Главная страница Об Институте Все о выборах Партии и выборы Местное самоуправление Дискуссионный клуб Журнал "Выборы. Законодательство и технологии" Наши партнерыФонд "Либеральная миссия" Независимая газетаИнформационно-аналитический сайт региональных СМИ Aport Ranker Rambler's Top100Rambler's Top100  

Вопрос 3. 

Сыграли ли Федеральный закон "О политических партиях" и новеллы избирательного законодательства какую-либо роль в поражении правых партий и успехе блока "Родина"? 

Владимир Гельман, кандидат политических наук, доцент Европейского университета в Санкт-Петербурге

О законе "О политических партиях" сказано выше. Что до изменений в избирательном законодательстве, то сами по себе они были нейтральными по отношению и к правым партиям, и к "Родине". Однако тот факт, что эти законы содержали "дыры" и умолчания, открывавшие простор для их произвольного и селективного применения, особенно в части освещения выборов в СМИ, финансирования кампаний и рассмотрения споров, сыграл немалую роль в исходе выборов. В итоге СПС и "Яблоко" стали жертвами несправедливого проведения выборов, а "Родина" получила на этом немалые для себя выгоды. Но и здесь следует отметить, что основы для такого развития положения дел были созданы задолго до внесения последних поправок в законы о выборах, о чем мне приходилось писать ранее (см. http://www.politstudies.ru/fulltext/2003/4/2.htm).  Новым с этой точки зрения в ходе выборов 2003 года стали изменения правоприменительной практики (в сторону большей селективности применения норм законов), а не столько избирательного законодательства.

Александр Владимирович КЫНЕВ, кандидат политических наук, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований

Да, несомненно. Как уже отмечено, данный закон ведет к аморфизации и политическому обезличиванию партий, что сильно ударило по региональным сетям СПС и ЯБЛОКА. Внутрипартийная демократия в этих партиях, и так ослабленная вождистскими тенденциями, еще более снизилась на фоне манипуляций с численностью, которая в ряде случаев была использована для организации чисток партий от недовольных, которые искусственно изолировались и были вынуждены покинуть партии. Это еще более снижало и так невысокий уровень электоральной поддержки. Кроме того, сыграл свою роль и фактор того, что правые партии, в том числе и по вине закона о политических партиях, были полностью подмяты под себя олигархическими группировками. Но самое главное в их провале - это, конечно, политическая исчерпанность их лидеров и отсутствие новых идей (программу СПС фактически воплотил Путин и перехватила “Единая Россия”, просто вытеснив их за пределы правоцентристской ниши в маргинально-либеральную, а ЯБЛОКО излишне олигархизировалось и окончательно приобрело сектантский характер).

Данные партии сами поддерживали данный закон, который цементировал, как казалось, прежнюю партийную систему, не давая формировать новые электоральные предложения. В результате единственные новые для большинства россиян (именно для большинства, ранее их знало только политически активное меньшинство) политические фигуры лидеров “Родины” Глазьева (который значительной частью уставшей от Явлинского интеллигенции воспринимался как “патриотическая реинкарнация” Явлинского) и Рогозина приобрели быструю популярность и успех. Если бы таких действительно новых предложений, которым мешал закон о политических партиях, было бы больше, то, возможно, итоги парламентских выборов были бы иными.

Игорь Борисович БОРИСОВ, кандидат юридических наук, Председатель Совета Российского общественного института избирательного права

Этот закон сыграл двойственную роль в судьбе наших демократов.

С одной стороны, в отсутствие этого закона правые партии могли получить еще меньше голосов. Именно благодаря этому закону правые партии (СПС и Яблоко) первыми официально “застолбили” себе место на правом фланге, отвергнув претензии других политических объединений от своей “электоральной поляны” и начав широкомасштабную подготовку к выборам. При этом чувствовалось определенное самоуспокоение (ввиду отсутствия конкурентов), и вся борьба велась между самими демократами.

Однако при этом в некотором смысле власть либерально отнеслась ко всем проектам правых и не устроила “мочиловку в сортире” для этих объединений (формальные претензия по различным поводам). Как раз это и сгубило правых, которые должны сегодня в глазах избирателей представлять серьезную прозападную оппозицию центристам и активно “критиковать” власть. Правые ждали активных действий от властей, а сами отсиживались в окопах (иногда даже по одну сторону баррикад вместе с центром).

Что касается блока “Родина”, то роль новелл законодательства в его судьбе – минимальна, если не брать в расчет “серые” и противоправные технологии, которым еще не поставлены законодательно заслоны.

105066, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 7, оф. 301. Тел.:(495)628-95-46; E-mail: lyubarev@yandex.ru