Электоральная
статистика, то есть
количественные сведения о
выборах, обобщенные на основе
их официальных результатов,
представляет собой базовый
уровень информированности
экспертного сообщества и
граждан об избирательном
процессе. Можно утверждать, что
там, где граждане испытывают
трудности с доступом к
электоральной статистике,
просто нет места для честных
выборов. А поскольку в России
такие трудности есть, возникла
необходимость в создании
негосударственной системы
сбора и публикации
электоральной статистики. Надо
заметить, что подобные системы
существуют и в других странах.
Например, крупнейшее в США
собрание электоральных данных
поддерживает вовсе не
государство, а образовательное
учреждение, Университет
Мичигана в Анн-Арборе.
База данных «Российская
электоральная статистика»
создана автором при участии Ю.
Шевченко в рамках проекта МЭСП
на основе Microsoft Access. Затем она
была размешена в Интернете по
адресу http://db.geliks.org/ (программное
обеспечение разработал Д.
Сергеев). Необходимость в
создании базы данных
объясняется некоторыми
недостатками, которыми
обременен процесс публикации
электоральных данных в
современной России. Надо
отметить, что эти недостатки не
так уж велики по сравнению с
имеющими место в других странах,
в том числе и в зрелых
демократиях. Колоссальный
вклад в дело совершенствования
российской электоральной
статистики внес бывший
председатель ЦИК РФ А.А.
Вешняков. К сожалению, после
смены руководства ЦИК ситуация
начала стремительно ухудшаться.
В частности, были закрыты
данные по выборам, прошедшим до
сентября 2003 г., ранее
размещенные в открытом доступе
в портале http://www.izbirkom.ru.
Устранен из публичного доступа
и старый электоральный архив
Центризбиркома, размещавшийся
по адресу http://ww.fci.ru.
Эти потери
невосполнимы, и «Российская
электоральная статистика» их
не компенсирует просто потому,
что в ней размещены данные по
выборам, состоявшимся с декабря
2003 г. Есть ли нужда в
дублировании портала ЦИК? Во-первых,
всякий, кому приходилось
пользоваться информацией о
текущих выборах, размещаемой в
портале ЦИК РФ, знает, что этот
портал, как и все созданные в
его рамках сайты региональных
избирательных комиссий, не
очень дружелюбны к
пользователю. Одна из целей
базы данных «Электоральная
статистика» состоит в том,
чтобы предоставить в
распоряжение граждан более
удобный инструмент, который, в
частности, позволил бы
осуществлять поиск и анализ по
всему массиву данных, а не
только по отдельным выборам.
Вторая цель
состоит в том, чтобы собрать и
сделать общедоступным полный
набор сведений о выборах в РФ. К
сожалению, размещаемые в
портале ЦИК данные не очень
надежны в том смысле, что часть
из них время от времени
бесследно исчезает, обычно –
без предварительного
уведомления и без объяснения
причин. К тому же вне портала
ЦИК по-прежнему существуют
сайты довольно большого числа
региональных избирательных
комиссий (см. список в разделе «Ссылки»
настоящего сайта), данные с
которых должны быть
интегрированы в единый
информационный массив.
Источники,
использованные при создании
базы данных – это официальные
публикации, размещенные в
рамках портала ЦИК РФ или на
иных официальных сайтах, а в
некоторых случаях – в печати.
Сведя данные этих публикаций
воедино, нам удалось создать
полный массив данных по всем
выборам федерального и
регионального уровней,
состоявшихся в России с декабря
2003 г. Сведения о муниципальных
выборах не включены в базу
данных.
База данных
постоянно обновляется по мере
поступления результатов
текущих выборов. В Интернете
обновления производятся не
реже двух раз в год, примерно
через месяц после «единых дней
выборов». При этом обновления
затрагивают и изменения в
составе избранных органов,
которые происходят вследствие
дополнительных / повторных
выборов, а также замещения
вакантных мандатов по
партийным спискам.
