Прошло немногим более полугода
после вступления в силу Федерального
закона “О политических партиях”, но
уже сейчас очевидно, что он оказывает все
более заметное влияние на политический
процесс в России. Анализ практики его
применения на протяжении последних
нескольких месяцев наводит на некоторые
размышления.
Инициированная Президентом
России разработка законопроекта о
политических партиях преследовала
несколько целей, в том числе
структурирование политического спектра
путем принудительного сокращения
количества его участников (необходимость
перерегистрации, жесткие требования по
численности, членству и т.п.), построение
партийной вертикали, аналогичной властной
(прекращение деятельности
межрегиональных и региональных
политических объединений),
подконтрольность партийной деятельности
государству (через государственное
финансирование и регулярную отчетность,
обязательность госрегистрации и т.п.), а
также возможность ликвидации за неучастие
в выборах.
Приводя аргументы в пользу законопроекта,
и руководители государства, и
представители Центральной избирательной
комиссии часто ссылались на опыт западных
демократий, где существует стабильная
политическая система, якобы базирующаяся
на двух–трех основных политических
партиях. При этом упускалось из виду, что,
например, в тех же Соединенных Штатах
Америки реально зарегистрировано более 100
политических партий. В том или ином объеме,
но и они являются субъектами
политического процесса.
Принятию партийного закона в России
предшествовала ожесточенная полемика в
исполнительных структурах власти разного
уровня, среди парламентариев и сенаторов,
партийных активистов, в средствах
массовой информации, в экспертном
сообществе. Одни отстаивали позиции
авторов официального (“президентского”)
проекта, утверждая, что закон – это
благо для России, ее избирателей, которые
на каждых выборах якобы никак не могут
разобраться в нескольких десятках партий,
выдвигающих свои списки, и для самих
партий, деятельность которых будет четко
регламентирована. Другие резко
критиковали разработчиков, предупреждая о
явных и скрытых угрозах искусственного
ограничения многопартийности, попыток
сведения ее к двух- или трехпартийной
системе. Оппоненты усматривали в
инициативах исполнительной власти
стремление установить в стране такой “порядок”
и “спокойствие”, как во времена
монополии КПСС, получить на следующих
выборах полностью управляемую и
контролируемую нижнюю палату парламента и
партийно-политическую систему в целом.
Действительность опровергла и тех, и
других: не оправдались надежды одних, не
сбылись и пессимистические прогнозы
других.
Промежуточные итоги
Что мы имеем сегодня?
Процесс строительства партий по новому
Закону идет довольно интенсивно. Страсти
улеглись, в партийных организациях
ведется внутренняя напряженная работа.
Причем организационные вопросы вышли на
первый план, потеснив программно-идеологические.
Обозначать свои идеологические
пристрастия многие, особенно центристы, не
спешат. Это и понятно. Концептуально
большинство программ вряд ли могут сильно
отличаться друг от друга, будучи
максимально приближены к политике
нынешнего Президента России. К тому же, как
показывает практика, идеологические
конструкции той или иной партии носят во
многом формальный характер: часть партий
фактически представляет собой легитимно
оформленные политические
представительства крупного бизнеса или
лоббистских структур.
Оказавшись в жестких рамках закона, многие
политические объединения видят
единственный способ выживания либо в
слиянии своих региональных структур и тем
самым в укрупнении для достижения
необходимой численности, либо в
объединении с более мощными структурами,
располагающими всеми необходимыми
ресурсами для прохождения процедуры
регистрации.
Несмотря на то, что по Закону политическим
общественным объединениям отводится два
года на перерегистрацию в качестве
политических партий, сегодня уже
зарегистрировано 11 партий, причем
большинство – на базе действовавших
политических организаций и движений.
