| 
                          
                           ИВАНЧЕНКО:
                          Так, спасибо, Алексей.
                          Уважаемые коллеги, мы,
                          наверное, такой порядок
                          установим: будем давать слово
                          эксперту, слово - политику,
                          чтобы нам как-то обогащать и
                          органы государственной
                          власти, чтобы они, так сказать,
                          с экспертами полемизировали.
                          Но первенство отдается
                          всегда тому, кто первый
                          записался. Дмитриев Юрий
                          Альбертович, пожалуйста, вам
                          слово. Он первый, приславший
                          нам записочку. 
                          
                          ДМИТРИЕВ:
                          Уважаемые коллеги. Я считаю,
                          что заявление подобного
                          проекта, оно не только
                          необходимо, своевременно, но
                          и политически и юридически
                          оправданно. Проблема в форме
                          акта. Я знаю, что классические
                          юридические школы, Наталья
                          Александровна Богданова,
                          представляющая здесь кафедру
                          Конституционного права МГУ, и
                          Галина Дмитриевна
                          Садовникова, кафедра
                          Конституционного права
                          Юракадемии, они исходят из
                          того, что Конституция дает
                          исчерпывающий перечень
                          федеральных конституционных
                          законов. 
                          Я лично
                          придерживаюсь другой позиции
                          в этом вопросе. Во-первых,
                          Конституция сама по себе
                          нигде не говорит о том, что
                          этот перечень исчерпывающий.
                          Второе. Мне представляется,
                          что за 10 лет, которые пережила
                          Конституция, и эта страна,
                          явно возникла необходимость
                          в неких политических
                          коррективах, которые нужно
                          облекать в юридические формы,
                          и, следовательно, есть два
                          пути: либо ревизовать
                          Конституцию, на что вряд ли
                          кто-либо сегодня пойдет, либо
                          дополнять ее новыми
                          федеральными
                          конституционными законами,
                          что, в общем, на мой взгляд,
                          более перспективно. 
                          Разумеется,
                          последнее слово в этом споре
                          принадлежит не ученым, а
                          единственному толкователю
                          Конституции - это
                          федеральному
                          Конституционному суду. И,
                          очевидно, первое, с чего надо
                          начать - это проявить
                          инициативу, она может быть
                          случайной, по любому другому
                          вопросу, и запросить
                          Конституционный суд на
                          предмет о том, можно ли
                          разрабатывать и принимать
                          федеральные конституционные
                          законы в рамках перечня, не
                          предусмотренного
                          Конституцией. Это первое, что,
                          на мой взгляд, необходимо
                          сделать с тем, чтобы
                          обезопасить прохождение
                          этого законопроекта. Это
                          основное. 
                          Далее.
                          Почему, на мой взгляд,
                          необходимо принятие
                          федерального
                          конституционного Закона о
                          Федеральном Собрании
                          Российской Федерации. Мы с
                          вами знаем о том, что помимо
                          всех остальных атрибутов,
                          которыми обладает
                          Федеральное Собрание,
                          основная его задача, основная
                          цель его деятельности - это
                          все-таки законотворчество. 
                          И мы знаем
                          о том, что законотворчество в
                          нашей стране может
                          осуществляться в двух формах
                          -парламентской деятельности
                          и в форме референдума.
                          Референдум как технология
                          определен федеральным
                          конституционным законом.
                          Почему другая технология
                          должна быть определена иным
                          законом или определена
                          только Конституцией. Вот это
                          та зацепка, на которой я бы
                          построил полемику с
                          Конституционным судом. Если
                          необходимо, я готов, принять
                          практическое участие в
                          подготовке подобных запросов. 
                          Теперь о
                          проекте. В целом положительно
                          оценивая данный текст, мне
                          все-таки представляется, что
                          он грешит юридическим
                          несовершенством, как с точки
                          зрения формулировок, так и с
                          точки зрения предмета.
                          Некоторые вопросы, которые
                          авторы попытались решить в
                          данном проекте, можно и нужно
                          было бы решить в иных
                          нормативно-правовых актах по
                          их юридической, отраслевой
                          принадлежности. 
                          Ниже я
                          поясню, что я имею в виду.
                          Теперь конкретные замечания
                          по тексту. Статья 3 - "Принципы
                          деятельности", где авторы
                          пытаются подчеркнуть
                          иерархию нормативно-правовых
                          актов. Действительно,
                          иерархия нормативно-правовых
                          актов - это дело необходимое,
                          ее надо определять,
                          устанавливать, но это не
                          природа данного закона. 
                          Я думаю,
                          что доказывать, что
                          Конституция выше
                          федерального
                          конституционного,
                          федеральный конституционный
                          выше федерального закона, это
                          не задача данного закона и
                          это не открытие для
                          юриспруденции. Мне кажется,
                          что основным принципом,
                          который здесь должен
                          заменить это словоблудие, это
                          принцип законности, потому
                          что не только действующую
                          Конституцию и законы должно
                          соблюдать, Федеральное
                          Собрание, но и иные
                          нормативно-правовые акты. 
                          У нас есть
                          некое обобщенное понятие -
                          законодательство. Вот и
                          дальше можно спорить,
                          насколько Федеральное
                          Собрание должно соглашаться,
                          или не соглашаться с Указами
                          Президента, с постановлениям
                          правительства и так далее. Но
                          принцип законности здесь
                          должен быть, на мой взгляд,
                          соблюден. 
                          Статья 4 -
                          "О принципах формирования".
                          Во-первых, мне не понятно,
                          куда делся пункт 3, видимо, в
                          процессе работы он был
                          утрачен. А мне кажется, что в
                          этом пункте должна быть
                          раскрыта природа порядка
                          формирования
                          Государственной Думы. Вот это
                          было бы здесь необходимо. Вот
                          сюда и вернуть соотношение
                          хотя бы 50 на 50, которое давно и
                          упорно отстаивается, лучшими
                          представителями
                          юридического сообщества,
                          собравшимися в этом зале. Я
                          имею в виду Виктора
                          Леонидовича Шейниса. 
                          Причем,
                          здесь вновь упомянут
                          Избирательный кодекс. К
                          сожалению, сегодня
                          избирательная комиссия
                          пробуксовывает. Мы уже
                          который год пытаемся
                          добиваться от Вешнякова:
                          давай кодекс. Его пока нет. Я
                          боюсь, что если рано или
                          поздно Центральная
                          избирательная комиссия все-таки
                          реализует идею
                          Избирательного кодекса,
                          тогда вот это наше сообщество
                          будет бодаться с ним так же
                          как бодались с проектом
                          Закона о выборах депутатов
                          Госдумы. Поэтому может быть,
                          надо найти какие-то небольшие
                          копейки, собрать группу и
                          разработать этот проект... 
                          