На 1 декабря
2007 г. база данных включала в
себя сведения о 116 выборах,
состоявшихся на федеральном и
региональном уровнях с декабря
2003 г.: общероссийских думских 7
декабря 2003 г., президентских 14
марта 2004 г., 34 выборах глав
исполнительной власти регионов,
77 выборах нижних или
единственных палат
региональных законодательных
собраний, 3 выборах верхних
палат региональных
законодательных собраний, а
также всех дополнительных и
повторных выборах,
состоявшихся в дальнейшем.
Отдельно дается информация о 100
политических организациях (политических
партиях, избирательных блоках и
общественных объединениях),
участвовавших в этих выборах, и
о 25373 случаях участия в выборах
индивидуальных кандидатов.
Итоги выборов, менявшиеся
вследствие пересчетов голосов
или иных обстоятельств, как
правило, даются в виде,
установленном последним
официальным решением
соответствующей избирательной
комиссии.
Как
использовать базу данных? На
входе в нее имеем следующую
структуру опций: Регион,
Политическая организация,
Кандидат и Дата выборов.
Поиск осуществляется ПО
ЧЕТЫРЕМ ОТДЕЛЬНЫМ ПАРАМЕТРАМ, А
НЕ ПО ИХ КОМБИНАЦИЯМ. Для
получения результата по любому
из параметров нужно сделать
выбор, а затем кликнуть на
соответствующую кнопку "Найти".
При поиске по
параметру Регион
можно выбрать из списка: Российская
Федерация (для получения
результатов общероссийских
выборов по стране в целом), или название
региона (для получения
результатов региональных
выборов, а также результатов
общероссийских выборов в
данном регионе), или ТИК
города Байконура / ТИК за
рубежом (для получения
результатов выборов по этим
территориальным избирательным
комиссиям). Это ведет в форму Выбрать
орган государственной власти.
Выбрав в этой форме
интересующий Вас орган
государственной власти,
получаете дату выборов. Выбрав
дату выборов, получаете форму Избирательная
система и результаты выборов.
Далее из ЛЕВОГО МЕНЮ выбираете
интересующий Вас аспект
выборов: Пропорциональная
система, Округ или Список
избранных.
Описание
избирательной системы дается
по следующим параметрам.
1) Выбираемый орган: его
официальное название на момент
избрания.
2) Дата выборов: дата основных (а
не повторных / дополнительных)
выборов.
3) Численность органа: общее
число членов органа власти,
которые ДОЛЖНЫ БЫЛИ быть
избраны на данных выборах.
Фактически орган мог быть
избран в неполном составе.
4) Количество одномандатных
округов.
5) Избирательная система в
одномандатных округах:
Простое большинство или
Абсолютное большинство.
Абсолютное большинство – это
мажоритарная двухтуровая
система, при которой для победы
в округе требуется набрать 50%
плюс один голос. Если ни один из
кандидатов не набирает такого
количества голосов, то
проводится второй тур выборов,
в котором участвуют два
наиболее успешных кандидата из
первого тура.
6) Количество многомандатных
округов: имеются в виду
многомандатные округа, в
которых применялась та или иная
разновидность системы
большинства, а НЕ
пропорциональная система.
7) Избирательная система в
многомандатных округах:
Простое большинство или Единый
непереходящий голос (ЕНГ).
Различие между этими двумя
системами в многомандатных
округах состоит в том, что при
системе простого большинства
количество голосов у каждого
избирателя равно числу
избираемых депутатов, а при
системе ЕНГ у каждого
избирателя – по одному голосу.
6) Величина пропорционального
округа: общее количество
депутатов, которые должны были
быть избраны по партийным
спискам.
7) Заградительный барьер, %:
минимальная доля голосов,
которую должен был набрать
партийный список для того,
чтобы его допустили к
распределению мандатов по
пропорциональной части
избирательной системы.
8) Партийные списки разделены на
субрегиональные группы. На
выборах разных уровней
субрегиональные группы
называют «региональными
группами», «территориальными
группами» и пр. Суть системы
состоит в том, что от партий
требуется (или, реже,
предоставляется возможность)
разделить партийный список на
территориальные группы, с тем
чтобы результаты голосования
за данную партию по отдельным
территориям учесть при
распределении мандатов внутри
партийного списка.