В числе первых свидетельства о
регистрации получили Народная партия
Российской Федерации (лидер – Г.Райков)
и Всероссийская партия “Единство и
Отечество” – “Единая Россия” (лидеры
– Ю.Лужков, С.Шойгу, М.Шаймиев), что не
удивительно в силу покровительства им
властных структур. Несколько неожиданной
выглядит регистрация остальных партий,
вошедших в первую “пятерку”,
поскольку ранее они не отличались особой
активностью и не были обласканы властью, а
именно – Консервативной партии России (Л.Убожко),
Партии мира и единства (С.Умалатова) и
партии “Национально-патриотические
силы Российской Федерации” (Ш.Дзоблаев),
созданной на базе движения “Ассамблея
национально-демократических и
патриотических сил”. Вперед вырвалась и
Демократическая партия России, которая
давно не появлялась на политическом
горизонте, но теперь пытается обрести “второе
дыхание” благодаря своему новому
лидеру – губернатору Новгородской
области М.Прусаку.
К середине марта 2002 г. к ним присоединились
партия “Развитие предпринимательства”
(И.Грачев), Коммунистическая партия
Российской Федерации (Г.Зюганов),
Российская партия мира (И.Кобзон) и Союз
правых сил (Б.Немцов, И.Хакамада, Е.Гайдар).
Перечень уже зарегистрированных партий
говорит о том, что прогнозы некоторых
экспертов относительно того, что
процедуру регистрации смогут пройти лишь
партии, ориентированные на лояльное
сотрудничество с федеральной
исполнительной властью, не оправдываются.
Хотя справедливости ради стоит отметить,
что оппозиционность некоторых из них, по
признанию самих лидеров (того же Ш.Дзоблаева),
носит во многом условный характер.
Съезды по преобразованию в политические
партии в соответствии с требованиями
Закона провели также Объединение “Яблоко”,
Либерально-демократическая партия России,
Аграрная партия России, Российская партия
самоуправления имени Святослава Федорова,
Экологическая партия России “Кедр”,
Общероссийская политическая партия “Моя
семья”, Общенациональная российская
политическая партия “Союз” и ряд
других.
В ближайшее время “преобразовательные”
съезды собираются провести Российская
консервативная партия предпринимателей,
Республиканская партия Российской
Федерации, Российская народно-республиканская
партия. Уже к лету следует ожидать
поступления от них документов на
регистрацию в Минюст России.
Кроме того, по данным Минюста, о намерении
создать новые политические партии заявило
более 30 организационных комитетов. Уже
прошли учредительные съезды Социал-демократической
партии России (объединенной) (М.Горбачев, К.Титов),
Партии национального возрождения “Народная
воля” (С.Бабурин, В.Алкснис, Н.Жукова, В.Давиденко),
Российской партии труда (О.Шеин, С.Храмов),
Народно-патриотической партии России (И.Родионов,
В.Милосердов), Социалистической единой
партии России (А.Подберезкин, И.Рыбкин) и
некоторых других.
Первой зарегистрированной из вновь
учрежденных стала Конституционная партия
Российской Федерации (лидер – бывший
заместитель главы президентской
администрации В.Волков), объединившая
около 20 демократических партий и
организаций, среди которых – “Живое
кольцо” (К.Труевцев), “Выбор России”
(П.Медведев), “Стабильность и прогресс”
(Я.Терновский), Российская партия защиты
женщин (Т.Рощина).
Характерно, что большинство
зарегистрированных партий было создано на
основе действовавших политических
общественных объединений и собственно
новых лиц в их рядах, в том числе среди
лидеров, пока не видно (фактически речь
идет о приведении ими своего статуса в
соответствие с Законом). Чтобы создать
действительно новую партию, отвечающую
требованиям Закона, и добиться
электорального успеха, необходимо
обладать большими материальными
ресурсами, иметь мощную административную
поддержку в Центре и регионах, поддержку
средств массовой информации и, прежде
всего, общероссийских каналов телевидения.
Начинать столь трудоемкое и дорогостоящее
дело с нуля, на пустом месте, желающих пока
мало. Вряд ли оправданно относить к числу
“новых” такие образования, как уже
упоминавшиеся партия “Народная воля”
или Конституционная партия, поскольку их
основа – структуры, длительное время
функционировавшие на российской
политической сцене. Однако не исключено,
что к следующим парламентским выборам
принципиально новые партии все же
появятся. Окончательно это может
проясниться ближе к концу 2002 года.
