Москва, 19 января 2001 года 
  <…> К 2000 году в Российской Федерации
  сформировались основы новой правовой
  отрасли - муниципального права.
  Однако развитие муниципального права,
  становление институтов местного
  самоуправления сталкиваются со
  значительными проблемами, вызванными
  политическими и социально-экономическими
  процессами, сопровождающими
  конституционную реформу в России.
  Наиболее существенными из них являются:
  - несистемность регулирования
  правоотношений федеральным
  законодательством и наличие
  несоответствий отдельных норм
  федеральных законов положениям
  Конституции Российской Федерации,
  Федерального закона “Об общих
  принципах организации местного
  самоуправления в Российской Федерации”;
  - выявившаяся правоприменительной
  практикой неполнота положений
  федеральных законов, регулирующих
  правоотношения в сфере местного
  самоуправления;
  - многочисленные несоответствия и
  противоречия нормативных правовых актов
  субъектов Российской Федерации и
  нормативных правовых актов муниципальных
  образований положениям Конституции
  Российской Федерации, Федерального закона
  “Об общих принципах организации
  местного самоуправления в Российской
  Федерации”;
  - несоответствие положениям Конституции
  Российской Федерации федерального
  налогового и бюджетного законодательства,
  в части установления доходных источников
  и принципов финансовой обеспеченности
  местных бюджетов, что препятствует
  решению органами местного самоуправления
  социально-экономических проблем
  муниципальных образований и ведет к
  деградации коммунальных и социальных
  служб, создает угрозу стабильности
  развития государства. <…>
  Участники парламентских слушаний
  рекомендуют:
  Российской Федерации возобновить
  работу Совета по местному самоуправлению
  при Президенте Российской Федерации с
  целью всестороннего анализа важнейших
  проблем развития местного самоуправления,
  взаимодействия органов государственной
  власти и органов местного самоуправления,
  организации координированной системной
  работы по осуществлению Основных
  положений государственной политики в
  области развития местного самоуправления
  в Российской Федерации.
  Российской Федерации, Правительству,
  Федеральному Собранию принять
  действенные меры с целью развития
  правового обеспечения концепции местного
  самоуправления, определенной
  Конституцией Российской Федерации и
  Европейской хартией местного
  самоуправления, ратифицированной
  Российской Федерацией. Ускорить
  согласование и принятие федеральных
  законов:
  “Об основах статуса выборного лица
  местного самоуправления в Российской
  Федерации”,
  “Об общих принципах наделения органов
  местного самоуправления отдельными
  государственными полномочиями в
  Российской Федерации”, “Об основах
  муниципального заказа”,
  “О порядке передачи объектов
  федеральной собственности в
  муниципальную собственность”.
  Правительству Российской Федерации
  разработать и внести в Государственную
  Думу проекты федеральных законов,
  направленные на:
  1. Реализацию положений Конституции
  Российской Федерации:
  - о компенсации дополнительных расходов
  местных бюджетов, возникших в результате
  решений, принятых органами
  государственной власти;
  - о самостоятельном установлении органами
  местного самоуправления местных налогов и
  сборов;
  - об организации органами местного
  самоуправления охраны общественного
  порядка.
  2. Реализацию положений Федерального
  закона “Об общих принципах организации
  местного самоуправления в Российской
  Федерации” в части:
  - установления минимальных
  государственных социальных стандартов;
  - регулирования особенностей организации
  местного самоуправления в городах
  федерального значения;
  - регулирования особенностей организации
  местного самоуправления в приграничных
  территориях.