9) Открытые списки: система, при
которой избирателю
предоставляется возможность
проголосовать не только за
партийный список в целом, но и
за отдельных кандидатов внутри
партийного списка, что в
дальнейшем учитывается при
распределении мандатов. В тех
немногих регионах, которые
использовали эту избирательную
систему, применялись различные
способы голосования за
отдельных кандидатов внутри
списка и различные методики
учета результатов этого
голосования.
10) Другие особенности: в этой
рубрике иногда указывается на
некоторые особенности
заградительных барьеров, а чаще
– на особые методики,
применявшиеся для
распределения мандатов между
партийными списками. По
умолчанию принято (т.е. не
фиксируется в качестве «особенности»),
что при этом использовался
метод простой квоты (квоты
Хэйра, получаемой путем деления
общего числа голосов, поданных
за партии, на количество
подлежащих распределению мест)
и наибольших остатков. В
качестве «особенностей»
выделены сравнительно редкие
случаи использования на
региональных выборах систем
делителей, при которых
результаты каждой партии
последовательно делятся на
установленную серию делителей
количество раз, равное
количеству распределяемых
мандатов. Затем результаты
деления сортируются по
убыванию и определяют
количества мест, причитающиеся
каждой партии. В регионах
России применялись серии
делителей Д’Ондта (1, 2, 3 и т.д.) и
Империали (2, 3, 4 и т.д.). Последний
метод ставит ведущую партию в
настолько привилегированное
положение при распределении
мандатов, что его, строго говоря,
нельзя охарактеризовать как
пропорциональную систему.
При выборе Пропорциональная
система получаете
результаты выборов по
пропорциональной системе, если
такой элемент применялся на
данных выборах. Это включает в
себя как общие параметры
выборов (общее число
зарегистрированных
избирателей, число
недействительных бюллетеней,
голосов «против всех» и пр.), так
и результаты отдельных
политических организаций в
голосах и процентах голосов. В
форме выводятся полные
официальные названия
политических организаций на
момент последнего обновления
базы данных или прекращения их
деятельности. В случае, если в
данных выборах политическая
организация участвовала под
иным (предыдущим) названием, об
этом сообщается отдельной
строкой. Названия партий,
допущенных к распределению
мандатов по пропорциональной
системе, выделены жирным
шрифтом.
Выбирая в
этой форме название
политической организации,
получаете список кандидатов,
выдвигавшийся этой партией для
баллотирования по
пропорциональной системе.
Выделены имена кандидатов,
которые были избраны по
партийному списку и при этом НЕ
ОТКАЗАЛИСЬ от депутатских
мандатов при первом
распределении мест (то есть
имели право участвовать в
организационной сессии
законодательного собрания).
Кроме того, в форме выводятся
номера кандидатов в партийных
списках. В тех случаях, когда
партийный список был разделен
на субрегиональные группы,
номера в списках фиксируются по
особой схеме: 1, 2, 3… для
общерегиональной части списка,
a1, a2, a3 для первой
субрегиональной группы, b1, b2, b3…
для второй, aa1, aa2, aa3 для двадцать
седьмой, ab1, ab2, ab3 для двадцать
восьмой и т.д.
При этом
сообщается только о случаях
реального участия в выборах,
когда кандидаты оставались в
избирательном бюллетене (в
округах) или в партийных
списках на момент голосования.
Таким образом, сведения о
выбывших кандидатах (то есть
тех, кто получил отказ в
регистрации, был лишен
регистрации, добровольно
отказался от участия в выборах)
отсутствуют. При этом в тех
случаях, когда кандидат выбывал
из партийного списка после его
регистрации, нумерация
кандидатов в списке не менялась.
Отсюда – пропуски в нумерации.
Например, в списке Российской
партии мира в Ингушетии после
номера 13 следует номер 15. Это
потому, что кандидат номер 14
выбыл из списка в установленном
законом порядке.
Выбирая в
списке кандидатов имя
отдельного кандидата,
получаете информацию об
участии данного индивида в
данных выборах по следующей
схеме: Кем выдвинут, Год
рождения, Пол, Место работы и
должность, Номер округа,
Количество голосов в округе,
Избран в округе, Избран по
партийному списку. Некоторые
параметры выводятся лишь тогда,
когда они применимы к данному
случаю участия в выборах.
