Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  
 ЖУРНАЛ 6-7, июль  2002

СОЗДАН ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ
содействия гражданскому и государственному обустройству России

27 июня в Москве, в бизнес-центре “Александр Хаус” состоялось организационное заседание Общественного совета содействия гражданскому и государственному обустройству России. Инициаторами создания Совета выступили Независимый институт выборов, Фонд развития федерализма, Клуб “Реалисты”, Фонд “Российский общественно-политический центр”, Институт федерализма и гражданского общества и ряд других неправительственных организаций.
В заседании приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководители политических партий, общественных объединений, неправительственных организаций, а также ученые и специалисты – представители научно-исследовательских учреждений, академической и вузовской науки.
На обсуждение участников были вынесены проекты приоритетных направлений деятельности и Устава Общественного совета, а также представлен инициативный проект федерального закона “О гарантиях предоставления информации о деятельности и решениях государственных органов, органов местного самоуправления”, разработанный экспертами Независимого института выборов.
Со вступительным словом к собравшимся обратился председатель Совета директоров Независимого института выборов, доктор юридических наук, Заслуженный юрист Российской Федерации Александр ИВАНЧЕНКО. От учредителей с изложением целей, задач и основных направлений деятельности Общественного совета выступили депутат Государственной Думы, член Комитета по делам Федерации и региональной политике Владимир РЫЖКОВ, председатель Правления общественной организации “Клуб “Реалисты” Нина ЖУКОВА и президент Фонда “Российский общественно-политический центр” Алексей САЛМИН. Инициативный проект федерального закона (см. рубрику “Образ правления”) представил директор Института федерализма и гражданского общества, доктор политических наук Александр АРИНИН.
В дискуссии по концептуальным основам деятельности Общественного совета приняли участие:
Рафгат АЛТЫНБАЕВ – член Совета Федерации, председатель Комитета по вопросам местного самоуправления
Андрей КЛИМОВ – депутат Государственной Думы, член Комитета по делам Федерации и региональной политике
Михаил КУЗНЕЦОВ – член Политсовета, секретарь Социал-демократической партии России
Тамара БАЗЫЛЕВА – президент Международного экологического конгресса
Анатолий ПАНФИЛОВ – председатель Российской экологической партии “Зеленые”
Владимир КОПТЕВ-ДВОРНИКОВ – депутат Государственной Думы, председатель межфракционного депутатского объединения “Европейский клуб”
Алексей ПОДБЕРЕЗКИН – генеральный секретарь Социалистической единой партии России (Духовное наследие)
Владимир ЛЫСЕНКО – депутат Государственной Думы, сопредседатель Республиканской партии Российской Федерации
Александр ЛЕБЕДЕВ – главный редактор общественно-политической газеты “Народная инициатива”
Игорь КРУГОВЫХ – сопредседатель Всероссийской общественно-политической организации “Земство”
Алексей ГРИГОРОВИЧ – вице-президент Конгресса национальных объединений России.
В выступлениях подчеркивалось, что идея создания общественного совета по проблемам развития гражданского общества и государственного строительства назрела и востребована самой жизнью. Эта идея неоднократно высказывалась на общественных слушаниях, проводившихся Независимым институтом выборов, и ее реализацию можно считать логическим продолжением той работы, которую вели Институт и его партнеры на протяжении последних двух лет.
Необходимость создания такой общественной организации диктуется, прежде всего, отсутствием институализированных каналов обратной связи, каналов влияния граждан на власть. За время, прошедшее после Гражданского форума, во взаимоотношениях властных и общественных структур практически ничего не изменилось: власть по-прежнему не готова реально сотрудничать с гражданским обществом и воспринимать его в качестве равноправного партнера. В этих условиях Общественный совет призван сформировать каналы обратной связи между гражданами и структурами власти, местным самоуправлением, региональной и федеральной властью.
