Новое
наступление на избирательные права граждан
14.05.2020
Комитет гражданских инициатив
публикует экспертный комментарий Аркадия
Любарева.
Система единых дней
голосования (ЕДГ) в сентябре привела к некоторой
цикличности работы над изменениями избирательного
законодательства. Новые законы стараются успеть
принять к началу кампании ЕДГ, то есть к июню.
Учитывая, что законы по предметам совместного
ведения принимаются обычно не быстрее, чем за три
месяца, сложилась некая «традиция»: законопроекты
по изменению избирательного законодательства
вносятся в феврале или в марте, в первом чтении
они принимаются в апреле, во втором и третьем – в
середине мая или чуть позже.
В этом году таких
законопроектов оказалось четыре. Первый (проект №
894460-7, внесли 04.02.2020 депутаты Д.Ф.Вяткин,
Е.В.Ревенко, Д.А.Белик) разрешал менять на
региональных и муниципальных выборах схему
избирательных округов в случае увеличения
отклонений у ранее образованных округов от средней
нормы (что вполне разумно), а также включал в три
основных закона о выборах новую форму
муниципального образования – муниципальный округ.
Второй (проект № 896235-7, внесли 06.02.2020
депутаты О.В.Савастьянова, Д.В.Ламейкин,
В.В.Иванов, И.Е.Марьяш, А.А.Авдеев,
Д.В.Сватковский) предусматривал развитие
начавшегося в прошлом году эксперимента по
голосованию на цифровых участках – их предложено
создавать не только в Москве (как было в 2019
году), но и в других регионах. Третий (проект
№ 912249-7, внесли 02.03.2020 депутаты
О.В.Савастьянова, Д.В.Ламейкин, М.В.Емельянов,
И.Е.Марьяш) касался изменений процедуры сбора и
проверки подписей (о них речь будет дальше).
Четвертый (проект № 914612-7, внесла 04.03.2020
депутат И.В.Белых) предусматривал продолжение
начатого в прошлом году в Москве эксперимента по
дистанционному электронному голосованию.
Некоторые из этих
законопроектов критиковались экспертами, но в
целом они не создавали ощущение каких-то
радикальных изменений. Увы, стало уже печальной
традицией думского законотворчества (в том числе и
в сфере избирательного законодательства)
технология, когда к законопроекту, принятому в
первом чтении, прицепляются в качестве поправок ко
второму чтению совсем другие и более радикальные
новеллы. Это нарушает Регламент Думы (согласно
которому поправки не должны противоречить
концепции проекта, принятого в первом чтении), но
главное – нарушает сам принцип подготовки законов.
Внесенные законопроекты публикуются и рассылаются
в регионы, они в течение двух месяцев фактически
проходят общественную экспертизу. А новеллы,
добавленные ко второму чтению, зачастую становятся
известны не только обществу, но и депутатам лишь в
накануне их принятия. И когда такие новеллы вносят
радикальные изменения, получается, что у нас в
одночасье происходит «революция», – и никто не
успевает опомниться.
Примерно то же
самое произошло и в этот раз. Впрочем, два
законопроекта были приняты без серьезных изменений
– о продлении экспериментов с цифровыми участками
и дистанционным электронным голосованием. О
дистанционном электронном голосовании будет
сказано дальше. Что касается цифровых участков, то
в ходе прошлогоднего эксперимента к ним не было
особых претензий. Смысл таких участков –
возможность проголосовать на региональных выборах
и дополнительных выборах в Госдуму по
одномандатным округам жителям соответствующих
регионов, находящимся в день голосования за
пределами своих регионов. Для этого используются
электронные бюллетени и сенсорные устройства для
голосования. Единственное – было слишком мало
желающих голосовать на таких участках. Так что у
меня остались вопросы: стоит ли овчинка выделки,
нужно ли расширять такой эксперимент на всю
страну, если даже в Москве так мало голосующих?
Гораздо серьезнее
то, что произошло с законопроектами № 894460-7 и
912249-7. В первый была внесена новелла, лишающая
пассивного избирательного права граждан,
осужденных по 50-ти статьям УК, до истечения пяти
лет со дня снятия или погашения судимости. Ранее
(в 2012 году) пассивного избирательного права были
лишены граждане, осужденные за тяжкие и особо
тяжкие преступления, теперь добавляются и
преступления средней тяжести. Однако по нашему УК
степень тяжести преступления определяется только
статьей, по которой человека осудили. И, как уже
показала история с Алексеем Навальным, человек,
приговоренный к условному сроку, может считаться
осужденным за тяжкое преступление, что
противоречит здравому смыслу. Теперь перечень
уголовных статей, при которых гражданина можно
лишить его конституционного права, значительно
расширен, и это дает возможность власти устранять
опасных конкурентов, осуждая их по сфабрикованным
обвинениям на условные сроки.