При выборе
Округ получаете список округов,
в которых данные выборы
проводились по системам
большинства, если такой элемент
применялся на данных выборах (в
противном случае получаете Выборы
в округах не проводились).
Если в округе проводились
дополнительные или повторные
выборы (а также если основные
выборы в данном округе не
проводились), то при номере
округа появляется дополнение: (дополнительные
/ повторные выборы). Дата
дополнительных / повторных
выборов выводится вместе с
результатами этих выборов при
выборе номера округа. Кроме
того, выводится информация по
общим параметрам выборов (общее
число зарегистрированных
избирателей, число
недействительных бюллетеней,
голосов «против всех» и пр.) и
результаты отдельных
кандидатов в в голосах и
процентах голосов. Имена
кандидатов, выигравших по
итогам данных выборов места,
выделены жирным. Ни один из
кандидатов не выделяется в тех
случаях, если выборы по той или
иной причине (низкая явка,
голосование протии всех и пр.)
не выявили победителя.
Результаты второго тура, если
таковой имел место, даются в
этой же форме. Кроме того,
выводятся полные официальные
названия политических
организаций, выдвинувших
кандидатов, на момент
последнего обновления базы
данных или прекращения их
деятельности. В случае, если в
данных выборах политическая
организация участвовала под
иным (предыдущим) названием, об
этом сообщается отдельной
строкой. Выбрав имя кандидата,
получаете информацию о его
участии в данных выборах.
Следует
отметить, что в базе данных «Российская
электоральная статистика» есть
две второстепенные детали,
отличающие способ публикации
данных от принятого в системе
избирательных комиссий. Во-первых,
немного отличается способ
подсчета явки в процентах: при
установлении общего количества
принявших участие в
голосовании не учитываются
избирательные бюллетени,
выданные избирателям, но не
обнаруженные в урнах для
голосования. Обычно число таких
бюллетеней ничтожно мало, но в
некоторых случаях это может
давать процентные доли,
несколько меньшие, чем
зафиксировано при официальной
публикации результатов выборов.
Во-вторых,
процентные доли голосов,
полученные кандидатами в
многомандатных округах при
системе простого большинства,
рассчитаны не от общего числа
действительных и
недействительных бюллетеней, а
от общего числа поданных
действительных и
недействительных голосов.
Таким образом, эти доли всегда
меньше, чем зафиксировано при
официальной публикации
результатов выборов. Для того,
чтобы рассчитать процентные
результаты отдельных
кандидатов обычным образом,
нужно воспользоваться
следующей формулой: Процент
кандидата = Количество голосов
за данного кандидата / (Действительных
бюллетеней + Недействительных
бюллетеней) * 100.
При выборе Список
избранных выводится список
всех депутатов, избранных на
данных выборах по всем
применявшимся избирательным
системам, а также список
избранных на дополнительных /
повторных выборах, с указанием
выдвинувшей организации. Кроме
того, отмечены случаи, когда
избранные депутаты выбывали из
соответствующих органов
досрочно (т.е. до истечения
полномочий орана в целом).
Выбрав имя кандидата, можно
получить информацию о его
участии в данных выборах по
охарактеризованной выше схеме.
Результаты
выборов Государственной Думы
РФ и Президента РФ по стране в
целом выводятся, если Вы
выбираете Российская Федерация
из списка регионов. Если нужны
результаты соответствующих
выборов по регионам, выберите
данный регион из списка, а далее
выходите на название органа и
дату выборов. После этого из
ЛЕВОГО МЕНЮ выберите Пропорциональная
система или Округ. При
этом Вы получите результаты
выборов в тех округах, которые
были созданы в пределах данного
региона. Следует отметить, что
при этом не выводятся
предыдущие названия
политических организаций и не
выделяются названия партий,
преодолевших установленные
барьеры по пропорциональной
системе. Элемент Список
избранных в соответствующем
меню отсутствует.
Если в
основном меню выбран параметр Политическая
организация, то
предлагается выбрать одну из
политических организаций (политических
партий, избирательных блоков и
общественных объединений),
которые принимали участие в
федеральных и/или региональных
выборах с декабря 2003 г. В списке
даны официальные полные
названия политических
организаций на момент
обновления базы данных или
прекращения их деятельности.
