие второе и третье места, могут пройти в парламент, получив не более 10-15% голосов.

При системе кумулятивного вотума (от лат. сumulatio – скопление) избиратель имеет не один, а несколько голосов (столько, сколько надо избрать депутатов или меньше). Он может отдать все свои голоса одному кандидату, а может распределить их между несколькими кандидатами. Причем эти кандидаты могут быть как из одного партийного списка, так и из разных. Избранными считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов (относительное большинство). Эта система, в отличие от мажоритарной, позволяет учесть интересы и меньшинства избирателей.

Пропорциональная система

Мажоритарная избирательная система благоприятствует крупным партиям. Пропорциональная избирательная система, по общему правилу, более благоприятна для мелких партий. Суть ее заключается в том, что каждая политическая партия получает в представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов. Поэтому в парламент могут попасть и небольшие партии. Таким образом, пропорциональная избирательная система более точно выражает интересы различных социальных слоев, групп избирателей. Она дает возможность быть представленными в парламенте различным, даже небольшим партиям, выражающим разные интересы. При отсутствии избирательного барьера в парламент могут попасть партии, не имеющие значительной поддержки избирателей, и часто они бывают представлены двумя-тремя депутатами. В то же время это создает в парламенте пестроту и раздробленность, что в парламентарной республике приводит к неустойчивому коалиционному правительству и частым правительственным кризисам.

С другой стороны, в отличие от мажоритарной системы, при которой избиратель в той или иной степени учитывает личные качества кандидата, пропорциональная система предполагает голосование за определенную партию, за список в целом. Избиратель ориентируется на политическую программу партии, ее программные цели. К недостаткам пропорциональной системы относят то, что зачастую избиратель не знает большинства кандидатов, включенных в список партии, и фактически голосует за партийных лидеров. Достоинством же этой системы можно считать то, что по партийным спискам в парламент часто попадают неизвестные широкому кругу профессионалы, способные к эффективной законотворческой работе, в отличие от иных ярких личностей, запомнившихся избирателям и победивших в одномандатных округах.

Пропорциональная избирательная система может применяться только в многомандатных округах, причем, чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута. Поэтому оптимальным является случай, когда вся территория страны признается единым многомандатным округом.

Для пропорционального распределения мандатов чаще всего используется либо метод избирательной квоты, либо метод делителей.

Избирательная квота (избирательное частное, избирательный метр) – минимальное число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Она может вычисляться разными методами. Самый простой порядок был предложен в 1855 г. англичанином Томасом Хэром. Квоту Т. Хэра часто называют еще естественной квотой. Она вычисляется по формуле x : y, где x – число действительных голосов избирателей, поданных за все партии в избирательном округе, а y – число мандатов, которые необходимо распределить. После определения квоты число действительных голосов, полученных партией, делится на избирательную квоту. Целая часть полученного числа показывает, сколько мандатов передается партии. Квота Т. Хэра имеет один существенный недостаток, – часто после деления у партий остаются большие остатки голосов и много нераспределенных мандатов. Поэтому были предложены несколько вариантов ее модификации. К делителю (числу мандатов) прибавляется единица или даже две, в результате чего квота получается меньше и большее число мандатов удается распределить с первого раза. Результат, который получается при этом называется искусственной квотой. В 1868 г. Генри Друпом была предложена другая формула: [x:(y+1)]+1, а в 1888 г. профессор Эдуард Гогенбах-Бишоф вывел формулу x:(y+1). При применении этих квот можно существенно снизить и остатки голосов, и число нераспределенных мандатов. Однако в любом случае все мандаты не удается распределить по методу квоты с первого раза. Для распределения оставшихся мандатов применяется либо правило наибольшего остатка, либо правило наибольшей средней.

Правило наибольшего остатка предусматривает передачу оставшихся нераспределенными мандатов тем партиям, у которых остаток голосов самый большой. Иногда это правило применяется с ограничениями. Например, в Венгрии ко второму распределению допускаются только партии, у которых остаток голосов превышает 2/3 квоты. Правило наибольшего остатка в определенной мере благоприятствует крупным партиям, «подбирающим» за мелкими оставшиеся после первого распределения остатки голосов.