Но уже сейчас, спустя полгода после
вступления в силу Федерального закона о
политических партиях, можно
констатировать, что преследуемая его
инициаторами и разработчиками цель –
искусственный переход к двух- или
трехпартийной системе – не была
достигнута.
Вместе с тем, как и ожидалось, партийный
закон подстегнул объединительные
процессы во всех частях политического
спектра, положив начало глобальному
переструктурированию политических сил.
Оно неизбежно должно было произойти, так
как обусловливалось прямыми
предписаниями Закона о партиях (установлением
минимально возможного числа членов в 10 тыс.
человек) и более хитроумными механизмами,
такими как привязка размера
государственного финансирования партий к
числу проголосовавших за нее граждан.
Укрупнение политических субъектов
происходит и в “центре” (“Отечество”,
“Единство”, “Вся Россия”), и на
“правом” (образование Союза правых
сил, объединение Республиканской партии
Российской Федерации и движения “Вперед,
Россия!”), и на “левом” (объединение
Российской коммунистической рабочей
партии и Российской партии коммунистов)
флангах. Возникающие при этом конструкции
нередко объединяют не совсем схожие по
идеологии политические структуры, к
примеру такие, как Российский
общенародный союз, движения “Спас” и
“Союз реалистов”, что лишний раз
подтверждает приоритетность для партий на
нынешнем этапе организационных задач.
Но и в объединении есть свои “подводные
камни”. Так, социологические опросы
свидетельствуют: по отдельности “Единство”
и “Отечество” сегодня могли бы
получить больше голосов избирателей, чем
вместе.
К тому же не все объединительные процессы
завершаются успешно. Несмотря на
первоначальные замыслы организаторов,
создание единой партии “Союз правых сил”
не привело к консолидации всех субъектов
“правого” фланга политического
спектра. Вне рамок Союза остались
приверженцы крайних либеральных взглядов,
объединившиеся в движение “Либеральная
Россия” (С.Юшенков, В.Похмелкин, В.Головлев),
которое претендует на роль жесткой
демократической оппозиции существующей
власти и намерено составить конкуренцию
СПС на следующих парламентских выборах.
Неожиданный разлад произошел и в стане
социал-демократов. Их “объединительный
проект” так и не дошел до логического
завершения. В результате бывшие соратники
по оргкомитету единой социалистической
партии М.Горбачев (Российская
объединенная социал-демократическая
партия) и К.Титов (Российская партия
социальной демократии) создали Социал-демократическую
партию России (объединенную), куда вошли
часть членов СДПР А.Оболенского и часть
региональных отделений движения “Духовное
наследие”. А бывший лидер этого
движения А.Подберезкин и председатель
Социалистической партии России И.Рыбкин
недавно учредили Социалистическую единую
партию России (Духовное наследие).
Никто еще не доказал, что многообразие
политических организаций само по себе
является злом. И то, что многообразие
останется, еще раз доказывает изначальную
несостоятельность принятой
разработчиками закона концепции,
направленной на искусственное сокращение
субъектов политического процесса.
Проблемы применения закона
Несмотря на то, что по новому Закону
уже зарегистрировано более десятка партий,
практика его реализации показывает, что у
структур, пытающихся сегодня создать
новую партию и, в особенности,
преобразоваться из общественного
объединения, возникает немало проблем. В
большей степени это связано, на наш взгляд,
с несовершенством самого Закона, о чем уже
говорилось на страницах нашего журнала.
Ответы на многие вопросы, появляющиеся в
процессе его применения, представители
общественных объединений вынуждены
искать вместе с правоприменительными
органами. Итоги двух семинаров-совещаний,
проведенных в октябре прошлого и феврале
текущего года в ЦИК России для
общественных объединений с участием
представителей Минюста России, финансовых
и налоговых органов, показали, что процесс
партийного строительства по новому Закону
идет весьма непросто. Приведем лишь
некоторые примеры.
Напомним, статья 11 Закона устанавливает
два способа создания политической партии:
путем учреждения новой партии или
преобразования в партию существующей
общероссийской общественной организации (движения);
при этом решения принимаются на
соответствующем “учредительном”
либо “преобразовательном” съезде.