                          ИВАНЧЕНКО:
                          Самим?
                          
                          ДМИТРИЕВ:
                          Самим, самим. И внести его на
                          опережение, и там забить все
                          ключевые моменты
                          избирательной системы. По
                          крайней мере, мы сработаем на
                          опережение и, я не говорю, что
                          мы заставим всех считаться с
                          этим текстом, но, по крайней
                          мере, тот же самый Владимир
                          Александрович Рыжков, если он
                          будет согласен с теми
                          основными его положениями, он
                          мог бы этот кодекс внести. 
                          А крыть-то
                          нечем, другого-то нет. И
                          плохой закон, он всегда лучше,
                          чем его отсутствие. 
                          
                          Далее,
                          на мой взгляд, в 4-ой Статье
                          надо обязательно закрепить
                          систему формирования,
                          Государственной Думы - это
                          принципиальный и очень
                          важный, на мой взгляд, момент.
                          6 Статья -
                          "Законодательная
                          инициатива". Мне все-таки
                          кажется, что надо начать с
                          того, что законопроекты
                          вносятся в Госдуму, то есть
                          часть 2-ую поднять выше, а уже
                          потом перечислять субъекты
                          законодательной инициативы.
                          Потому что мы должны понять,
                          куда, а потом уже кто вносит
                          проект. Ну, и при всем моем
                          неуважении к действующему
                          Генеральному прокурору, мне
                          кажется, что все-таки надо ему
                          дать право законодательной
                          инициативы. 
                          Далее.
                          Статья 8 -"Парламентские
                          объединения". Часть 5 -
                          Депутатское объединение,
                          сформированное на основе
                          политической партии. Мне не
                          очень понятно, что это такое.
                          Наверное, оно сформировано из
                          членов политической партии. 
                          И вот здесь,
                          здесь мы решим
                          принципиальный вопрос: может
                          ли не член партии пройти по
                          спискам в Думу. 
                          РЫЖКОВ:
                          Сейчас, по-моему, может, по
                          последней редакции. 
                          
                          ДМИТРИЕВ:
                          Сейчас может.
                          
                          РЫЖКОВ:
                          Да.
                          
                          ДМИТРИЕВ:
                          Так вот, вы забейте невзначай
                          члена, а потом давайте
                          протолкуем, а кто такой член
                          партии? А это тот, который
                          имеет партбилет, и все. Тем
                          самым отсеем всех лишних. То
                          есть вот здесь четко
                          определить, а что же это такое
                          - субъект политической партии,
                          который потом становится
                          частью фракции.
                          Далее. Мне
                          не очень понятно, кто такие в
                          части 6-ой депутаты, выбывшие
                          из фракции. Выбывшие, это что -
                          выгнанные, вышедшие, умершие?
                          Вот здесь бы как-то тоже
                          определить, может ли фракция
                          выводить из своего состава? 
                          
                          РЫЖКОВ:
                          Может быть, лучше - не
                          состоящий во фракции, вообще
                          его обойти? 
                          
                          ДМИТРИЕВ:
                          Это надо сесть и отдельно
                          понять, а что вы имели в виду
                          под термином "выбывший"
                          и сформулировать юридически
                          точно. Дабы избавить себя от
                          бесконечного количества, в
                          том числе и судебных споров.
                          По второй
                          Главе. Структура называется
                          "Деятельность палат". Я
                          согласен, что она должна быть
                          расписана примерно так. Но
                          мне кажется, что все-таки надо
                          ввести в параллель не
                          соструктурные подразделения,
                          а палату в целом. То есть
                          сначала сформулировать все
                          статьи, касающиеся Совета
                          Федерации, а потом все статьи,
                          касающиеся Государственной
                          Думы. Тогда мы сможем уйти от
                          аналогии статей и
                          предусмотреть различные
                          особенности статуса
                          структурных подразделений
                          каждой из палат. А они, на
                          самом деле, различны, и это
                          здесь необходимо отразить. 
                          Статья 16 -
                          "Заседание палат", я
                          считаю, что с этого надо
                          начинать. Мы создали
                          Федеральное Собрание,
                          начались заседания. Вот с
                          этого начинается
                          деятельность парламента.
                          Поэтому статья о заседаниях
                          палат, она должна вообще
                          возглавлять всю эту Главу о
                          структуре. А уже потом начали
                          делить какие-то фракции,
                          группы, так сказать, детали. 
                          Я целиком и
                          полностью согласен с идеей
                          закрепления в данном законе
                          статуса парламентской
                          оппозиции. Мне кажется, что ее
                          статус должен быть закреплен
                          в законе, а проект закона
                          весьма примитивен.
                          Парламентская оппозиция
                          составляет фракции,
                          депутатские группы,
                          заявившие в своей
                          предвыборной программе о
                          своей оппозиционности к
                          официальному курсу,
                          проводимому президентом. То
                          есть если следовать этой
                          логике, любой сказавший, что
                          президент не прав, становится
                          оппозицией. Но ведь если мы
                          говорим о конструктивной
                          оппозиции, то не отрицаем, что
                          президент иногда не прав?
                          Есть какая-то часть его
                          деятельности, которая все-таки
                          отвечает представлениям даже
                          крайней оппозиции,
                          соответствует ее чаяниям и
                          желаниям. И мне кажется, что
                          все-таки задача оппозиции не
                          в том, чтобы противопоставить
                          себя президенту, а в том,
                          чтобы предложить иной путь
                          развития страны. Это не факт,
                          что он обязательно должен
                          расходиться в позициях с
                          президентом. 
                          Поэтому, на
                          мой взгляд, оппозицию надо
                          определить не на стадии
                          предвыборной кампании, а
                          внутри парламента. Именно там
                          и только там возникает
                          оппозиция, а не на стадии
                          предвыборной агитации. Это
                          первое. 
                          Второе.
                          Порядок определения
                          руководителей структурных
                          подразделений палат
                          Парламента. Часть
                          возглавляется лидерами
                          официальной власти, часть
                          возглавляется лидерами
                          оппозиции. На мой взгляд, это
                          тоже механическое деление. А
                          почему вы предполагаете, что
                          обязательно есть
                          парламентское большинство и
                          лишь одна ему оппозиция. А
                          если их две, а как вы между
                          ними будете делить эти
                          портфели? 
                          То есть
                          здесь нужна более сложная
                          схема. 
                          