Правило наибольшей средней предусматривает передачу нераспределенных мандатов партиям, имеющим наибольшее частное от деления числа собранных ими голосов на число полученных при первом распределении мандатов плюс единицу.

Очевидно, что какая-то часть голосов в избирательном округе пропадает, а если суммировать это число по всей стране, то оно может оказаться весьма внушительным. Поэтому в ряде стран второе распределение проводится по еще более крупным избирательным единицам, где суммируются остатки голосов и нераспределенные мандаты входящих в эти единицы избирательных округов, либо даже по стране в целом (например, в Румынии).

При втором распределении могут применяться такие правила, как правило наибольшего избирательного числа – оставшиеся нераспределенными мандаты передаются партиям, набравшим наибольшее число голосов на выборах. Может использоваться вариант, когда все остатки голосов по стране суммируются и делятся на число оставшихся нераспределенными мандатов. Таким образом, вычисляется новая квота. По этой квоте и распределяются между партиями оставшиеся места.

Метод делителей позволяет сразу распределить все мандаты в избирательном округе или по стране в целом. Он заключается в том, что количество голосов, полученных партией в избирательном округе, последовательно делится на определенную серию делителей. Делители эти различны. Так, в 1882 г. профессор Виктор д’Ондт предложил делить на последовательный ряд целых чисел, начиная с единицы, а итальянский ученый Империалли – на тот же ряд целых чисел, но начиная с двойки. Иногда бывают ситуации, когда, применяя метод д’Ондта, тем не менее, не удается распределить все мандаты. Поэтому был предложен ряд модификаций этого метода. В 1910 г. французский ученый А.Сент-Лагюе выдвинул идею деления только на нечетные числа: 1,3,5,7… В ряде стран применяется модифицированный метод Сент-Лагюе: первый делитель – 1,4, последующие 3,5,7… В Дании используется метод, при котором каждый последующий делитель больше предыдущего на 3: 1,4,7,10 и т.д. После деления мандаты передаются партиям, имеющим наибольшее полученное частное. В сущности, наименьший делитель всегда будет представлять собой избирательную квоту.

При пропорциональной избирательной системе также может быть иногда два тура. В этом случае ко второму туру допускаются только партии, собравшие определенный процент голосов (например, не менее 17% в Греции). Расчет избирательной квоты для второго тура производится уже исходя из оставшегося незамещенным числа мест.

В принципе, и при применении пропорциональной системы в ряде стран (например, в Румынии) допускается выдвижение независимых кандидатов. Они могут быть избраны в случае получения ими числа голосов, равного избирательной квоте или наименьшему делителю. При этом голоса, полученные сверх необходимого числа, пропадают, как и голоса, поданные за кандидата, не набравшего избирательной квоты.

Для преодоления такого недостатка пропорциональной избирательной системы, как чрезмерное распыление политических сил в парламенте, применяется такой институт, как введение заградительного пункта (избирательного барьера). Это позволяет ограничить пропорциональность в пользу средних и крупных партий. Посредством введения заградительного пункта законодатель стремится к созданию в парламенте крупных фракций, и вследствие этого правительство может опереться на партийное большинство. Заградительный пункт может выступать в различных формах. Так, в Австрии ко второму распределению не допускаются партии, не получившие мандатов при первом распределении, вне зависимости от того, сколько голосов они собрали. Наиболее часто из распределения мандатов исключаются партии, не собравшие определенного процента голосов по округу или по стране в целом. Такой процент в разных странах различен: 1% - в Израиле, 3% - в Испании, 4% - в Болгарии, 5% - в Германии, 5% - в Словакии (для коалиции из 2-5 партий – 7%), 10% - в Турции. Слишком высокий заградительный пункт может приводить к тому, что существенная часть голосов избирателей «пропадает». Так, на выборах 1995 г. в Государственную Думу РФ 4 избирательных объединения, преодолевших 5%-ный избирательный барьер, получили в совокупности только 50,5% голосов избирателей.