Для регистрации партии в Минюсте России
отводится полгода со дня проведения
соответствующего съезда. В течение этого
времени должны пройти конференции (собрания)
региональных отделений, на которых
принимаются решения о создании или
преобразовании регионального отделения в
соответствующее отделение партии,
избираются руководящие и контрольно-ревизионные
органы. Одним из условий регистрации
партии в Минюсте является подтверждение
наличия необходимой численности (не менее
10 тыс.) путем представления списков членов
партии, состоящих на учете в региональных
отделениях. Копии данных протоколов с
указанием численности членов в
региональных отделениях представляются в
Минюст наряду с другими документами,
необходимыми для получения свидетельства
о государственной регистрации партии.
Таким образом, подразумевается, что прием
в члены партии и постановка на учет в
региональных отделениях должны
производиться до момента регистрации
партии в Минюсте России. Однако, если вновь
учрежденная партия считается созданной со
дня принятия учредительным съездом
необходимых решений (о создании партии, об
образовании региональных отделений, о
принятии устава и программы, о
формировании руководящих и контрольно-ревизионных
органов) и с этого момента она по Закону
“осуществляет организационную и
информационно-пропагандистскую
деятельность, связанную с формированием
региональных отделений” (пункт 3 статьи
11), то партия, преобразованная из
общероссийской общественной организации
или движения, считается созданной с
момента ее государственной регистрации.
Если считать, что организационная
деятельность учрежденной партии
подразумевает в том числе и прием в члены
партии, то для партии, преобразованной из
общероссийской общественной организации (движения),
эта деятельность может осуществляться
только после ее государственной
регистрации. Как же в этом случае
производить прием в партию, если де-юре она
еще не создана?
Можно привести и другой пример. В
соответствии с пунктом 4 статьи 11 Закона в
случае преобразования в политическую
партию общероссийской общественной
организации или общероссийского
общественного движения на съезде
принимаются решения об их преобразовании
в политические партии, а также о
преобразовании их региональных
подразделений в субъектах Российской
Федерации в региональные отделения
политической партии. В соответствии с
Гражданским кодексом РФ
преобразовываться могут только
организации, являющиеся юридическими
лицами. Однако часть первая статьи 21
Федерального закона “Об общественных
объединениях” позволяет общественному
объединению и, соответственно, его
структурным подразделениям в субъектах
Российской Федерации не регистрироваться
в органах юстиции, то есть не приобретать
прав юридического лица. Этой правовой
коллизии не возникло бы, если бы Закон о
политических партиях распространялся не
на все общероссийские общественные
организации и движения, а только на
политические.
К тому же практика показывает, что далеко
не все региональные организации даже
зарегистрированных в Минюсте России
общероссийских политических общественных
объединений обладают статусом
юридических лиц, то есть могут
преобразовываться в региональные
отделения партий. Учитывая это, многие из
них на начальном этапе процесса
преобразования пытались после “преобразовательного”
съезда пройти на местах процедуру
регистрации в качестве региональных
структур политических организаций и
движений. Кое-кому это удалось, а некоторым
было отказано: одним с мотивировкой, что
после принятых съездом решений о
преобразовании эти организации уже не
являются структурными подразделениями
политических организаций и движений,
другим – что в такой регистрации нет
необходимости, поскольку в соответствии с
решениями “преобразовательного”
съезда данные отделения должны
регистрироваться в качестве региональных
отделений партии.
Минюст России был вынужден срочно
заняться исправлением ситуации. Его
представители на совещании в ЦИК дали
разъяснение, суть которого сводится к
следующему: в указанном случае
региональные организации на своих
конференциях (собраниях) принимают
решения о подтверждении участия в
деятельности будущей политической партии
в качестве ее регионального отделения
после преобразования общественной
организации (движения) в партию.
Отсутствие в Законе четкого наименования
регистрирующих органов порождает такие
ситуации, когда представители
общественных объединений не знают, куда им
обращаться для получения государственной
регистрации. Если на федеральном уровне
дела обстоят все же не так плохо, то вполне
понятно недоумение, к примеру,
представителей региональных отделений в
республиках Татарстан и Башкортостан, где
помимо территориальных подразделений
Минюста России существуют
республиканские министерства юстиции и
регистрационные палаты, осуществляющие
регистрацию юридических лиц, в том числе и
общественных объединений, на территории
этих республик. И опять Минюст России
вынужден был разъяснять, что регистрация
региональных отделений партий
производится только его территориальными
органами.
