| 
 
  2.2. Равное избирательное право 
 
 Принцип равного
 избирательного права, как и принцип
 всеобщего избирательного права, является
 одним из основных принципов, закрепленных
 в международных документах. Он
 провозглашается в статье 21 Всеобщей
 декларации прав человека, статье 25
 Международного пакта о гражданских и
 политических правах, статье 3 Конвенции о
 стандартах демократических выборов,
 избирательных прав и свобод в государствах
 – участниках Содружества Независимых
 Государств, пункте 7.3 Документа
 Копенгагенского совещания Конференции по
 человеческому измерению СБСЕ и др. 
 Так же как и всеобщее
 избирательное право, равное избирательное
 право непосредственно отмечено в
 Конституции РФ только в отношении выборов
 Президента РФ. Однако принцип равного
 избирательного права прямо следует из
 статьи 19 Конституции РФ и общепризнанных
 норм международного права, которые
 являются частью правовой системы
 Российской Федерации. 
 Принцип равного
 избирательного права закреплен в пункте 1
 статьи 3 и в статье 5 Федерального закона
 “Об основных гарантиях избирательных
 прав и права на участие в референдуме
 граждан Российской Федерации”. Отдельно
 в статье 39 того же закона отмечено
 равенство прав и обязанностей кандидатов. 
 В целом принцип равного
 избирательного права включает в себя: 
 
  - равное число голосов,
    предоставляемое избирателям;
 
  - равный вес голоса избирателя;
 
  - равенство прав кандидатов в
    процессе предвыборной конкуренции.
 
  
 Предоставление всем
 избирателям равного числа голосов
 неукоснительно соблюдалось на выборах в
 Российской Федерации за одним исключением.
 На выборах с использованием
 многомандатных избирательных округов
 законодательство допускает образование
 избирательных округов с разным числом
 мандатов, распределяемых в этих округах.
 При этом до 2000 г. обычной была практика, при
 которой избиратели имели столько голосов,
 сколько разыгрывалось мандатов. Таким
 образом, избиратели в разных избирательных
 округах имели на одних и тех же выборах
 разное число голосов.  Постановление
 Конституционного Суда РФ от 23 марта 2000 г.
 № 4-П  признало такую практику
 неконституционной1. В
 соответствии с этим постановлением уже в
 2001 г. на выборах Мурманской областной Думы
 и Законодательного Собрания Тверской
 области все избиратели имели один голос
 независимо от числа мандатов,
 распределяемых в избирательном округе. А в
 2002 г. требование о равном числе голосов на
 таких выборах было включено и в
 Федеральный закон “Об основных
 гарантиях избирательных прав и права на
 участие в референдуме граждан Российской
 Федерации”. 
 Равный вес голоса
 избирателя при выборах по мажоритарной
 избирательной системе обеспечивается
 главным образом равенством (примерным)
 избирательных округов по числу
 зарегистрированных избирателей. Согласно
 пункту 4 статьи 18 Федерального закона “Об
 основных гарантиях избирательных прав и
 права на участие в референдуме граждан
 Российской Федерации”, в одномандатных
 избирательных округах допускается
 отклонение числа избирателей от средней
 нормы представительства не более чем на 10%.
 Аналогичная норма установлена и для
 многомандатных избирательных округов2. 
 Однако закон
 предусматривает и ряд исключений из общего
 правила, причем круг и размер исключений
 был значительно расширен в 2003 г.3: 
 
  - в труднодоступных и отдаленных
    местностях допустимый размер отклонения
    для одномандатного округа составляет 30% (до
    2003 г. было 15%);
 
  - для того чтобы избежать
    разделения территорий муниципальных
    образований между разными округами,
    допустимый размер отклонения повышается
    до 20%;
 
  - при образовании избирательных
    округов на территориях компактного
    проживания коренных малочисленных
    народов допустимый размер отклонения
    может быть повышен до 40%4;
 
  - предельные нормы отклонений
    могут не применяться при образовании на
    территории автономного округа, входящего
    в состав другого субъекта РФ, одного
    одномандатного избирательного округа,
    включающего в себя всю территорию
    данного автономного округа – на
    выборах депутатов законодательного
    органа указанного субъекта РФ;
 
  - предельные нормы отклонений
    могут не применяться при выборах в
    федеральные органы власти5.
 
  
 Последнее исключение
 касается выборов депутатов
 Государственной Думы, где было
 предусмотрено образование на территории
 любого субъекта РФ не менее одного
 одномандатного избирательного округа. В
 силу значительных различий в численности
 населения субъектов РФ эта норма приводила
 к огромным расхождениям в числе
 избирателей в разных одномандатных
 избирательных округах. Так, на выборах
 депутатов Государственной Думы четвертого
 созыва наименьшее число избирателей (около
 12 тысяч) было в Эвенкийском одномандатном
 избирательном округе № 224, а наибольшее (около
 781 тысячи) – в Курганском одномандатном
 избирательном округе № 96. Таким образом,
 вес голоса избирателей Курганской области
 и Эвенкийского автономного округа
 различался примерно в 64 раза. Однако
 Конституционный Суд РФ в своем 
 постановлении от 17 ноября 1998 г. № 26-П
 признал такое неравенство соответствующим
 Конституции РФ. В постановлении отмечено,
 что “в целях сохранения целостности
 федеративного государства равное
 избирательное право может быть ограничено
 законом таким образом, чтобы гарантировать
 представительство субъектов Федерации с
 малочисленным населением и тем самым
 обеспечить надлежащий представительный
 характер и легитимность федерального
 парламента”6. 
 Что касается соблюдения
 принципа равенства кандидатов в процессе
 предвыборной конкуренции, то этот вопрос
 будет подробно проанализирован в  разделе
 2.8.3. 
  
 
 1 См.:
 Собрание законодательства РФ. 2000. № 13. Ст.
 1429.
 
 2 Отметим,
 что формулировка закона, касающаяся
 предельного отклонения числа избирателей
 в многомандатных округах, не точна.
 
 3 См.:
 Федеральный закон от 4 июля 2003 г. № 102-ФЗ (Собрание
 законодательства РФ. 2003. № 27. С. 2716).
 
 4 Отметим,
 что при допустимом 20%-ном отклонении
 размера округа от средней нормы
 представительства вес голоса у разных
 избирателей может различаться в 1,5 раза,
 при 30%-ной – в 1,86 раза, а при 40%-ной – в
 2,33 раза.
 
 5 Отметим,
 что пункт 1 статьи 3 Конвенции о стандартах
 демократических выборов, избирательных
 прав и свобод в государствах –
 участниках Содружества Независимых
 Государств в качестве исключений признает
 только труднодоступность и отдаленность
 местности и компактность коренных
 малочисленных народов или национальных
 меньшинств и этнических групп.
 
 6 Собрание
 законодательства РФ. 1998. № 48. Ст. 5969.
  
   |