| 
 
  С. А. Авакьян 
 
 Выборы и коррупция 
 
 Я хотел бы обсудить
 несколько вопросов, которые не прозвучали
 на конференции. 
 Первое. Мне думается, что
 выборы в России никогда не будут
 идеальными по той простой причине, что с
 самого начала они были задуманы как выборы
 с преимущественно частным финансированием.
 Выборы, которые проводятся на основе
 частного финансирования, обречены на то,
 чтобы быть коррумпированными выборами, и
 они обрекают представительную систему на
 то, чтобы быть коррумпированной. Потому что
 тот, кто пришел за свои деньги, он потом что-то
 должен сделать, чтобы эти деньги как-то
 себе вернуть. Тот, кто пришел на чужие
 деньги, должен сделать так, чтобы эти
 деньги ответно заработали. 
 Давайте об этом говорить
 напрямую. Я не знаю, в какой мере мы
 перейдем или вернемся к государственному
 финансированию, но частное финансирование
 в себе уже содержит коррупцию и никогда не
 поможет от нее избавиться. 
 Второй тезис. Говорили о
 партийных выборах все абсолютно правильно.
 Конечно, партийные выборы сами по себе –
 это откат, это неправильная система, это
 нарушает наши права по Конституции и так
 далее, позвольте не повторяться. Но есть
 еще один момент, о котором на конференции
 ни слова не сказали. Ведь партии
 компенсируют себе свои расходы за счет
 федерального бюджета. А кто в этот бюджет
 платит деньги? Вы не пойдете на выборы, а из
 ваших налогов все равно им отдадут деньги
 на компенсацию их расходов. Вот это мне
 вообще не понятно. Я могу не пойти на выборы,
 но я должен компенсировать их расходы. На
 каком основании, по какой логике с меня,
 гражданина Российской Федерации, берут
 деньги на то, чтобы финансировать тех, кого
 я не люблю. Это невозможно. Это же не дети,
 не бедные семьи, не инвалиды. 
 Третий важный момент.
 Есть такое понятие, как порог
 представительности. При 20% явки выборы
 считаются состоявшимися. А мы говорим, что
 у нас есть представительные учреждения. И
 Государственная Дума, и другие
 представительные органы – это
 представительные учреждения. Для кого? Для
 нас, народа. Какая это представительность?
 Это игры тех, кто участвует, самих с собою
 же. 
 Четвертый тезис. Здесь я
 могу оказаться несколько консервативным
 по отношению к тому, что я слышал. Но я думаю,
 об этом надо тоже говорить. Я не люблю такой
 демократический шум о том, что отказ от
 выборов кого-то – это уже откат от
 демократии. Вот отменили прямые выборы
 глав исполнительной власти субъектов
 Федерации, и все, это уже плохо? Плохо
 потому, что были выборы, это было
 представительство народа? В 1996 г., когда
 этот вопрос рассматривался в
 Конституционном Суде, я был представителем
 стороны, которая проиграла этот процесс. Я
 говорил, что разделению властей не
 препятствуют ни прямые выборы, ни выборы
 Законодательным Собранием, если это выборы
 и если есть гарантии для того, кто избран:
 чтобы не было так, что его сегодня избрали,
 а завтра выкинули с должности. 
 Вот в чем заключается
 разделение властей. Каждый занимается
 своим делом, независимо от того, каким он
 способом получил полномочия. Почему-то
 никто не говорит о том, что и
 Конституционный Суд, и другие высшие суды
 формируются тоже представительной
 системой, и Президент предлагает
 кандидатуры соответствующего уровня. И мы
 не говорим, что это нарушение принципа
 разделения властей. Потому что мы исходим
 из того, что эти органы, сформированные,
 например, Советом Федерации, выполняют
 свои функции, установленные Конституцией и
 законодательством, и никакого покушения на
 разделение властей здесь нет. 
 А при прямых выборах
 губернаторов что в итоге получилось? А то,
 что зачастую приходили люди на должности
 губернаторов с помощью денег, коррупции,
 подкупа избирателей, местных партий и так
 далее. И что дальше? Да ничего. Они что,
 работают для избирателей, которые за них
 проголосовали? Не работают. И в этом плане