При использовании пропорциональной системы в ряде стран применяется институт блокирования (соединения списков). Суть блокирования состоит в том, что некоторые партии до начала голосования могут заявить о соединении списков. На деле, сами списки не соединяются, избиратель голосует за списки отдельных партий. При подсчете голосов и распределении мандатов последние распределяются сначала между соединенным списком и иными списками, потом партии, объявившие о соединении списков распределяют эти мандаты между собой. Таким способом за счет остатков голосов блокировавшихся партий, которые пропали бы, если бы блокирования не было, партии могут получить несколько дополнительных мандатов.

В ряде стран применяется институт так называемых свободных списков, т.е. списков, в которые избиратель может вносить изменения. Если же изменения вносить нельзя, то такие списки называются связанными. Свободные списки применяются, как правило, в сочетании с преференциальным голосованием (преференция – предпочтение). Преференциальное голосование (преференциальный вотум) выполняет две задачи: он позволяет избирателю выбрать в списке наиболее предпочтительного кандидата с учетом его личных качеств и решить вопрос о распределении мест внутри партийного списка.

При пропорциональной системе избиратель, как предполагается и как часто бывает на деле, голосует не за отдельных личностей, лидеров партии, а за партийную программу. При этом юридически он в равной мере отдает свой голос за весь список, оказывая равную поддержку всем входящим в него кандидатам. В списке партии кандидатов, как правило, значительно больше, чем количество мандатов, получаемых партией. Обычно мандаты передаются в порядке очередности кандидатов в списке. Очевидно, что на первых местах всегда будут стоять фамилии лидеров партий. Преференциальное голосование позволяет избирателю при голосовании за партийный список отметить наиболее предпочтительных ему кандидатов внутри этого списка, которые, по его мнению, и должны быть избраны. В ряде стран число преференций законодательно ограничивается. При распределении мандатов между кандидатами списка мандаты передаются в первую очередь кандидатам, собравшим наибольшее количество первых, вторых и т.д. преференций, при условии, что это число не меньше избирательной квоты. Потом мандаты передаются оставшимся кандидатам в списке в порядке очередности в нем. Этот институт позволяет избирателям содействовать избранию кандидата, находящегося в середине или в конце списка. В то же время преференциальное голосование может быть использовано во вред партии. Так, избиратели партии, не претендующей на избрание в парламент, могут проголосовать за конкурентов, отдав предпочтение кандидатам из конца списка, и обезглавить, таким образом, партию в парламенте.

И при мажоритарной, и при пропорциональной избирательных системах может применяться такой институт, как панаширование. Оно означает право избирателя голосовать за кандидатов из различных списков или вписывать в списки новых кандидатов. В результате избиратель может голосовать за кандидатов от различных политических партий, за лиц разных, а порой и противоположных политических интересов. Таким образом, законодатель отдает предпочтение личности перед партией и ее программой.

Определенной технической сложностью обладает система единственного передаваемого голоса. Чаще всего ее считают разновидностью пропорциональной системы. Эта система позволяет учесть личные и партийные предпочтения избирателя и напоминает пропорциональную систему с панашированием и преференциальным голосованием. Система была предложена в середине XIX в. датчанином К.Андре и англичанином Т.Хэром. Сейчас она применяется при выборах нижней палаты парламента в Ирландии, на Мальте, а в Индии и Австралии – при выборах верхней палаты.