Сведения о деятельности
переименованных партий следует
искать по их нынешнему или
последнему названию (например,
данные о Политической партии
РОДИНА следует искать, выбрав
Политическая партия
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: РОДИНА /
ПЕНСИОНЕРЫ / ЖИЗНЬ).
Выбрав
название политической
организации, получаете базовую
информацию о ней и список
выборов, в которых она
принимала участие. Для
политических партий базовая
информация включает сведения о
ее предыдущих названиях с
момента регистрации в качестве
политической партии (т.е. по
Закону о политических партиях
2001 г.), а также о дате такой
регистрации. В тех случаях,
когда партия была создана ранее
и действовала в ином качестве,
выводятся сведения о датах ее
регистрации в качестве
общественного объединения
(1991-1998) и / или политического
общественного объединения, а
также о ее полном официальном
названии в качестве
общественного объединения.
Указывается, существовала ли
партия на момент последнего
обновления базы данных, и если
нет, то в каком году она
прекратила существование. Для
избирательных блоков базовая
информация включает сведения о
его составе. Для общественных
объединений даются сведения о
дате регистрации в этом
качестве.
Список
выборов, в которых принимала
участие организация, состоит из
двух частей. Сначала
перечислены все выборы, в
которых она принимала участие
самостоятельно, а затем – все
выборы, в которых она принимала
участие в составе
избирательных блоков. В случаях
участия в выборах (в том числе и
в составе блоков) под
предыдущим названием, это
оговаривается отдельной
строкой. Важно отметить, что в
список включаются все случаи
участия в выборах: только по
партийным спискам, только в
округах, а также обоими
способами. Например, широко
известно, что список
Политической партии РОДИНА был
снят с выборов Московской
городской думы в декабре 2004 г.
Тем не менее, эти выборы
фигурируют в списке, так как в
них участвовали выдвинутые
партией одномандатники. В форме
можно выбрать название региона
(получите список избиравшихся в
данном регионе органов
государственной власти),
название органа (получите даты
выборов), и дату выборов (выводит
в форму Избирательная система и
результаты выборов).
Если в
основном меню Вы обращаетесь к
параметру Кандидат, то
предлагается ввести в строку
поиска не менее трех знаков,
последовательно входящих в ФИО
кандидата. Примеры строки
поиска: Жир, Жиринов,
Жириновский В, Жириновский
Владимир В, Жириновский
Владимир Вольфович. Выводится
список всех случаев участия
кандидатов, соответствующих
критерию поиска, в выборах
федерального и регионального
уровня с декабря 2003 г. Важно
отметить, что это включает в
себя случаи участия одного и
того же человека в разных
выборах. В подобных ситуациях
нужно обращать внимание на
название избиравшегося органа
и дату выборов, которые тоже
выводятся в данной форме.
Выбрав случай участия, получите
информацию о кандидате по схеме,
описанной в п. 5 настоящей
инструкции. Помимо прочего, это
поможет Вам различить
кандидатов, ФИО которых
полностью совпадают. В
частности, в данной базе данных
не зафиксировано ни одного
случая, когда при этом
совпадали бы и годы рождения.
Обращаясь в
основном меню к параметру Дата
выборов, нужно определить
ВСЕ ТРИ параметра: год и месяц
выборов, условие отбора. По
последнему параметру выбираете
< для получения списка выборов,
состоявшихся с декабря 2003 г. до
заданного месяца; > для
получения списка выборов,
состоявшихся с этого месяца
включительно до текущего
момента; = для получения списка
выборов, состоявшихся в течение
этого месяца. Вы получаете
список, включающий название
региона, название избираемого
органа и дату выборов. Выбрав
один из пунктов, выходите в
форму Избирательная система
и результаты выборов.
Размещенная
в Интернете база данных дает
весьма детальную информацию об
отдельных выборах. Но
обобщенные результаты
сообщаются лишь в пределах
необходимого минимума. Надо
отметить, что в исходном
продукте, выполненном на основе
Microsoft Access, реализована система
запросов, позволяющая
просчитать многочисленные
обобщенные параметры выборов и
отдельных участников
избирательного процесса.