Вызывает недоумение и то, что в числе
основных целей политической партии,
которые должны быть прописаны в ее уставе,
в Законе указаны выдвижение кандидатов на
выборах только в законодательные (представительные)
органы государственной власти и
представительные органы местного
самоуправления, а также участие в выборах
в указанные органы и в их работе (часть
четвертая пункта 4 статьи 3). Тогда как в
других разделах Закона речь идет и о
выдвижении кандидатов на “иные
выборные должности в органах
государственной власти и органах местного
самоуправления” (см. пункт 2 статьи 27,
подпункты 1, 4 статьи 36 и др.).
Некоторые разночтения предполагают и
положения Закона, касающиеся участия
политических партий в выборах. Так,
согласно пункту 3 статьи 47 политическая
партия, созданная путем преобразования
общероссийской политической общественной
организации или движения в течение двух
лет со дня вступления Закона в силу, вправе
принимать участие в выборах со дня ее
государственной регистрации. Как известно,
c этого момента политическая партия должна
в течение шести месяцев зарегистрировать
свои региональные отделения более чем в
половине субъектов РФ. В связи с этим
уместен вопрос: могут ли в этот период ее
региональные отделения, не успевшие еще
зарегистрироваться на местах, принимать
участие в региональных и местных выборах?
Еще один спорный момент. С какого времени
партия считается ликвидированной в случае
ее самороспуска? С момента проведения
съезда, принявшего решение о ликвидации,
или с момента исключения партии из
государственного реестра юридических лиц,
ведь промежуток между первым и вторым
событием может быть немалый? Это же
относится и к ее региональным отделениям.
К сожалению, и на эти вопросы Закон пока
ответа не дает. Решение можно будет найти в
статье 22 Федерального закона “О
регистрации юридических лиц”, согласно
которой юридическое лицо, коим является и
партия, считается прекратившим свою
деятельность после внесения записи об
этом в государственный реестр. Однако
указанный закон вступит в действие только
с 1 июля 2002 г., пока же мнения юристов
расходятся.
Много вопросов возникает и по поводу
наименований партий. Согласно пункту 1
статьи 6 Закона в наименовании
политической партии, как в полном, так и в
сокращенном, не допускается использование
наименований иных существующих в
Российской Федерации политических партий
и других общероссийских общественных
объединений. Если следовать буквально
положениям этой статьи, получается, что
партия, созданная путем преобразования из
общероссийского общественного
объединения, не может использовать в своем
названии его наименование.
Регистрирующими органами неоднозначно
трактуется и само понятие полного
наименования.
Отсюда – многие проблемы. К примеру,
недавно учрежденная Социал-демократическая
партия России (объединенная),
возглавляемая М.Горбачевым и К.Титовым,
столкнулась с необходимостью отложить
вопрос о своей государственной
регистрации в связи с тем, что до
настоящего времени в реестре Минюста
существует общественно-политическая
организация под названием “Социал-демократическая
партия Российской Федерации” (А.Оболенского),
подлежащая ликвидации как не прошедшая
перерегистрацию в соответствии с Законом
об общественных объединениях. В
разрешении этой коллизии уже
задействованы судебные органы.
Можно признать правомерным требование
Минюста изменить сокращенное
наименование Конституционной партии
Российской Федерации, совпадающее по
аббревиатуре с существующей КПРФ (оно было
изменено на КоПРФ). В то же время вряд ли
следует считать совпадающими такие
наименования, как “Народная партия
Российской Федерации” и “Партия
народов России”, “Республиканская
партия Российской Федерации” и “Российская
народно-республиканская партия”, “Консервативная
партия России” и “Российская
консервативная партия предпринимателей”.
К их числу относятся и зарегистрированные
Минюстом Российская политическая партия
мира и единства и Российская партия мира.