                          РЫЖКОВ:
                          Там есть пакетный принцип
                          дальше.
                          
                          ДМИТРИЕВ:
                          Да, более тонкая технология. И
                          все-таки в основе ее должна
                          лежать математика, а не
                          принцип просто деления: ты -
                          левый, ты - правый. Здесь нужно
                          более тонко к этому подойти.
                          Далее. Об иных гарантиях
                          деятельности парламентской
                          оппозиции. А каким иным
                          законом, вы предполагаете,
                          должны устанавливаться
                          гарантии деятельности
                          парламентской оппозиции? Мы
                          говорим о том, что
                          парламентская оппозиция - это
                          элемент структуры парламента.
                          В силу
                          этого вот здесь этим законом
                          должны быть установлены
                          исчерпывающие гарантии ее
                          деятельности. Все остальное -
                          Закон о политических партиях,
                          Закон о выборах, Система
                          избирательных законов, Закон
                          о средствах массовой
                          информации, они гарантируют
                          более высокий статус
                          политических гарантий, право
                          любого высказывать свое
                          мнение, любого реализовать
                          свое право на объединение.
                          Права парламентской
                          оппозиции, они только внутри
                          парламента, а уже другой
                          вопрос - как вы здесь
                          выстроите внутри отношения
                          со СМИ и с иными выходами из
                          парламента. 
                          На мой
                          взгляд, в этом законе должны
                          быть предоставлены эти
                          гарантии исчерпывающим
                          образом. 
                          То же самое
                          касается Статьи 22-й "Парламентская
                          оппозиция" - "Осуществлять
                          оппозиционную деятельность в
                          иных формах". А каких? То
                          есть, вы делегируете
                          парламентской оппозиции
                          любую возможность выражения
                          своей позиции в любой форме?
                          Не запрещенной законом? Но у
                          вас же иммунитет?! То есть, вы
                          понимаете, что это -- в общем,
                          на грани беспредела. Я не
                          против оппозиции, просто это
                          нужно более четко
                          прописывать, потому что на
                          этом закон будут ловить и
                          пытаться топить. Именно по
                          таким мелочам. 
                          Теперь -
                          смотрите, Статься 23-я "Информирование
                          о деятельности парламентской
                          оппозиции". Вы
                          ограничиваете список
                          источников двумя средствами
                          массовой информации.
                          Российская газета, Интернет.
                          Ну, во-первых, есть "Парламентская
                          газета", которая
                          юридически является органом
                          оппозиции. Правильно? Это
                          сегодня так. 
                          РЫЖКОВ:
                          Почему оппозиции? Парламента. 
                          
                          ДМИТРИЕВ:
                          "Парламентская газета" -
                          мы ее вместе с А.И. Лукьяновым
                          создавали - это газета
                          оппозиции.
                          
                          РЫЖКОВ:
                          Да что вы говорите такое? Вы
                          ее читали?
                          
                          ДМИТРИЕВ:
                          Это другой вопрос.
                          
                          РЫЖКОВ:
                          Путиным начинается и Путиным
                          заканчивается.
                          
                          ДМИТРИЕВ:
                          Но это же не значит, что это не
                          орган оппозиция. (Смех в зале)
                          На мой взгляд, во всяком
                          случае, надо как-то более
                          корректно решить этот вопрос.
                          Во всяком случае, не
                          устанавливать исчерпывающий
                          перечень.
                          Теперь, что
                          касается неприкосновенности
                          членов Совета Федерации и
                          депутатов, Статья 26-я. В
                          принципе механизм прописан
                          достаточно хорошо. Гораздо
                          лучше, чем в действующем
                          Законе о статусе. Но это не
                          природа данного закона. Это
                          все надо переносить в УПК. Да,
                          в Уголовно-процессуальный
                          кодекс. 
                          
                          РЫЖКОВ:
                          А не снизится защита в этом
                          случае, если из ФКЗ в ФЗ
                          перенести? УПК меняется
                          каждую неделю.
                          
                          ДМИТРИЕВ:
                          А это уже будет зависеть от
                          вас.
                          
                          РЫЖКОВ:
                          Нет, нет, нет.
                          