  3. Реализацию гарантий судебной защиты
  местного самоуправления в части:
  - совершенствования законодательства,
  регулирующего порядок обжалования
  органами местного самоуправления
  нормативных правовых актов органов
  государственной власти субъектов
  Российской Федерации, противоречащих
  Конституции Российской Федерации и
  федеральным законам;
  - установления порядка признания судами не
  подлежащими применению не
  соответствующих законодательству
  отдельных положений нормативных правовых
  актов органов местного самоуправления;
  - установления порядка надзора за
  законностью деятельности органов
  местного самоуправления;
  - установления ответственности органов и
  должностных лиц государственной власти и
  местного самоуправления за нарушение
  законодательства;
  - установления порядка обязательной
  регистрации нормативных правовых актов
  органов местного самоуправления в органах
  юстиции.
  Комитету Государственной Думы по вопросам
  местного самоуправления активизировать
  деятельность по доработке и согласованию
  федеральных законов “Об основах
  статуса выборного лица местного
  самоуправления в Российской Федерации”,
  “Об общих принципах наделения органов
  местного самоуправления отдельными
  государственными полномочиями в
  Российской Федерации”, “Об основах
  муниципального заказа”.
  Участники парламентских слушаний
  выражают тревогу в связи с тем, что
  обязательства, принимаемые органами
  исполнительной власти Российской
  Федерации в области развития и
  государственной поддержки местного
  самоуправления, не реализуются. Не
  выполняются задачи государственной
  политики в сфере развития местного
  самоуправления, поставленные в “Основных
  положениях государственной политики в
  области развития местного самоуправления
  в Российской Федерации”, утвержденных
  Указом Президента Российской Федерации
  № 1370 от 15 октября 1999 года. Не выполнены
  поручения исполняющего обязанности
  Президента Российской Федерации,
  Председателя Правительства Российской
  Федерации, данные им по итогам собрания
  Союза российских городов в городе Нижний
  Новгород 21 марта 2000 года.
  Особую тревогу вызывает очередное резкое
  сокращение собственных доходных
  источников местных бюджетов в результате
  налоговой политики, реализуемой
  Правительством, которое ведет к
  катастрофической деградации коммунальных,
  социальных служб и других муниципальных
  инфраструктур вследствие роста
  задолженностей муниципалитетов и
  отсутствия ресурсов для капитальных
  вложений, становится причиной
  чрезвычайных ситуаций, угрожающих жизни и
  здоровью граждан.
  Все это в совокупности ведет к
  политическим спекуляциям в отношении
  местного самоуправления, попыткам
  демонтировать самый массовый
  демократический институт власти,
  тенденциям, подрывающим демократическую
  парадигму развития России на долгосрочную
  перспективу.
  Для преодоления указанных негативных
  тенденций Президенту, Федеральному
  Собранию и Правительству Российской
  Федерации при участии Конгресса
  муниципальных образований Российской
  Федерации необходимо разработать
  комплексную программу развития
  законодательства в сфере местного
  самоуправления, в том числе комплекс мер
  для стабильного увеличения собственных
  доходных источников местных бюджетов в
  течении ближайших 5 лет до 70 процентов.
  Для повышения финансовой обеспеченности
  местного самоуправления необходимо
  отнести к местным налоги на недвижимость -
  землю и имущество, подоходный налог,
  ставки регулирующих налогов
  устанавливать не менее чем на три года.
  Целесообразно рассмотреть возможность и
  разработать механизмы реструктуризации и
  погашения взаимных задолженностей между
  местными бюджетами и федеральным бюджетом,
  а также между местными бюджетами и
  бюджетами субъектов Российской Федерации.
  В связи с приближающимся десятилетием с
  начала реформы местного самоуправления в
  Российской Федерации (даты принятия
  Закона РСФСР “О местном самоуправлении
  в РСФСР” от 6 мая 1991 года) участники
  слушаний предлагают Конгрессу
  муниципальных образований Российской
  Федерации провести всероссийское
  совещание (всероссийский съезд)
  представителей органов местного
  самоуправления с целью широкого
  обсуждения сложившихся проблем и
  выработки стратегии развития местного
  самоуправления в России на следующие 5-10
  лет. <…>
  
  * Документ публикуется в извлечении. – Ред.