5.3. Заградительный барьер и
 уровень представительности
 Как отмечалось ранее (см.
 2.3.5), одним из главных недостатков
 сложившейся системы выборов депутатов
 Государственной Думы является низкий
 суммарный процент голосов, получаемых
 списками, которые допускаются к
 распределению мандатов. Этот показатель
 можно смело называть «уровнем
 представительности» той части
 законодательного органа, который
 избирается по пропорциональной системе.
 Прошедшие с декабря 2003
 г. по май 2005 г. выборы в 32 субъектах
 Федерации позволяют сделать анализ уровня
 представительности «пропорциональной»
 части региональных ассамблей.
 Как видно из  табл.
 5.9, в
 большинстве регионов уровень
 представительности оказался достаточно
 высоким: в 11 более 80% и еще в 12 – от 75 до 80%.
 Еще в 5 регионах этот показатель лишь
 немного не дотянул до 75%. И только в 4
 субъектах Федерации (Республика Калмыкия,
 Владимирская, Свердловская и Ульяновская
 области) уровень представительности
 получился довольно низким.
 Нетрудно заметить, что
 основное влияние на уровень
 представительности оказывают три фактора:
 величина заградительного барьера, число
 списков в избирательном бюллетене и
 уровень голосования против всех списков (а
 также процент недействительных бюллетеней).
 Крайне низкий уровень
 представительности в Калмыкии, без
 сомнения, обусловлен завышенным барьером:
 если бы барьер был 5%-ным, этот уровень
 поднялся бы до 67,1%, а при 3%-ном барьере – до
 80%. Во Владимирской области 7%-ный барьер
 также привел к снижению
 представительности: при 5%-ном барьере ее
 уровень составил бы 75,7%.
 Более подробно влияние
 величины заградительного барьера на
 уровень представительности исследовано в 
 табл. 5.102.
 Видно, что 10%-ный барьер во многих случаях
 не обеспечивает сколько-нибудь
 приемлемого уровня: в 4 случаях списки,
 преодолевшие этот барьер, получили менее
 50%, и еще в 7 случаях они получили от 50 до 60%.
 Кроме того, в 4 случаях 10%-ный барьер удалось
 преодолеть всего одному списку.
 Что касается 7%-ного
 барьера, то лишь в одном случае он не
 позволил бы обеспечить 60%-ный уровень
 представительности. Однако еще в 12 случаях
 этот уровень был бы ниже 70% и еще в трех –
 между 70 и 75%. Таким образом, видно, что и 7%-ный
 барьер недостаточен для обеспечения
 приемлемой степени представительности.
 Пятипроцентный барьер,
 очевидно, более приемлем. Лишь в двух
 случаях он не позволил бы достичь 70%-ного
 уровня представительности и еще в 7 случаях
 – 75%-ного уровня. При этом во всех случаях
 данный барьер преодолели не менее двух
 списков.
 И все же мы видим, что в
 отношении степени представительности 3%-ный
 барьер имеет существенные преимущества
 перед 5%-ным. Наименьший уровень
 представительности для 3%-ного барьера (74,8%)
 получился в Ярославской области, во всех
 остальных случаях этот уровень
 оказывается выше 75%, причем для большинства
 случаев – выше 80%.
 Существенно повысить
 уровень представительности сверх 80% часто
 не представляется возможным из-за высокого
 уровня протестного голосования, а также
 большого числа недействительных
 бюллетеней (см. 5.2). Так, в Таймырском (Долгано-Ненецком)
 автономном округе все 4 участвовавших в
 выборах списка преодолели даже 10%-ный
 барьер. Однако в сумме эти списки получили
 лишь 77,3% голосов, так как 20% избирателей
 проголосовали против всех списков (и еще 2,7%
 опустили недействительные бюллетени).
 Негативную роль играет
 и слишком большое количество участвующих в
 выборах списков, поскольку списки-аутсайдеры
 отнимают голоса друг у друга и у лидеров, а
 в результате полученные этими списками
 голоса «пропадают». Так, в регионах с
 наиболее низкими значениями уровня
 представительности число списков было
 среди самых больших: по 10 в Калмыкии и
 Ульяновской области, 9 – в Свердловской
 области. Наибольшее число списков (11) было в
 Сахалинской и Тульской областях, и здесь
 также уровень представительности был
 невелик (меньше 75%).
 В то же время можно
 видеть, что попытки искусственного
 сокращения конкуренции (особенно за счет
 устранения списков, претендующих на роль
 лидеров) не приводят к существенному
 повышению уровня представительности,
 поскольку в этом случае растет протестное
 голосование. Как уже отмечалось, высокий
 уровень голосования против всех списков во
 Владимирской области связан с отказом в
 регистрации списка партии «Родина», в
 Свердловской области – с отказом в
 регистрации ряда избирательных блоков (в
 том числе «СПС + Яблоко»).
 Таким образом, очевидно,
 что к негативным последствиям – росту
 протестного голосования и в результате к
 снижению реальной представительности
 избираемого органа – ведет и слишком
 низкая (особенно в случаях принудительного
 недопуска на выборы тех или иных списков), и
 слишком высокая (особенно среди
 политически близких списков) конкуренция
 на выборах.