                          ДМИТРИЕВ:
                          А вы считаете, что если завтра
                          гарантии перенести в
                          Конституции, то вас не будут
                          стрелять на месте? Я думаю,
                          что это вряд ли гарантия. То
                          есть, иными словами, вот это
                          многословие надо класть на
                          общую правовую базу, на общие
                          гарантии прав человека,
                          закрепленные Уголовно-процессуальным
                          кодексом, поднимая
                          юридическую защиту депутатов
                          Госдумы и членов Совета
                          Федерации. И, кстати, не
                          только их, а и иных субъектов
                          публичной власти.
                          Ну, и,
                          пожалуй последние два
                          замечания. Парламентский
                          запрос. "Должностное лицо,
                          которому направлен запрос,
                          должно дать ответ по существу".
                          Это важно (статья 33). 
                          Мне
                          кажется, что как в
                          действующем
                          законодательстве об
                          обращении граждан, так и в
                          этой статье не дана суть
                          ответа на запрос. Ее надо
                          сформулировать таким образом
                          - чтобы обязать должностное
                          лицо, которому направлен,
                          дать единственно возможный
                          вариант ответа. По существу. И
                          предусмотреть здесь же
                          ответственность за его
                          неисполнение или за
                          диффамацию. Вот тогда
                          парламентский запрос
                          приобретет какую-то
                          практическую значимость. 
                          Ну, и
                          последнее - это парламентские
                          расследования. Я вижу, что
                          авторы попытались определить
                          объект этих расследований.
                          Это 39-я и 40-я Статья. Правильно,
                          очень продуктивная, на мой
                          взгляд, попытка. Но здесь надо
                          установить соотношение
                          парламентских и
                          общеуголовных расследований
                          и взаимосвязь между ними.
                          Ведь понимаете, почему по
                          итогам работы парламентской
                          комиссии А.А. Собчака никто не
                          было наказан? Там людей по
                          голове крушили саперными
                          лопатками, а вот материалы
                          эти не имели никакой
                          юридической значимости
                          только потому, что связь
                          между тогдашним
                          конституционным
                          законодательством и
                          действовавшим УПК - ее не
                          существовало. И вот эту связь,
                          на мой взгляд, здесь надо
                          установить. Что материалы,
                          выявленные парламентской
                          комиссией, подлежат проверке
                          уполномоченными на то
                          органами, и в случае, если
                          факты подтвердились, то
                          дальше пошло общее уголовное
                          преследование. Вот тогда из
                          этого парламентского
                          расследования вырастет хоть
                          какой-то толк. 
                          
                          В целом
                          я считаю, что это абсолютно
                          плодотворная инициатива, над
                          ней надо работать, причем
                          работать очень быстро.
                          Учитывая, пока президент
                          пытается заигрывать с
                          оппозицией, быстренько
                          вгонять туда, куда нужно.
                          Спасибо.
                          
                          ИВАНЧЕНКО:
                          Спасибо, уважаемые коллеги.
                          Как и обещал - представителям
                          партии. "Народная партия",
                          Жебровский Станислав
                          Михайлович, заместитель
                          руководителя аппарата партии,
                          вам слово.
                          
                          ЖЕБРОВСКИЙ:
                          Уважаемые коллеги, я
                          попытаюсь рассмотреть этот
                          закон, но не с точки зрения
                          тех людей, которые находятся
                          в Государственной Думе и из
                          нее готовят закон, а с точки
                          зрения избирателя, то есть
                          человека, который находится
                          вне Государственной Думы. 
                          Итак, как
                          человек со стороны, раз в
                          четыре года я свое право на
                          управление передаю в день
                          выборов некой политической
                          партии. Я уже говорю только о
                          политической партии, потому
                          что, ну, закон такой уже
                          фактически принят, и вряд ли
                          он будет в ближайшее время
                          изменен. 
                          Так вот, я
                          передал свое право. Что меня
                          дальше интересует? Как
                          выполняет партия свои
                          обязательства. Все слова,
                          которые политические лидеры
                          произносят, где-то выступая, --
                          это, извините, зачастую в
                          какой-то степени словоблудие.
                          Говорится одно, а делается
                          другое. Такое бывает. А вот
                          голосование в Госдуме - это
                          юридический документ.
                          Поэтому считаю, что нужно на
                          законодательном уровне
                          внедрить, чтобы во всех
                          информационных документах, и
                          в том же Интернете, были
                          представлены результаты
                          голосования, расписанные по
                          политическим объединения, по
                          партиям. 
                          
                          РЫЖКОВ:
                          Кстати, можно одно добавление?
                          
                          ЖЕБРОВСКИЙ:
                          Да, конечно.
                          
                          РЫЖКОВ:
                          У нас интересная ситуация.
                          Если голосование в Думе
                          доступно - то есть депутаты
                          берут распечатку и передают
                          журналистам, журналисты
                          публикуют - Совет Федерации,
                          как вы знаете, вообще
                          голосует анонимно.
                          
                          ЖЕБРОВСКИЙ:
                          Да.
                          
                          РЫЖКОВ:
                          И вот потребовать в ФКЗ, чтобы
                          голосования и верхней палаты
                          были доступны гражданам - это
                          исключительно важно. Потому
                          что мы не знаем, как они там
                          голосуют. Почему это
                          сложилось, я, например, не
                          понимаю. Но так...
                          
                          ЖЕБРОВСКИЙ:
                          Ну, сложилось... С одной
                          стороны, мы знаем, что
                          Государственная Дума приняла
                          решение не публиковать в
                          Интернете результаты
                          голосования, так сказать, в
                          привязке к каждому закону.
                          Вот что происходит.
                          
                          ИВАНЧЕНКО:
                          У нас Статья есть 325...
                          