Однако вывод этих параметров в
Интернет, с одной стороны, был
технически сложен, а с другой, в
этом не было особой
необходимости, ибо
соответствующие данные могут
публиковаться отдельно. Эту
задачу, собственно, и будет
выполнять раздел «Электоральная
статистика» настоящего журнала.
Первая такая публикация, по
выборам декабря 2003 – апреля 2007
гг., содержится в данном выпуске.
Следует подчеркнуть:
представленные в этой
публикации данные представляют
в обобщенном виде ТЕ ЖЕ САМЫЕ
результаты, которые даны в базе
данных «Российская
электоральная статистика» в
Интернете. Опущены лишь итоги
дополнительных и повторных
выборов при представлении
обобщенных итогов выборов
законодательных собраний.
При
представлении данных в
табличной форме я попытался
определить основные рубрики
таким образом, чтобы у читателя
не возникло сложностей с
интерпретацией числовых данных.
Некоторые из категорий (например,
особенности избирательных
систем) определены выше. Но одно
уточнение все же необходимо
сделать. В некоторых таблицах
дается параметр «эффективное
число партий / кандидатов» (ЭЧП).
Данный параметр является
стандартной в современной
политической науке формой
установления
соревновательности на выборах.
Предположим, что в выборах
участвуют 4 кандидата, один из
которых получает 99% голосов, а
трое других делят оставшийся
процент. Очевидно, для
корректного описания
соревновательности в подобных
ситуациях (которая, надо
признать, довольно обычна на
современном этапе российского
политического развития),
необходим способ выразить
то обстоятельство, что «важный»
кандидат – только один, а
остальные не имеют особого
значения. Проще всего было бы,
конечно, установить
произвольное пороговое
значение (скажем, 2, 3, или 5%) и «списывать»
все партии и всех кандидатов,
которые до этого порога не
дотянули. Но дело в том, что
кандидат с 5% голосов может быть
совершенно не важен, если у
лидера гонки – 90%, а может быть
весьма важен, если у лидера 15%.
Установить же относительный
вес каждого кандидата можно
лишь с помощью математической
формулы. М. Лааксо и Р. Таагепера,
метод которых и используется в
настоящей публикации, делают
для этого следующее: абсолютные
доли голосов за каждую партию
или каждого кандидата (т. е.,
скажем, 0.5, а не 50%) возводятся в
квадрат, продукты суммируются,
а потом единица делится на
сумму. Скажем, если есть два
кандидата, один с 80 % голосов, а
другой с 20%, то эффективное
число определяется так: 1 /
(0.8*0.8+0.2*0.2) = 1 / (0.64 + 0.04) = 1 / 0.68 = 1.47.
Уже из этого примера виден
основной недостаток ЭЧП: оно
принимает слишком большие
значения для ситуаций, которые
кажутся не очень
соревновательными. В настоящее
время ведется работа по
исправлению этого недостатка.
Но, покуда эта работа не
завершена, формула Лааксо и
Таагеперы остается наиболее
приемлемым решением.
Существует и
другой, графический способ
представления
соревновательности выборов, -
так называемые треугольники
Нагаямы. Треугольник Нагаямы
представляет собой график, на
котором на оси X откладываются
процентные результаты,
полученные ведущим кандидатом
или партией, а на оси Y –
результаты следующего по
уровню поддержки участника
выборов. Понятно, что при этом
все результаты выборов
оказываются ограничены
треугольником, на вершине
которого лежит результат 50 : 50, в
левом сегменте располагаются
случаи, когда ведущая партия не
набирала половины голосов, а в
правом – когда она набирала
более половины голосов. В
приложении к этой статье
представлена вольная вариация
на тему треугольника Нагаямы,
основанная на результатах 77
выборов нижних или
единственных палат
региональных законодательных
собраний. Разница состоит в том,
что на графике в качестве
ведущей всегда принимается
партия «Единая Россия», из-за
чего некоторые случаи и выходят
за рамки треугольника. При этом
случаи дифференцируются в
зависимости от того, какая
именно партия, помимо «Единой
России», входила в «большую
двойку». Как довольно ясно
следует из графика, в течение
этого электорального цикла
случаи явного доминирования
партии «Единая Россия»
встречались, но оставались в
явном меньшинстве.