Как показал опыт применения Закона,
заложенный в нем принцип создания партии
“сверху” для достижения необходимой
численности региональных отделений
зачастую порождает такие негативные
явления, как “переманивание” в свои
ряды членов других организаций и целых
региональных структур, а также внесение в
списки членов партии несовершеннолетних и
“мертвых душ”. В некоторых случаях
это вынуждало регистрирующие органы на
местах даже проводить стопроцентную
проверку состава региональных отделений.
Не случайно в середине марта 2002 г. из всех
зарегистрированных в числе первых лишь
Народной партии Российской Федерации и
Демократической партии России удалось
выполнить все требования Закона и
зарегистрировать необходимое количество
региональных отделений в субъектах
Российской Федерации. Остальным, вошедшим
в список зарегистрированных, еще
предстоит доказывать легитимность своих
отделений в Минюсте, после чего их судьба
определится окончательно. В результате
число партий, дошедших до финиша, может
быть несколько меньше первоначального их
количества.
За прошедшие несколько месяцев и
правоприменители, и сами субъекты
законодательного регулирования смогли
убедиться в том, что Закон о политических
партиях далек от совершенства. Остается
надеяться, что это станет очевидным и
депутатскому корпусу Госдумы,
принимавшему его в спешном порядке в угоду
кому-то, а не профессионализму и здравому
смыслу. По крайней мере, идея внесения в
него поправок уже, как говорится, “витает
в воздухе”.
Оценивая перспективы
Прогнозы политологов относительно
числа будущих официально
зарегистрированных партийных структур
несколько расходятся – называются
цифры от 10 до 50. Мнение, что вместо
нескольких сотен партий, движений и
организаций на политической карте России
останется не более десятка партий, уже
явно не выдерживает критики. На наш взгляд,
к новым выборам в Государственную Думу
будет зарегистрировано не менее 30
политических партий, которые смогут
принять в них участие в качестве
избирательных объединений.
Можно со всей определенностью сказать, что
Закон о политических партиях не приведет к
формированию в стране двухпартийной
системы. К тому же при нынешней
мажоритарно-пропорциональной
избирательной системе это в принципе
невозможно даже при установленных новым
Законом жестких требованиях к численности
партий и наличию оргструктур в
большинстве субъектов Федерации. При
сохранении смешанной системы с
пятипроцентным барьером в Думе всегда
будет от 4 до 8 фракций и несколько
депутатских групп из одномандатников.
По оценкам аналитиков, расклад
политических сил может претерпеть
радикальные изменения в случае создания
новой партии власти (на базе либо “Единой
России”, либо иной организации), которую
согласится возглавить действующий
Президент. Если на выборах ей удастся
получить больше 50% голосов, то
гипотетически другим партиям может не
хватить голосов остальных избирателей для
преодоления пятипроцентного барьера.
Однако многие эксперты справедливо
полагают, что В.Путин вряд ли рискнет
спуститься с высот общенационального
лидера на роль руководителя очередной
правящей партии. К тому же следует
учитывать, что в статье 13 Конституции РФ
содержится запрет на монополию одной
партии. Этот вопрос уже рассматривался в
1998 г. Конституционным Судом РФ, обязавшим
законодательную власть в лице
Государственной Думы внести в Федеральный
закон о выборах депутатов Государственной
Думы положение, согласно которому в случае
преодоления пятипроцентного барьера лишь
одним избирательным объединением или
блоком, даже если за него будет подано
большинство голосов, ему не могут быть
переданы все депутатские мандаты по
федеральному округу, так как это
противоречит принципу пропорциональности
выборов в условиях демократии (что нашло
отражение в действующем избирательном
законодательстве). Поэтому, на наш взгляд,
при принятии новой редакции закона о
гарантиях избирательных прав граждан
парламентариям стоит идти по пути
законодательного закрепления реальных
гарантий многопартийности, а не
преференций для отдельных партий.
Вне публичной политики, безусловно,
останутся многие мелкие образования, в том
числе пока еще именующие себя
политическими партиями. Не пройдя
процедуру регистрации, по прошествии двух
лет они утратят свой статус, но жизнь их на
этом не остановится. Ведь политическая
деятельность не ограничивается участием в
выборных кампаниях. Вместе с тем не
исключено, что, занявшись поисками новой
ниши для реализации своей активности, эти
структуры предложат проекты,
эксплуатирующие протестные настроения
части населения.