Система единственного передаваемого голоса может применяться только в многомандатных округах. Избиратель имеет один голос, но вместе с тем, может указать в бюллетене несколько преференций. Против фамилии наиболее желательного кандидата он проставляет цифру 1, без которой бюллетень считается недействительным. Избиратель может отметить преференциями кандидатов как из одного, так и из разных списков. При подсчете голосов сначала определяется избирательная квота. Бюллетени раскладываются по кандидатам в соответствии с первыми преференциями. Если у кандидата нет ни одной первой преференции, он исключается из распределения. Кандидаты, у которых число первых преференций составило избирательную квоту или превысило ее, считаются избранными. Излишки голосов у избранных кандидатов передаются в соответствии со вторыми преференциями другим кандидатам, пропорционально поданному за каждого из них количеству вторых преференций во всех бюллетенях избранного кандидата. Процент, получаемый каждым из неизбранных кандидатов, исчисляется не от общего числа бюллетеней избранного кандидата, а лишь от излишка сверх квоты. Если в результате какой-то из первоначально неизбранных кандидатов добрал до квоты, то он тоже считается избранным. При этом сначала распределяется самый большой излишек, а затем по убывающей. После этого в соответствии со вторыми преференциями распределяются бюллетени кандидата, получившего наименьшее число первых преференций. Если после этих операций не были распределены все мандаты, то применяются третьи преференции. Возможность передачи голоса и определяет название системы – единственного (единого) передаваемого голоса.

Смешанные системы

В ряде стран применяются избирательные системы, сочетающие в себе элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Они призваны соединить достоинства и смягчить недостатки каждой из этих систем в отдельности.

При смешанной системе избиратель имеет два голоса. Один он подает за конкретного кандидата по избирательному округу, второй – за ту или иную партию по партийному списку. Первые голоса подсчитываются и места распределяются по мажоритарной системе, вторые – по пропорциональной.

Так, в Германии смешанная система применяется при выборах депутатов Бундестага. Половина депутатов избирается в одномандатных округах по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, а другая – по многомандатным избирательным округам (каждый из которых охватывает территорию земли – субъекта федерации) на основе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями по пропорциональной системе. Распределение мандатов производится с учетом 5%-ного заградительного пункта (исчисляемого в масштабах всей страны) и с применением квоты Т.Хэра при первом распределении и метода наибольшего остатка – при втором.

Похожая система действует в Болгарии при выборах в Великое народное собрание, с тем различием, что в одномандатных избирательных округах применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства в два тура.

Сочетание мажоритарной и пропорциональной систем в составе смешанной может быть различным: если в Германии оно составляет 50/50, то, например, в Италии 3/4 состава парламента избирается по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, а 1/4 - по пропорциональной системе.

В заключение отметим, что существует множество мелких и крупных разновидностей избирательных систем, которые неоднократно совершенствовались с целью обеспечить соответствие поданных голосов и распределяемых депутатских мандатов. Однако создать идеальную систему человечество пока не смогло. При мажоритарной системе меньшинство вообще не получает депутатских мест в округе, при пропорциональной системе всегда остаются неучтенные остатки голосов, следовательно, точной пропорции голосов и мест нет и в обозримом будущем вряд ли будет. При любой системе интересы большей или меньшей части меньшинства все равно останутся неучтенными.

При определении эффективности и приемлемости для формирования парламента той или иной избирательной системы во внимание должен приниматься целый ряд факторов: политико-правовые задачи, целевое назначение и возможность адекватной трансформации избирательной системы к изменяющимся социальным условиям на строго конституционной основе. Выбор избирательной системы может определяться и отношением к возможности предоставить избирателю право голосовать за определенного кандидата или за политическую программу определенной партии.

Основная задача мажоритарной избирательной системы состоит, как правило, в формировании устойчивого парламентского большинства какой-либо политической партии или социальной группы. Основным назначением пропорциональной избирательной системы является обеспечение в парламенте наиболее широкого представительства различных политических сил. Таким образом, выбор между избирательными системами можно свести к дилемме между представительностью и стабильностью. При этом стабильность в парламенте прямо или косвенно оказывает влияние на стабильность правительства. Смешанная избирательная система призвана смягчить недостатки обеих систем, соединив в себе их достоинства.