                          ЖЕБРОВСКИЙ:
                          Да. Но вот здесь нам нужно, я
                          говорю, даже в стенограммах
                          необходимо публиковать не
                          общие результаты голосования,
                          а расписанные по партиям. Я
                          опять привлекаю ваше
                          внимание, что здесь идет речь
                          и об информационном
                          обеспечении той же
                          оппозиционной деятельности.
                          Вы посмотрите, что в
                          Государственной Думе
                          произошло. Вот эти
                          стенограммы заседаний, если
                          год или полтора назад они
                          выпускались тиражом, по-моему,
                          1300-1400 экземпляров, то сейчас -
                          750. В два раза уменьшилось.
                          
                          РЫЖКОВ:
                          И нет в Интернете?
                          
                          ЖЕБРОВСКИЙ:
                          Ну, они есть в Интернете. Но
                          это уже сложнее. Не все люди
                          имеют доступ в Интернет. Но и
                          там нет результатов
                          голосования. Поэтому во всех
                          стенограммах нужно
                          публиковать и это должно быть
                          заложено в конституционном
                          законе, чтобы не было такого
                          лихого желания, так сказать,
                          каждой Думе легко менять
                          правило игры. Форму, в какой
                          это можно сделать, я могу
                          предложить потом.
                          Второе.
                          Нужно, чтобы публиковались
                          также выступления от фракций
                          - лидеров или кому поручено
                          выступить по данному закону -
                          с изложением позиции и
                          причинами, почему фракция
                          поддержит или не поддержит
                          данный закон. 
                          Здесь
                          привлекаю внимание к одной
                          проблеме, которая существует.
                          Вот посмотрите - прочитайте
                          стенограмму заседаний. Вы,
                          что-нибудь поймете? При
                          обсуждении закона очень
                          часто депутаты могут
                          говорить о чем угодно, но
                          ничего не скажут о законе. Это
                          не относится к
                          присутствующему здесь
                          Владимиру Александровичу. Я
                          прочитал несколько его
                          выступлений, эти законы на
                          отклонение шли, но мне было
                          ясно, по крайней мере, почему
                          они отклоняются. Потому что
                          выступление было
                          содержательное. К сожалению
                          таких содержательных
                          выступлений в Госдуме
                          единицы. Значит, к
                          выступлениям депутатов
                          должны предъявляться
                          определенные требования.
                          Может быть, эти требования
                          следует даже заложить в закон
                          как некую депутатскую этику,
                          потому что иначе - что
                          публиковать? 
                          А
                          публиковать следует и
                          результаты голосования и
                          выступления. Это необходимо и
                          рядовым избирателям, и
                          средствам массовой
                          информации в регионах. Не
                          секрет, что региональные СМИ
                          не имеют своих
                          представителей в Москве, да и
                          через Интернет они не могут
                          разобраться - прочитать
                          огромные стенограммы - что
                          происходит в Госдуме. В
                          результате жители регионов
                          надежной информации о
                          деятельности партий в
                          Госдуме через местные СМИ не
                          получают. В лучшем случае: "Государственная
                          Дума приняла". А где
                          оппозиция? А где другие точки
                          зрения? Как их узнать? А ведь
                          без доступа к подобной
                          информации вряд ли возможно
                          формирование реальной
                          многопартийности. 
                          Здесь
                          уважаемый товарищ уже
                          упомянул "Парламентскую
                          газету". Полагаю, что надо,
                          даже прописав это в законе,
                          повысить ее роль в
                          информированности
                          избирателей о работе Госдумы,
                          в том числе и партийных
                          фракций. "Парламентская
                          газета" должна отражать,
                          так сказать, ситуацию в
                          парламенте, что там
                          происходит. А она у нас сейчас
                          превратилась в рядовую
                          общероссийскую газету, в
                          которой есть и про пожар в
                          каком-нибудь населенном
                          пункте, и про наводнение, и
                          что угодно, но о результатах
                          работы парламента, фракций,
                          дается так, что мне как
                          избирателю не разобраться с
                          тем, что происходит...
                          Изменения в работу газеты
                          следует внедрять в связи с
                          тем, что взят курс на усиление
                          роли политических партий.
                          Поэтому главное внимание -
                          деятельности политических
                          партий в зале заседаний
                          Госдумы, а не беседам с
                          депутатами. 
                          Еще одно
                          правило, которое не мешало,
                          мне кажется внедрить, может,
                          дать в другой закон. Нужно
                          обязать лидеров политических
                          партий перед выборами
                          излагать партийную программу.
                          Под это должно выделяться
                          специальное время. И еще, это
                          будет другой закон, понимаю...
                          Так вот, полагаю, что на одном
                          из первых заседаний Госдумы
                          лидеры победивших партий
                          обязаны выступать с
                          программными заявлениями, с
                          заявлениями о том, как они
                          намереваются работать в
                          Государственной Думе. Тогда
                          мне уже как избирателю будет
                          понятно: что было, что стало. И
                          аналитикам - всем будет
                          понятно. Такие выступления,
                          может, стоит делать ежегодно.
                          Опять всем будет понятно, что
                          говориться, что делается. 
                          И, кстати,
                          здесь уже было сказано, и
                          правильно сказано, что
                          правительство должно
                          приходить на утверждение в
                          Госдуму с программой, и
                          обсуждаться должна программа.
                          И выступления лидеров партий
                          должны быть опять по
                          программе. Аналитическими
                          должны быть выступления. Как
                          заложить закон, как обязать
                          лидеров это делать - надо
                          думать. Но я думаю, что
                          законодательно надо
                          двигаться в этом направлении. 
                          Несколько
                          слов о самих законах. Что бы
                          мне как избирателю хотелось
                          знать? Кто автор
                          законодательных инициатив.
                          То есть, должен закон "Единой
                          России", ЛДПР, там любой
                          другой партии. И если закон
                          существенно меняется
                          поправками, то следует
                          предусмотреть в третьем
                          чтении возможность
                          обоснованного и понятного
                          избирателям отказа от
                          авторства. 
                          
                          ИВАНЧЕНКО:
                          Но сейчас же есть...
                          