Законопроект №
912249-7 изначально назывался «О внесении
изменений в статьи 37 и 38 Федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской
Федерации" (в части совершенствования процедуры
сбора подписей и проверки подписных листов)». В
окончательном виде он стал называться «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации». Теперь он предусматривает
внесение изменений в 8 статей и 7 приложений
Федерального закона «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации» и еще в
три федеральных закона.
Законопроект этот
первоначально содержал три новеллы. Одна из них –
возможность сбора подписей избирателей через портал
Госуслуг – неоднократно предлагалась экспертами с
целью исключения как возможности фальсификации
подписей, так и произвола при проверке подписей.
Однако новелла в законопроекте была, с одной стороны,
явно недостаточно проработана, с другой стороны,
содержала ограничение – таких подписей должно быть не
больше половины от требуемого числа – что не позволяет
достичь заявленной цели. Кроме того, число подписей не
снижено, и это тоже лишает новеллу смысла.
В окончательном
варианте данное ограничение осталось. Порядок сбора
подписей проработан немного лучше, чем в
законопроекте. В частности, закреплено, что кандидату,
избирательному объединению, осуществляющим сбор
подписей избирателей с использованием портала Госуслуг,
должно быть обеспечено предоставление оператором
портала сведений об избирателях, поддержавших
выдвижение соответствующего кандидата, списка
кандидатов. Однако порядок проверки подписей
по-прежнему не проработан.
Вторая новелла
предусматривает, что избирательная комиссия,
организующая выборы, должна утвердить образец
заполнения подписного листа. В окончательном варианте
новелла дополнена нормами о том, что неточности при
заполнении подписного листа, если они соответствуют
утвержденному образцу, не могут служить основаниями
для признания подписей недействительными. В таком виде
это новелла скорее полезна, хотя и не решает наиболее
острых проблем.
Однако у этой новеллы
есть и вторая часть. В исходном варианте
предполагалось, что избирательная комиссия
устанавливает минимальное и максимальное число строк в
подписном листе. Это давало комиссиям большие
возможности для произвола. В окончательном варианте
жестко установлено: «Подписной лист изготавливается
для заполнения только с одной стороны и должен
содержать пять строк для проставления подписей
избирателей». Однако никакой необходимости в таком
жестком ограничении нет. Оно лишает кандидатов
возможности делать подписные листы так, как им удобно
для сбора подписей.
Третья новелла
предусматривает собственноручное заполнение
избирателем своих фамилии, имени и отчества. Это
очевидно имеет целью дать почерковеду образец почерка
избирателя для сличения с его подписью. Новелла
призвана препятствовать фальсификации подписных
листов, но мы полагаем, что эта цель достигнута не
будет. У фальсификаторов все равно останутся
возможности подделывать подписи, зато никаких
препятствий для произвола почерковедов данная новелла
не содержит: они по-прежнему не обязаны обосновывать
свои заключения и не несут за них ответственности.
В то же время во втором
чтении к этому законопроекту был добавлен еще ряд
новелл. В частности, допустимая доля брака в подписных
листах для региональных и муниципальных выборов
сокращена с 10 до 5%, то есть установлена на том же
уровне, что и для федеральных выборов. При этом
эксперты неоднократно заявляли, что 10% – это
чрезмерное ограничение, а 5% – тем более, и предлагали
увеличить допустимую долю брака до 20%. Законодатели
же решили ужесточить норму, что неизбежно приведет к
увеличению доли отказов на тех региональных и
муниципальных выборах, где предполагается конкуренция.
И, конечно, потрясает
следующая новелла:
«При проведении выборов в органы государственной
власти, органы местного самоуправления, референдума
субъекта Российской Федерации, местного референдума в
случаях и порядке, которые установлены Центральной
избирательной комиссией Российской Федерации, может
быть предусмотрена возможность голосования
избирателей, участников референдума по почте, а также
посредством дистанционного электронного голосования».
Одновременно добавлены и нормы, которые ранее уже
успели внести в Порядок общероссийского голосования:
возможность досрочного голосования в населенных
пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для
голосования и транспортное сообщение с которыми
затруднено, в том числе и досрочное голосование вне
помещения для голосования.
Все это выдается за
заботу о здоровье людей в условиях эпидемии. Однако в
таких условиях в принципе нельзя проводить выборы (как
и любые массовые мероприятия), и, насколько я понимаю,
в этом отношении есть консенсус. А при проведении
выборов в нормальных условиях нужно в первую очередь
заботиться о честном проведении голосования и
возможности общественного контроля за ним.
Обращает на себя
внимание то, что порядок голосования по почте и
дистанционного электронного голосования никак в законе
не прописан: все регулирование отдано на откуп ЦИК.