 нам нужно думать не о том, что вот изменился
 порядок, а о том, что в этом порядке
 страшного, а что в этом порядке не
 страшного. Вот эти вопросы надо решать. И
 вообще система, когда какие-то выборы
 проводятся, какие-то отменяются, а потом
 опять к ним приходим, это в принципе
 нормальная система, потому что общество,
 развиваясь, что-то выбирает, от чего-то
 отказывается, и надо просто на это смотреть
 достаточно критично. Выборы губернаторов,
 отмена которых тут оспаривается как якобы
 недемократичная, они, на самом деле, не
 существуют во многих западных странах,
 которые у нас привыкли использовать в
 качестве эталона. Там тоже не избирает
 население этих самых глав исполнительной
 власти провинций. Их избирают
 законодательные собрания. Ничего, с этим
 можно как-то еще примириться. 
 И еще один тезис. Мы
 должны отказываться, в том числе и в
 избирательном законодательстве, в
 избирательной практике, от тех процедур,
 которые себя не оправдывают и которые
 заведомо ведут к коррупции. Например, сбор
 подписей – это всегда коррупция. Это
 всегда сложно проверить. 
 Давайте уж тогда
 говорить так: раз вы хотите участвовать в
 выборах, пусть от этого будет польза людям.
 40% населения в стране находится за чертой
 бедности. 108 миллионов у нас электорат,
 избиратели. Значит, 40 миллионов из них
 находится за чертой бедности. Добавьте еще
 миллионов 25, которые более или менее на
 грани существуют, получается, что около
 70–75 миллионов населения страны –
 вообще необеспеченные или условно
 обеспеченные люди, а это электорат. А
 выборы – это игры тех, которые
 обеспечены деньгами. Я в свое время в одной
 из своих статей сказал: давайте тех, кто
 идет на выборы в качестве кандидатов в
 депутаты, заставим такую же сумму, какую
 они платят как избирательный залог, внести
 в государственный бюджет. Чтобы, по крайней
 мере, оттого, что они в выборах участвуют,
 выиграл бюджет! Эти деньги пойдут на армию,
 на социальные нужды и так далее. 
 Или еще один момент.
 Здесь был блестящий
 доклад о статусе политических партий. Но
 приводится пример: приходят в 11 часов
 вечера милиционеры, требуют открыть дверь
 и спрашивают: а вы член такой-то партии или
 нет? Это, конечно, плохо. Но почему-то о
 другом не сказали: приходят на регистрацию
 и приносят фальшивые списки тех, кто не
 являются членами партии. Это ведь тоже не
 очень хорошо. 
 Для того, чтобы стать
 членом партии, оказывается, достаточно
 прийти, записаться, сообщить о себе данные
 и так далее. А ведь можно и не прийти. Но
 возьмут по регистрационному учету данные о
 людях и сделают их членами партии. Подписи-то
 на выборах ведь подделывают, также и
 заявления о вступлении в партию можно
 подделать. Поэтому давайте уж, если мы
 говорим, что норма существует, найдем
 варианты ее реализации. Да, говорят, вот в
 Ульяновске заставили всех, тогда еще на тот
 период, 100 членов партии, которые в этом
 отделении партии состоят, явиться на
 регистрацию, чтобы доказать, что вот они,
 живые. В Петербурге заставили прийти на
 регистрацию тех, кто создал партию, а
 некоторые уже ушли в иной мир и,
 естественно, прийти не могли. Бывает и
 такое. Но, тем не менее, надо решать вопросы. 
 Я хотел бы закончить
 свое выступление словами, которые каждому,
 кто в моем возрасте, хорошо известны, да и
 тем, кто помоложе, тоже. Это слова Ленина. Он
 говорил следующее: смысл буржуазного
 парламентаризма заключается в том, чтобы
 избиратели один раз в несколько лет решали,
 какой представитель господствующего
 класса будет угнетать народную массу. В
 этом определении пару слов надо заменить
 на нечто сегодняшнее. Насчет угнетать
 народную массу – это, конечно, не пройдет.
 Угнетения вроде нет. Но можно было бы
 сказать: определить тех, кто придет в
 парламент для того, чтобы пренебрегать
 народными массами. Это будет абсолютно
 соответствовать действительности. 
  
   |