                          ЖЕБРОВСКИЙ:
                          Ну, должно имя присваиваться,
                          понимаете. Чтобы везде
                          фигурировало: "закон,
                          внесенный...". Это трудно в
                          рассматриваемом законе
                          сделать - понимаю. Но над этим
                          надо думать.
                          Еще таких
                          несколько замечаний просто
                          по ходу... Насчет выхода
                          депутатов из фракций. Вот я
                          как со стороны избирателя
                          считаю, что выход допустим.
                          Человек получил назначение
                          на государственную должность
                          и вышел из фракции - нормально.
                          Человек, увы, может умереть -
                          значит, нормально. Но если
                          партия исключает или сам
                          товарищ уходит, я считаю, что
                          это можно разрешить, но -
                          место изымать. И у фракции... 
                          
                          РЫЖКОВ:
                          Из фракции?
                          
                          ЖЕБРОВСКИЙ:
                          Да, из этой фракции. ...И у
                          фракции, и Государственной
                          Думы. Чтобы никаких замен на
                          это место не происходило.
                          Поэтому в данном случае, в
                          любом случае, это ошибка либо
                          человека, который дал
                          согласие баллотироваться в
                          этой партии, а потом
                          оказалось, что не разделяет
                          ее позиции, либо партия
                          пригласила людей, которые не
                          разделяют ее позиции. В
                          результате, я, как избиратель,
                          обманут и в том, и в другом
                          случае. Поэтому должна быть
                          наказана партия, проявившая
                          небрежность. Но и у Думы в
                          целом, полагаю, должно быть
                          изъято место. Тут, конечно, не
                          наказание, а предупреждение
                          соблазна выманивать
                          депутатов из нежелательных
                          для власти фракций.
                          К
                          сожалению, закон сейчас
                          разрешает выход из фракций и
                          даже допускает создание
                          неких депутатских групп. В
                          рассматриваемом нами
                          законопроекте минимальная
                          численность депутатской
                          группы предлагается в 10
                          депутатов. Полагаю, что 10
                          человек - это маловато. Если
                          партия проходит в
                          Государственную Думу, то есть
                          набирает 7 процентов голосов,
                          это минимум 31 депутат. Думаю,
                          что такую же норму следует
                          установить и для депутатских
                          групп. 
                          
                          РЫЖКОВ:
                          Но не пятьдесят же пять? 
                          
                          ЖЕБРОВСКИЙ:
                          Нет, конечно. Ну, это вообще
                          меняется каждый день. Да вы
                          сейчас попробуйте: 56 наберете
                          - потребуют 70. Ну и все.
                          Поэтому, конечно, это не
                          годится. Слишком много групп
                          тоже опасно, потому что будет
                          всегда желание разбивать
                          фракции. Кстати, может стоит
                          говорить и о ликвидации
                          фракции как таковой, если ее
                          численность станет меньше 31
                          человека, Ведь группы при
                          снижении численности ниже
                          порогового уровня
                          ликвидируются. Равноправие
                          так во всем.
                          
                          Еще
                          несколько замечаний.
                          Согласен с предыдущими
                          ораторами в том, что
                          определение парламентской
                          оппозиции в законопроекте не
                          покрывает все случаи.
                          Например, у нас выборы
                          президента идут после
                          выборов депутатов, и
                          президентом в принципе может
                          стать человек от оппозиции.
                          Определение оппозиции
                          становится лишенным логики. 
                          Очень
                          хорошо, что рассматриваемый
                          законопроект повышает роль
                          парламентских слушаний, и
                          определяет механизм
                          парламентского контроля и
                          расследования. Но я думаю, что
                          в законе, прямо в этих статьях
                          должно быть записано, что,
                          скажем, результат, доклад по
                          парламентскому
                          расследованию должен быть
                          опубликован. Вы понимаете,
                          это следует внести
                          императивно в закон, что
                          доклад не просто
                          представляется в
                          Государственную Думу, а
                          должен публиковаться, тогда
                          весомость расследования
                          будет выше. 
                          То же самое,
                          в отношении, например,
                          освобождения от должности
                          Генерального прокурора.
                          Назначение понятно: внесли и
                          поддержали. А почему
                          освобождение? То есть тоже
                          должно быть, не просто
                          резолюция "освободить",
                          а сказано, почему это
                          свершилось. 
                          Ну и
                          последнее. Парламент должен
                          работать на профессиональной
                          основе. Это значит, что
                          депутаты должны целиком
                          посвятить себя работе в
                          Госдуме. Сейчас это не
                          происходит. Формальный повод
                          не посещать Госдуму есть.
                          Посмотрите закон о статусе
                          депутата. Там сказано, что
                          депутат имеет право
                          заниматься
                          преподавательской, научной и
                          иной творческой
                          деятельностью. К сожалению,
                          так сказано в Конституции. Но
                          проблема есть и ждет своего
                          решения. 
                          Спасибо за
                          внимание. 
                          
                          ИВАНЧЕНКО:
                          Так, спасибо. Виктор
                          Леонидович Шейнис. Потом
                          дадим слово политикам.
                          