Это в принципе неправильно: тут затрагиваются вопросы
обеспечения избирательных прав граждан, и такие
вопросы должны регулироваться законом. К тому же, если
раньше можно было верить, что ЦИК все проработает
лучше законодателей, то сейчас, после того как ЦИК
приняла довольно безобразный Порядок общероссийского
голосования, к ней доверия нет.
Любопытно, что
одновременно приняты два закона. В одном дистанционное
электронное голосование предусмотрено в порядке
эксперимента только в Москве, и при этом есть хоть
немного требований к нему. В другом ЦИКу разрешается
проводить дистанционное электронное голосование когда
угодно и где угодно – без каких-либо ограничительных
требований.
Между тем, проведенный
в Москве в 2019 году эксперимент выявил довольно много
проблем. Фактически пока нет никаких гарантий
правильности подсчета голосов при таком голосовании, и
нет возможности общественного контроля за ним.
Напомню, что на выборах в Московскую городскую Думу в
округе № 30 победитель опередил основного соперника
всего на 84 голоса, при этом соперник победил на
обычных участках, а победитель сильно оторвался от
него при электронном голосовании. Такие результаты
порождают серьезные сомнения, и их никак не удается
развеять.
Кроме того, любое
дистанционное голосование – что электронное, что по
почте – сильно уязвимо с точки зрения нарушения
свободны волеизъявления. При таком голосовании не
может быть уверенности, что избиратель голосует
самостоятельно, что у него за спиной не стоит
начальник или еще кто-то, от кого избиратель зависит
(и даже нет уверенности, что избиратель сам голосует).
Также оно дает простор для подкупа избирателей,
поскольку позволяет подкупающим контролировать
голосование тех, кого они подкупают.
К дистанционному
электронному голосованию во всем мире относятся
настороженно и почти нигде не спешат его внедрять
(Эстония – один из редких примеров внедрения).
Голосование по почте используется во многих странах.
Однако в этих странах другие условия и традиции. Да и
с ним нередки скандалы.
Мне лучше других
известен опыт почтового голосования в Германии. Там
оно довольно широко применяется, особенно в Берлине.
Однако организаторы германских выборов этому не рады,
понимая, какие тут таятся опасности. Но результаты
почтового голосования там считаются совершенно
отдельно от результатов голосования на участках, так
что любой наблюдатель и эксперт может сравнить эти
результаты и увидеть отличия. Отличия есть, но они не
носят принципиального характера. Уверен, если бы в
Германии при почтовом голосовании были бы выявлены
манипуляции, его бы отменили или сильно ограничили.
Законопроект этот
первоначально содержал три новеллы. Одна из них –
возможность сбора подписей избирателей через портал
Госуслуг – неоднократно предлагалась экспертами с
целью исключения как возможности фальсификации
подписей, так и произвола при проверке подписей.
Однако новелла в законопроекте была, с одной стороны,
явно недостаточно проработана, с другой стороны,
содержала ограничение – таких подписей должно быть не
больше половины от требуемого числа – что не позволяет
достичь заявленной цели. Кроме того, число подписей не
снижено, и это тоже лишает новеллу смысла.
В окончательном
варианте данное ограничение осталось. Порядок сбора
подписей проработан немного лучше, чем в
законопроекте. В частности, закреплено, что кандидату,
избирательному объединению, осуществляющим сбор
подписей избирателей с использованием портала Госуслуг,
должно быть обеспечено предоставление оператором
портала сведений об избирателях, поддержавших
выдвижение соответствующего кандидата, списка
кандидатов. Однако порядок проверки подписей
по-прежнему не проработан.
Вторая новелла
предусматривает, что избирательная комиссия,
организующая выборы, должна утвердить образец
заполнения подписного листа. В окончательном варианте
новелла дополнена нормами о том, что неточности при
заполнении подписного листа, если они соответствуют
утвержденному образцу, не могут служить основаниями
для признания подписей недействительными. В таком виде
это новелла скорее полезна, хотя и не решает наиболее
острых проблем.
Однако у этой новеллы
есть и вторая часть. В исходном варианте
предполагалось, что избирательная комиссия
устанавливает минимальное и максимальное число строк в
подписном листе. Это давало комиссиям большие
возможности для произвола. В окончательном варианте
жестко установлено: «Подписной лист изготавливается
для заполнения только с одной стороны и должен
содержать пять строк для проставления подписей
избирателей». Однако никакой необходимости в таком
жестком ограничении нет. Оно лишает кандидатов
возможности делать подписные листы так, как им удобно
для сбора подписей.