По словам Владимира Рыжкова, это должна быть постоянно действующая площадка, где можно будет на регулярной основе профессионально, с привлечением квалифицированных специалистов, обсуждать злободневные вопросы развития демократии, гражданского общества и государственного строительства. К числу приоритетных он отнес, в частности, такие темы, как административное переустройство Российской Федерации (укрупнение регионов, создание муниципальных округов, разграничение полномочий между Центром и регионами, между органами государственной власти и органами местного самоуправления), проведение выборов в субъектах Федерации по партийным спискам в соответствии с недавно принятым новым Федеральным законом о гарантиях избирательных прав граждан, реформирование Совета Федерации, обеспечение открытости и прозрачности органов власти, которые по-прежнему остаются для граждан, по образному выражению депутата, “закрытым черным ящиком”. По мнению Нины Жуковой, перечень тем необходимо также дополнить вопросами, связанными с интеграцией России с бывшими республиками СССР, причем не только с Белоруссией, но и с теми, кто на постсоветском пространстве со временем будет готов к объединению.
Что же нужно, чтобы новорожденная организация состоялась? Как считает Алексей Салмин, следует в первую очередь заняться законами, наиболее важными с точки зрения перспективного развития страны, а не теми, которые жизнь подбрасывает в последнюю минуту, которые уже обсуждаются в Думе или переданы на подпись Президенту. В то же время необходимо оперативно реагировать на те законодательные инициативы исполнительной власти, которые, с точки зрения членов Совета, опасны для общества и могут оказаться деструктивными. Тем самым Совет, по мысли Андрея Климова, смог бы предупреждать общество о грозящих опасностях и показывать возможные выходы из тупиковых ситуаций, к примеру, из такой, как калининградская проблема. По мнению других участников обсуждения, в поле зрения членов Совета должны также обязательно находится вопросы внешней и национальной политики государства.
Особое внимание в выступлениях ряда участников обращалось на необходимость обеспечения открытости Совета для представителей различных политических сил, самых разных точек зрения, поскольку гражданское общество, как справедливо заметил Алексей Подберезкин, – это и левые, и правые, и центристы.
В ходе дискуссии прозвучало много конкретных предложений, касающихся будущей работы Совета, в частности, об участии в разработке нового законодательства о местном самоуправлении, в распространении и обмене опытом, который накоплен и апробирован в регионах в этой области, в обсуждении законодательного обеспечения вопросов государственного устройства Российской Федерации (парламентские слушания по этой проблеме намечены на ноябрь), в просветительской деятельности, пропаганде гражданских инициатив. Несомненно ценным с точки зрения налаживания эффективной работы Совета является предложение об объединении имеющихся в распоряжении учредителей информационных (журналы, газеты, бюллетени, Интернет-порталы), кадровых и организационных ресурсов.
Не были обойдены вниманием и организационные вопросы – о членстве, статусе, структуре (к примеру, было предложено сформировать экспертные группы по направлениям работы) и пр. В споре вокруг членства победила точка зрения, согласно которой членами Общественного совета могут быть только физические лица. При обсуждении вопроса о статусе новой организации идея заимствования опыта Политического консультативного совета и других аналогичных карманных структур, создававшихся при Президенте РФ, поддержки не нашла.
Дискуссия показала единодушное одобрение собравшимися идеи создания общественной организации, которая взяла бы на себя функции содействия гражданскому и государственному обустройству России. По итогам обсуждения принято решение об учреждении Общественного совета, утверждены приоритетные направления его деятельности и Устав. Большинство участников заседания выразили желание стать членами Совета.
Согласно Уставу, Общественный совет представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов, для реализации общих целей, указанных в уставе. Членами Совета могут быть физические лица, совершеннолетние граждане России, разделяющие его цели и признающие Устав. Органами управления Общественным советом являются общее собрание (заседание) его членов, созываемое не реже одного раза в полгода, и Координационный комитет как постоянно действующий коллегиальный руководящий орган.
В ходе заседания был сформирован состав Координационного комитета: А.Иванченко (председатель), А.Аринин, Н.Жукова, В.Рыжков, А.Салмин (в дальнейшем планируется его расширение за счет новых членов).

В начало

105066, Москва, Спартаковская ул. д. 11, стр.1. Тел.:(095)967-66-17; E-mail: lyubarev@yandex.ru