                          ШЕЙНИС:
                          Спасибо. Я, к сожалению,
                          получил текст только час тому
                          назад. Поэтому высказаться по
                          нему я сейчас не могу.
                          Поделюсь только некоторыми
                          общими соображениями о
                          законодательном оформлении
                          деятельности нашего
                          парламента. Во-первых, мне
                          представляется чрезвычайно
                          верным и конструктивным
                          принцип, по которому такие
                          вопросы должны решаться в
                          конституционном законе, а не
                          в самой Конституции и не в
                          текущем законодательстве. В
                          этом отношении я вполне
                          солидарен с Юрием
                          Альбертовичем Дмитриевым. Не
                          думаю, что Конституция
                          запрещает принимать
                          конституционные законы, в ней
                          не упомянутые. Мне
                          представляется, что в
                          обоснование предлагаемого в
                          законопроекте решения можно
                          привести по меньшей мере два
                          существенных соображения:
                          принципиальное и тактическое.
                          Принципиальное
                          соображение заключается в
                          том, что правильна, на мой
                          взгляд, в данной ситуации, и,
                          наверное, будет правильной в
                          течение длительного времени
                          позиция "не троньте
                          Конституцию". Возможности
                          улучшения Конституции,
                          конечно, существуют, это
                          видели ее создатели еще в 93-м
                          году. Но существуют также и
                          возможности ухудшения
                          Конституции. И я очень боюсь,
                          что если в данной ситуации,
                          при данном соотношении сил,
                          мы займемся правкой
                          Конституции, то она станет
                          хуже, а не лучше. Поэтому путь
                          по внесению существенных
                          изменений в государственное
                          устройство через
                          конституционные законы, на
                          мой взгляд, совершенно
                          правилен. Здесь есть и
                          тактический момент - провести
                          конституционный закон все-таки
                          легче, чем изменить
                          Конституцию. Я поддерживаю
                          также прозвучавшее
                          предложение Юрия
                          Альбертовича послать запрос
                          в Конституционный суд
                          касательно отмены прямых
                          выборов губернаторов и
                          некоторых других законов,
                          соответствие которых
                          Конституции сомнительно. Это
                          разумно, в частности, потому,
                          что Конституционный суд
                          представляет, по моей оценке,
                          все-таки наименее "басманизированную"
                          часть нашей судебной системы.
                          И не исключено, что
                          Конституционный суд
                          подтвердит по выборам
                          губернаторов свою прежнюю
                          позицию. 
                          Теперь
                          вопрос о выборах в Совет
                          Федерации. Просматривая
                          законопроект, я очень
                          обрадовался, увидев, что
                          авторы не обошли этот вопрос.
                          Вопрос этот, как вы знаете,
                          ставится столько времени,
                          сколько существует Совет
                          Федерации, или даже несколько
                          раньше. В сравнительно
                          недалеком будущем я расскажу
                          довольно подробно, как
                          работало Конституционное
                          совещание летом 93-го года, как
                          совершались маятниковые
                          броски от одного варианта
                          формирования верхней палаты
                          к другому и как в конечном
                          счете, 8 ноября 1993 г., когда
                          Борис Николаевич
                          просматривал перед
                          вынесением на референдум
                          окончательный вариант
                          Конституции, там появилась
                          запись о формировании Совета
                          Федерации органами
                          законодательной и
                          исполнительной власти
                          регионов. Она в значительной
                          мере связывает законодателей.
                          В значительной мере, но не
                          абсолютно. Как вы знаете, в 95-м
                          году почти на выходе был
                          очень неплохой закон о
                          порядке формирования Совета
                          Федерации, который открывал
                          возможность -- ту самую,
                          которая зафиксирована в
                          обсуждаемом законопроекте:
                          выдвигают кандидатов
                          упомянутые органы (тут
                          сделать ничего нельзя, их
                          роль оговорена в Конституция),
                          но избирает население. Я
                          думаю, что в эту дверь надо
                          продолжать стучать, и рано
                          или поздно абсурдность той
                          ситуации, которая
                          складывается сегодня -- здесь
                          правильно говорили о том, что
                          “парламентарии” - члены
                          Совета Федерации при
                          нынешнем порядке
                          формирования
                          губернаторского корпуса
                          являются дважды назначенцами,
                          -- абсурдность эта рано или
                          поздно будет осознана, в том
                          числе и теми людьми, в чьей
                          власти, тем или иным способом,
                          через изменение Конституции
                          или конституционный закон
                          восстановить
                          демократический порядок
                          формирования Совета
                          Федерации. 
                          Я очень
                          поддерживаю идею финансовой
                          независимости парламента.
                          Должен сказать, что здесь
                          есть довольно много
                          подводных камней. Одни
                          подводные камни - это своего
                          рода удавка в руках
                          президентской администрации,
                          позволяющая ей оказывать
                          давление на отдельных
                          депутатов. Я был свидетелем
                          целого ряда не очень приятных
                          эпизодов, когда
                          осуществлялось довольно
                          наглое давление или прямой
                          подкуп депутатов. В то же
                          время разворачивается
                          довольно широкая кампания
                          дискредитации депутатского
                          корпуса. Любимое занятие
                          очень многих журналистов --
                          описывать, как роскошествуют,
                          как купаются в разного рода
                          льготах и благах депутаты. 
                          
                          РЫЖКОВ:
                          Чиновников-то страшно
                          трогать. 
                          