Рис.
1. Графическое представление
результатов 77 региональных
выборов, декабрь 2003 - апрель 2007
Вообще,
представленные в конце этого
номера данные дают ясную
картину выборов по регионам, но
при этом не выделяют партийного
среза электоральной политики.
Следующая графическая
презентация направлена на то,
чтобы частично восполнить этот
продел. На графиках
представлены «скользящие
средние» результатов в
процентных долях голосов и мест,
полученных отдельными партиями.
В качестве шага для исчисления
средней величины был принят год.
Таким образом, например, в точке
графика, соответствующей
декабрю 2005 г., представлены
средние значения за период с
января 2004 по декабрь 2005 г.
включительно. Разумеется,
количества включенных выборов
при этом варьировали (от 7 в
декабре 2003 – феврале 2004 до 27 в
мае 2006 -феврале 2007 г.), но важно
то, что сам набор постоянно
пополнялся новыми выборами, а
старые исключались. При
интерпретации графиков важно
учесть, что средние
рассчитывались на основе
нулевых значений для тех
случаев, когда партия не
участвовала в выборах. Таким
образом, данные характеризуют
не только собственно
электоральный успех, но и
организационную силу партий (которая
выражается в их способности
участвовать в большем или
меньшем числе выборов), а также
репрессивные действия властей,
вследствие которых партии
снимались с выборов. Разницу
между первым и вторым графиками
определяют преимущественно
эффекты избирательных систем:
дело в том, что все значения для
первого графика рассчитаны на
базе голосов, поданных за
партии по пропорциональным
частям избирательных систем, в
то время как во второй учтены и
результаты выборов в округах по
системам большинства.
Серьезную проблему для такой
формы презентации данных
составляли, естественно,
избирательные блоки. В данном
случае процентные доли голосов
или мест, полученные блоками,
просто делились поровну между
всеми их участниками. Такое
решение вряд ли можно признать
идеальным, но ничего лучшего не
нашлось.
Рис.
2. Результаты партий на выборах
региональных законодательных
собраний, скользящее среднее с
декабря 2003 по ноябрь 2007, %
голосов
Рис.
3. Результаты партий на выборах
региональных законодательных
собраний, скользящее среднее с
декабря 2003 по ноябрь 2007, % мест
Проблема,
которая явным образом
возникает при интерпретации
графика, состоит в том, что
наборы регионов, по которым
произведены расчеты, постоянно
меняются, и поэтому важно
отделить реальную динамику
электоральной поддержки от
эффектов, связанных со
спецификой учтенных регионов.
Возможный способ провести
такую дифференциацию состоит в
том, чтобы на том же графике,
тоже в виде скользящего
среднего, отображать
результаты федеральных выборов
в тех же регионах. Как это
сделать, показано на следующем
графике. Разумеется, при этом
пришлось ограничиться только
тремя партиями, которые
участвовали в региональных
выборах более или менее
систематически – «Единой
Россией», КПРФ и ЛДПР. Как видно,
эта форма презентации данных не
меняет картину кардинально, но
все же позволяет ее существенно
уточнить: оказывается, что «проседание»
результатов «Единой России»
осенью 2004 – весной 2005 г., хотя и
действительно имело, было
отчасти обусловлено
региональной спецификой. При
этом ЛДПР выступала на
региональных выборах
систематически хуже, чем на
федеральных в тех же регионах,
КПРФ – систематически лучше, а
у «Единой России» динамика
смешанная, причем новый этап
наступает осенью 2005 г.
Рис.
4. Результаты ЕР, КПРФ и ЛДПР на
выборах региональных
законодательных собраний в
сравнении с их же результатами
на выборах ГД в декабре 2003 г.,
скользящее среднее, % голосов
Разумеется,
возможны и другие интересные
способы презентации
электоральных данных, а
предложенные выше могут быть
значительно усовершенствованы.
Но для этого нужна прочная
фактологическая основа. Такую
основу создает база данных «Российская
электоральная статистика».
|