Третья новелла
предусматривает собственноручное заполнение
избирателем своих фамилии, имени и отчества. Это
очевидно имеет целью дать почерковеду образец почерка
избирателя для сличения с его подписью. Новелла
призвана препятствовать фальсификации подписных
листов, но мы полагаем, что эта цель достигнута не
будет. У фальсификаторов все равно останутся
возможности подделывать подписи, зато никаких
препятствий для произвола почерковедов данная новелла
не содержит: они по-прежнему не обязаны обосновывать
свои заключения и не несут за них ответственности.
В то же время во втором
чтении к этому законопроекту был добавлен еще ряд
новелл. В частности, допустимая доля брака в подписных
листах для региональных и муниципальных выборов
сокращена с 10 до 5%, то есть установлена на том же
уровне, что и для федеральных выборов. При этом
эксперты неоднократно заявляли, что 10% – это
чрезмерное ограничение, а 5% – тем более, и предлагали
увеличить допустимую долю брака до 20%. Законодатели
же решили ужесточить норму, что неизбежно приведет к
увеличению доли отказов на тех региональных и
муниципальных выборах, где предполагается конкуренция.
И, конечно, потрясает
следующая новелла:
«При проведении выборов в органы государственной
власти, органы местного самоуправления, референдума
субъекта Российской Федерации, местного референдума в
случаях и порядке, которые установлены Центральной
избирательной комиссией Российской Федерации, может
быть предусмотрена возможность голосования
избирателей, участников референдума по почте, а также
посредством дистанционного электронного голосования».
Одновременно добавлены и нормы, которые ранее уже
успели внести в Порядок общероссийского голосования:
возможность досрочного голосования в населенных
пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для
голосования и транспортное сообщение с которыми
затруднено, в том числе и досрочное голосование вне
помещения для голосования.
Все это выдается за
заботу о здоровье людей в условиях эпидемии. Однако в
таких условиях в принципе нельзя проводить выборы (как
и любые массовые мероприятия), и, насколько я понимаю,
в этом отношении есть консенсус. А при проведении
выборов в нормальных условиях нужно в первую очередь
заботиться о честном проведении голосования и
возможности общественного контроля за ним.
Обращает на себя
внимание то, что порядок голосования по почте и
дистанционного электронного голосования никак в законе
не прописан: все регулирование отдано на откуп ЦИК.
Это в принципе неправильно: тут затрагиваются вопросы
обеспечения избирательных прав граждан, и такие
вопросы должны регулироваться законом. К тому же, если
раньше можно было верить, что ЦИК все проработает
лучше законодателей, то сейчас, после того как ЦИК
приняла довольно безобразный Порядок общероссийского
голосования, к ней доверия нет.
Любопытно, что
одновременно приняты два закона. В одном дистанционное
электронное голосование предусмотрено в порядке
эксперимента только в Москве, и при этом есть хоть
немного требований к нему. В другом ЦИКу разрешается
проводить дистанционное электронное голосование когда
угодно и где угодно – без каких-либо ограничительных
требований.
Между тем, проведенный
в Москве в 2019 году эксперимент выявил довольно много
проблем. Фактически пока нет никаких гарантий
правильности подсчета голосов при таком голосовании, и
нет возможности общественного контроля за ним.
Напомню, что на выборах в Московскую городскую Думу в
округе № 30 победитель опередил основного соперника
всего на 84 голоса, при этом соперник победил на
обычных участках, а победитель сильно оторвался от
него при электронном голосовании. Такие результаты
порождают серьезные сомнения, и их никак не удается
развеять.
Кроме того, любое
дистанционное голосование – что электронное, что по
почте – сильно уязвимо с точки зрения нарушения
свободны волеизъявления. При таком голосовании не
может быть уверенности, что избиратель голосует
самостоятельно, что у него за спиной не стоит
начальник или еще кто-то, от кого избиратель зависит
(и даже нет уверенности, что избиратель сам голосует).
Также оно дает простор для подкупа избирателей,
поскольку позволяет подкупающим контролировать
голосование тех, кого они подкупают.
К дистанционному
электронному голосованию во всем мире относятся
настороженно и почти нигде не спешат его внедрять
(Эстония – один из редких примеров внедрения).
Голосование по почте используется во многих странах.
Однако в этих странах другие условия и традиции. Да и
с ним нередки скандалы.
Мне лучше других
известен опыт почтового голосования в Германии. Там
оно довольно широко применяется, особенно в Берлине.
Однако организаторы германских выборов этому не рады,
понимая, какие тут таятся опасности. Но результаты
почтового голосования там считаются совершенно
отдельно от результатов голосования на участках, так
что любой наблюдатель и эксперт может сравнить эти
результаты и увидеть отличия. Отличия есть, но они не
носят принципиального характера. Уверен, если бы в
Германии при почтовом голосовании были бы выявлены
манипуляции, его бы отменили или сильно ограничили.
|