                          ШЕЙНИС:
                          Я именно это хочу сказать. В
                          одной газете я недавно
                          прочитал: депутаты взяли да
                          присвоили себе обеспечение
                          на уровне министра. Во-первых,
                          это не ново -- уравнение
                          депутата с министром по
                          зарплате, по обслуживанию,
                          некоторым другим гарантиям
                          деятельности существует
                          столько, сколько существует
                          наш новый парламент. Во-вторых,
                          я ничего особенного в таком
                          уравнении не вижу. Работа
                          депутата, если она
                          выполняется добросовестно и
                          квалифицированно, не менее
                          ответственна, чем работа
                          министра. За депутатом стоит
                          вотум избирателей. Так вот,
                          пусть за финансовое
                          обеспечение своей
                          деятельности отвечает сам
                          парламент Тогда и претензии
                          могут быть предъявлены
                          парламенту, а не чужому дяде,
                          который дает или не дает
                          какие-то блага, кстати,
                          полагающиеся по закону,
                          который подписал президент.
                          Я
                          поддерживаю также идею,
                          которая давно уже
                          повторяется едва ли не на
                          каждом таком совещании, идею
                          разработки Избирательного
                          кодекса. Готов принять в этом
                          участие и предоставить
                          материалы собственного
                          архива, в котором содержатся
                          различные проекты кодекса, в
                          разное время
                          разрабатывавшиеся. Некоторые
                          из них вносилась в
                          Государственную Думу. Кое-что
                          в этих проектах устарело, но в
                          принципе через Избирательный
                          кодекс (идея которого,
                          насколько мне известно,
                          поддерживается руководством
                          Центризбиркома) можно
                          попытаться поправить кое-что
                          в избирательном
                          законодательстве. Эта идея
                          назрела, и ее надо продвигать
                          в блоке с законом о
                          Федеральном Собрании. 
                          Еще один
                          вопрос. Я поддерживаю идею о
                          том, что Государственная Дума
                          должна не просто некое лицо
                          утверждать в качестве
                          премьер-министра, а вместе с
                          ним - представленную им
                          правительственную программу
                          и, по крайней мере, получать
                          информацию о лицах, которых
                          предполагается назначить на
                          ключевые посты. Все это
                          должно быть известно в тот
                          момент, когда происходит
                          решающее голосование. Здесь
                          предлагалось описать такой
                          порядок в данном законе. Я не
                          знаю, надо или не надо его
                          фиксировать здесь. Возможно,
                          какие-то положения и следует
                          в него ввести. Но как и
                          выборные процедуры должны
                          быть отрегулированы также и в
                          Избирательном кодексе,
                          потребуются поправки в
                          некоторые сопутствующие
                          законы. В частности,
                          необходима поправка в Закон о
                          правительстве, которая
                          предлагаемые нормы реализует
                          и там. Иначе возникнет
                          коллизия между данным
                          законопроектом и действующим
                          Законом о правительстве, и на
                          несоответствие нам
                          непременно укажут. 
                          И, наконец,
                          последнее. Я думаю, что путь
                          этого законопроекта будет
                          долог и нелегок. Он слишком
                          хорош для нашего
                          политического истэблишмента,
                          хотя для нашего общества, для
                          всех, кто хочет видеть в лице
                          Федерального Собрания
                          настоящий парламент, он
                          просто необходим. Но есть
                          мудрая китайская поговорка:
                          даже движение в тысячу ли
                          начинается с первого шага.
                          Поэтому я хотел бы
                          поблагодарить авторов за то,
                          что они этот первый шаг
                          сделали, и прикинуть, какие
                          формы давления, не побоюсь
                          этого слова – лоббизма,
                          необходимо применить для
                          того, чтобы поддержать его
                          продвижение. Он, конечно, не
                          будет принят с сегодня на
                          завтра, возможно, даже с
                          завтра на послезавтра. Но
                          заложенные в нем идеи надо
                          делать фактом общественного
                          сознания. Во всяком случае,
                          сознания и дискуссий в
                          экспертном сообществе и
                          политическом классе.
                          Некоторые шаги в этом
                          направлении представляются
                          желательными и очевидным. Я
                          не знаю, присутствуют ли
                          здесь средства массовой
                          информации. 
                          
                          ИВАНЧЕНКО:
                          Присутствуют.
                          
                          ШЕЙНИС:
                          Хорошо, что присутствуют. Но,
                          может быть, имело бы смысл
                          провести отдельно пресс-конференцию
                          с презентацией данного
                          законопроекта.. Это первое.
                          Второе.
                          Надо подумать, каким образом
                          мы можем широко (или хотя бы в
                          меру имеющихся возможностей)
                          осветить эти предложения ,
                          прежде всего, в печатных
                          изданиях. Думаю, что целый ряд
                          и московских, и региональных
                          газет и журналов охотно
                          опубликуют какие-то
                          информационные и
                          аналитические материалы, с
                          которыми их познакомят
                          авторы закона. 
                          
                          ИВАНЧЕНКО:
                          "Парламентская газета".
                          
                          ШЕЙНИС.
                          Хотя бы та же "Парламентская
                          газета". Хоть, боюсь, круг
                          ее читателей не очень велик. Я
                          обычно слежу за другими
                          изданиями. Но, во всяком
                          случае, ни одной газетой
                          пренебрегать нельзя. Не
                          говоря уж об Интернете. Но
                          самое главное, надо
                          попытаться сделать прорыв,
                          используя, может быть, и
                          личные связи, в электронные
                          СМИ. Потому что их охват велик,
                          а обсуждаемая здесь
                          инициатива, в общем,
                          достаточно заметная. И, по-моему,
                          журналисты не должны пройти
                          мимо.
                          И, наконец,
                          последнее, о чем здесь
                          следует сказать, хотя
                          перечисленное не исчерпывает
                          все возможные пути - это
                          обращение к международным
                          экспертам. Вспомните, как
                          Александр Альбертович
                          Вешняков привез на последнее
                          обсуждение нового
                          избирательного
                          законодательства именитых
                          французов, которые сидели,
                          кивали головами, что-то
                          одобряли, о чем-то умалчивали,
                          делились французским опытом
                          и так далее. 
                          
                          РЫЖКОВ:
                          Это они мстят за 1812 год, я
                          думаю. (Смех в зале) 
                          
                          ШЕЙНИС:
                          Или наоборот, вспоминают
                          эскадрилью “Нормандия-Неман”
                          и таким образом укрепляют
                          наши братские отношения.
                          Некоторых из этих французов я
                          лично знаю уже полтора
                          десятка лет, и их голос,
                          скажем, того же Мишеля Лесажа,
                          достаточно громко звучит в
                          международных организациях.
                          Я не переоцениваю эффект
                          обращения к авторитетным
                          зарубежным экспертам, но
                          думаю, что их поддержка могла
                          бы помочь делу. Во всяком
                          случае, пренебрегать любой
                          формой давления на наш
                          парламент и его кукловодов
                          было бы непрактично. Спасибо.
                           |