Если же говорить о перспективах
многопартийности в России в целом, то
следует отметить, что принятие Закона о
партиях не привело к решению двух ключевых
проблем – отчуждения общества от власти
и отсутствия механизма, который
обеспечивал бы функционирование реальной
многопартийной системы в стране.
Американская служба опросов Харриса
ежегодно измеряет “индекс отчуждения”
для взрослого населения США. Он строится
на основании ответов на пять вопросов,
позволяющих определить степень отдаления
людей от общества и от органов власти.
Значения этого индекса по шкале от 0 до 100
колебались в Соединенных Штатах в
пределах от 56 до 62. В 2001 г. ВЦИОМ задал
российским респондентам те же вопросы, что
и служба Харриса. “Индекс отчуждения”
для взрослого населения страны составил
78%. Причем самый массовый вид отчуждения у
нас – это отчуждение от власти, его
показатели превышают аналогичный у
американцев на 28 пунктов.
К сожалению, современный политический
процесс в России характеризуется
постоянным снижением влияния
политических партий и доверия к ним со
стороны общества. Так, опрос, проведенный
Российским независимым институтом
социальных и национальных проблем в июне
2001 г., показал, что более половины
респондентов не видят в существующих
партиях тех, которым можно доверять.
Причем даже те партии, которые были
названы, имели крайне низкий уровень
поддержки.
Не может не настораживать очевидный факт:
российская традиция строительства партий
“сверху” с естественным их
отторжением рядовым избирателем
продолжается. Действующие в стране
общероссийские политические общественные
объединения сегодня насчитывают в своем
составе немногим более миллиона человек.
Люди отторгают партии, по традиции
воспринимая их как бюрократически
организованные государственные структуры,
властвующие и правящие помимо воли их
рядовых членов. Нужно по меньшей мере
несколько десятков лет, чтобы мы увидели
другие партии, органически присущие
гражданскому обществу.
Отсутствие реальной многопартийности
обусловило ситуацию, при которой
политическая жизнь России, особенно на
местах, представляет собой борьбу
лоббистских группировок, а не
соревнование альтернативных проектов
развития. Партии не могут оказывать
серьезного влияния на действия
региональных властей, которые часто
руководствуются своими, местечковыми
интересами. С принятием Закона никаких
новых условий для усиления роли партий в
региональной и местной политике также не
предвидится. Более того, по Закону
межрегиональные, региональные и местные
политические партии утрачивают свой
статус и переходят в разряд общественных
объединений. Между тем, по данным Минюста
России, в субъектах Федерации сегодня
насчитывается порядка 400 отделений
политических партий и около 700
региональных политических партий и
организаций. Ликвидация региональных
партий, с нашей точки зрения, нанесет
большой вред обществу.
В условиях нового этапа партийного
строительства, когда одни партии
вынуждены заниматься в основном
политическим выживанием, а другие –
административно-организационными
вопросами, их совокупный политический вес
и влияние на общество, безусловно, не
вырастут. Без того ничтожно малое число
российских граждан, участвующих сегодня в
партийной жизни, рискует еще более
сократиться.
В заключение нелишне отметить, что будущее
стран, осуществляющих переход от
авторитаризма к демократии, во многом
зависит от того, насколько успешно
проходит становление многопартийной
системы. Быстрое создание мощных
демократических партий предопределило
экономическое процветание и стабильную
демократию в Германии. И в первую очередь
это произошло благодаря четкому
избирательному и партийному
законодательству.
Подлинная партийная реформа у нас в России
должна заключаться в изменении
политической и конституционной роли
партий и парламента, в том числе в переходе
к формированию правительства с учетом
мнения парламентского большинства,
сложившегося по результатам очередных
парламентских выборов. Реализуемый же
сегодня подход ведет к еще большей
оторванности партийной политики от
общества, к еще большим возможностям для
манипулирования партиями и парламентом со
стороны исполнительной власти.