 Особенности российской избирательной системы

Российская избирательная система прошла длинный путь в своем развитии. Выборы депутатов I–IV Государственной Думы (1906–1917 гг.) были косвенными и проходили по куриальной системе. Большое количество ограничений пассивного избирательного права приводило к тому, что правом голосовать на выборах обладали не более 15% населения Российской империи[3]. Положение о выборах в Учредительное Собрание от 11 сентября 1917 г. было намного более прогрессивным: оно предусматривало отказ от сословно-представительной избирательной системы и переход ко всеобщим, равным, прямым выборам при тайном голосовании. Было решено отказаться от ряда цензов (полового, имущественного), снизить возрастной ценз и т.д. Но наибольшим достижением следует считать введение пропорциональной избирательной системы. Избиратель голосовал за один из заявленных списков. Распределение мандатов производилось по методике д’Ондта (число голосов, поданных за каждый список, последовательно делилось на возрастающий ряд целых чисел, начиная с единицы). Заградительный пункт не устанавливался, допускалась возможность блокирования списков.

Первоначально в Советской России предусматривалась система многостепенных выборов, – избиратели выбирали только нижестоящие органы, а потом нижестоящие органы избирали вышестоящие. При этом представительство от городских и от сельских избирателей было различным. Выборы производились на избирательных собраниях. Избранным считался кандидат, набравший простое большинство голосов. После принятия Конституции СССР 1936 г. произошел переход к прямым выборам с использованием мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства при обязательной явке избирателей не менее 50% от списка.

Принятие Конституции 1993 г. и выборы в Государственную Думу ознаменовали начало становления в России совершенно иной избирательной системы. Общепринято считать систему выборов депутатов Государственной Думы смешанной. Это не совсем так. Скорее следует признать, что депутаты Государственной Думы избираются по двум разным избирательным системам: 225 депутатов – по мажоритарной избирательной системе относительного большинства с использованием одномандатных округов, а еще 225 депутатов – по пропорциональной избирательной системе. Распределение мандатов производится с использованием квоты Хэра, а оставшиеся нераспределенными мандаты передаются по методу наибольшего остатка. Эти две системы никак не взаимосвязаны между собой и поэтому не составляют единую смешанную систему. Имеются, конечно, элементы пересечения: избирательные объединения (блоки) вправе выдвигать кандидатов по одномандатным округам, и кандидат, избранный в одномандатном округе, исключается из распределения мандатов по партийным спискам. Но, тем не менее, эти две системы существуют достаточно автономно друг от друга.

Российская избирательная система, применяемая при выборах депутатов Государственной Думы РФ, имеет ряд особенностей:

1) избранным в одномандатном округе считается кандидат, набравший наибольшее число голосов избирателей, при условии, что это число больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;

2) при выборах по пропорциональной избирательной системе установлен заградительный пункт – 5% голосов избирателей; выборы проводятся по федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию страны;

3) если за федеральные списки кандидатов, преодолевшие заградительный пункт, было подано в совокупности менее 50% голосов участвовавших в выборах избирателей, то к участию в распределении мандатов допускаются последовательно, в порядке убывания числа поданных голосов списки, получившие менее 5, но более 3% голосов, до тех пор пока общее число голосов, поданные за списки, допущенные к распределению, не превысит 50% голосов избирателей, участвовавших в выборах;

4) если за один федеральный список подано более 50% голосов избирателей, участвовавших в выборах, а остальные списки не преодолели 5%-ный барьер, то к распределению мандатов допускается также список, получивший второе по количеству число голосов избирателей.

При всем различии пропорциональной, мажоритарной и иных избирательных систем общемировая тенденция такова, что все эти системы, даже в крайних их проявлениях, стремятся к слиянию. Российская избирательная система, до сих пор находящаяся в стадии становления, в процессе своего развития вряд ли избежит влияния этой тенденции.


[1] Bawn K. The logic of institutional preferences: German electoral law as a social choice outcome// American journal of political science. Austin . 1993. Vol. 37. № 4. P. 966.

[2] Лейкман Э., Ламберт Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. М., 1958. С. 76-77.

[3] Лазаревский Н.И. Русское государственное право. Т.1. СПб., 1912. С. 480.

В начало

107066, Москва, Спартаковская ул. д. 11, стр.1. Тел.:(095)967-66-17; E-mail: lyubarev@yandex.ru