Началась работа над новым проектом Кодекса о выборах. История вопроса
14.09.2018
При этом необходимость создания Избирательного кодекса (в следующем электоральном цикле) признавалась в решениях Государственной Думы 1994 года и ЦИК России 2000 года. В 2004 и 2007 годах ЦИК включала разработку концепции Избирательного кодекса в план работ своего Научно-методического совета. Однако к этой работе Научно-методический совет даже не приступал.
В 2008 году за разработку проекта Избирательного кодекса РФ взялся коллектив авторов под руководством к.ю.н. А.Е. Любарева под эгидой Ассоциации «Голос». За основу была взята концепция, разработанная А.Е. Любаревым, основные положения которой были опубликованы им в ряде статей, в том числе в научных журналах. При разработке концепции учитывался опыт предшественников, зарубежный опыт, а также опыт членов коллектива по работе над российским избирательным законодательством.
К работе над проектом Избирательного кодекса был привлечен широкий круг экспертов. В ходе работы было проведено несколько десятков круглых стол в Москве и регионах России. Наработки по мере готовности публиковались в Интернете, а также издавались в печатном виде.
В начале 2011 года работа над проектом была завершена. Проект Избирательного кодекса был издан отдельной книгой. В поддержку проекта высказались многие эксперты в области выборов и общественники.
В феврале 2012 года пять депутатов Государственной Думы из фракции «Справедливой России» внесли разработанный проект в Государственную Думу. Однако проект был возвращен депутатам, поскольку Совет Думы счел, что его принятие потребует бюджетных расходов и потому необходимо заключение Правительства РФ. Позднее Правительство РФ в ответ на запрос «Справедливой России» подготовило отрицательный отзыв, и депутаты повторно вносить проект не стали.
В 2013 году, после того как Ассоциацию «Голос» начали преследовать из-за иностранного финансирования, Комитет гражданских инициатив на своем круглом столе обсудил проект Избирательного кодекса РФ и выразил ему свою поддержку.
В ноябре 2016 года А.Е. Любарев сделал доклад на организованной ЦИК России научно-практической конференции «Избирательная система России: опыт формирования и перспективы развития» (позднее доклад был опубликован в журнале «Гражданин. Выборы. Власть»). В июне 2017 года на сайте КГИ была опубликована аналитическая записка А.Е. Любарева «Возможные пути реформирования избирательного законодательства», в которой развивались идеи, заложенные в проекте Избирательного кодекса РФ.
С приходом в ЦИК России Э.А. Памфиловой идея создания Избирательного кодекса вновь стала обсуждаться в ЦИК. По предложению Э.А. Памфиловой под эгидой Администрации Президента РФ была создана рабочая группа по вопросам совершенствования избирательного законодательства, в которую был включен и А.Е. Любарев. Эта группа провела всего одно заседание 22 июня 2017 года.
В июле 2018 года Российский фонд свободных выборов (РФСВ), одним из учредителей которого является ЦИК России, заключил договор с факультетом политологии МГУ, в котором поручил последнему разработку проекта Избирательного кодекса Российской Федерации (или Кодекса о выборах и референдумах в Российской Федерации – вопрос о названии остался дискуссионным). К этой работе был также привлечен юридический факультет МГУ.
12 сентября в рамках III съезда Российского общества политологов прошел Международный круглый стол «О концепции Кодекса о выборах и референдумах в Российской Федерации». На нем выступили А.Е. Любарев с сообщением об опыте работы над проектом Избирательного кодекса РФ, С.Е. Заславский с сообщением о концепции и предполагаемой структуре Кодекса о выборах и референдумах, а также еще ряд российских и зарубежных экспертов. Из сообщений зарубежных экспертов следовало, что единого стандарта формы законодательных актов о выборах не существует. Из выступлений российских экспертов можно было понять, что главными проблемами являются неопределенность соотношения федерального и регионального регулирования выборов в субъектах РФ, а также громоздкость и запутанность действующего избирательного законодательства.
В отношении предполагаемой структуры Кодекса эксперты пока не пришли к единому пониманию. Но все сходятся в том, что одна из главных задач кодификации – обойтись без дублирования норм, и удачной будет такая структура, которая поможет избежать дублирования.
Проект Кодекса должен быть представлен к июлю следующего года.