| 
 
  АЛЕКСАНДР ИВАНЧЕНКО:
 Я хочу предоставить слово Олегу Игоревичу
 Виноградову, тому самому депутату из
 Ярославля, которого нам уже представляли, и
 было бы неудобно не дать слово. Человек
 специально приехал для этого сообщения. 
 
 ОЛЕГ ВИНОГРАДОВ,
 Председатель постоянной
 комиссии по законодательству, вопросам
 государственной власти и МСУ
 Государственной думы Ярославской области. 
 
 Уважаемые коллеги, дамы
 и господа. Диагноз, который на сегодняшней
 конференции всеми экспертами практически
 единодушно был поставлен нашей
 избирательной системе, вы знаете, он сколь
 очевиден, столь и невероятен. Все эксперты
 сошлись в том, что формально юридически
 избирательное законодательство России
 соответствует всем международным
 стандартам. И одновременно с этим
 практически все демократические институты
 у нас отсутствуют. 
 Может быть, единственным
 исключением из вот этой вот стройной
 системы избирательного законодательства
 формально юридически является пресловутый
 так называемый закон о назначении
 губернаторов. И Государственная дума
 Ярославской области провела в этом смысле
 тест на демократию. Это было названо
 Ярославским мятежом. Это не
 белогвардейский мятеж, который был в
 Ярославле в 18-м году, это всего-навсего
 решение Государственной думы Ярославской
 области направить запрос в
 Конституционный суд о проверке
 президентского закона о назначении
 губернаторов. 
 Как потом, неделю спустя,
 все средства массовой информации
 отрапортовали, мятеж был успешно подавлен.
 И десантом из Москвы от партии "Единая
 Россия", и указаниями из администрации
 Президента усилиями губернатора запрос
 был отозван через неделю, все депутаты были
 построены, и решение, большинством голосов
 опять же, было принято в противоположную
 сторону. Таким образом, сколько бы
 Президент на международной арене ни
 рассуждал о достоинствах российской
 демократии, на деле мы видим, тест
 показывает принципиально иной результат. 
 Я не буду говорить о
 конституционности или
 неконституционности этого закона, любому
 юристу и в России и за рубежом очевидно, что
 он антиконституционен. И коллега из
 Ставропольского края прекрасно об этом
 рассказал. Я хотел сказать о двух
 следствиях из этого закона, достаточно
 негативно иллюстрирующих это
 избирательное законодательство. Первое
 следствие. Половина Совета Федерации у нас
 назначается губернатором. И возникает
 вопрос, член Совета Федерации, назначенный
 назначенным губернатором, какова его
 легитимность? У нас появился такой термин -
 третичная легитимность. Если у губернатора,
 избранного народом, первичная
 легитимность, у назначенного губернатора -
 вторичная легитимность, у члена Совета
 Федерации - третичная легитимность, или как
 сегодня сказали за обедом, легитимность
 третьей свежести, что достаточно серьезно
 показывает характер и принципы этих членов
 Совета Федерации. Но ведь Совет Федерации -
 это Верхняя палата парламента, то есть
 половина представительного органа власти
 Верхней палаты парламента кого
 представляет? Ответ очевиден: она
 представляет Президента Российской
 Федерации. И каким принципам демократии
 это соответствует? 
 Второй парадокс.
 Последняя инициатива Президента, которую
 он внес буквально на днях, о том, что
 кандидата в губернаторы будет предлагать
 президенту партия, победившая в субъекте
 Федерации на выборах. Закон очень
 любопытный, я его прочитал. Но опять же он
 имеет в себе очень серьезную
 неприглядность. Победившая партия
 предлагает президенту кандидата, он его
 обратно возвращает в субъект Федерации, и
 парламент субъекта Федерации кандидата
 утверждает. Практически прекрасная форма,
 когда победившая партия в парламенте
 выбирает своего главу субъекта Федерации.
 Только зачем в этой системе президент? Он -
 пятое колесо в этой телеге. Эти два примера
 иллюстрируют, как мне кажется, весь
 непрофессионализм нынешней команды
 администрации Президента, которая
 выстроила административную вертикаль, но
 благодаря неспособности справиться с теми
 задачами в области государственного
 управления, которые перед ней стоят, те
 реформы, которые проводятся в последние
 два года, ведут к ее саморазрушению. И мне
 очень понравилось выступление Сатарова, я
 пришел к такому же выводу, что провал
 реформ, которые мы видим - монетизация,
 теперь реформа местного самоуправления -
 они будут валиться и дальше. Потому что в
 стране создана система, которая себя не
 видит, мы не видим, кем мы управляем. То есть
 мы породили систему, которая себя взорвет. 
 И вы знаете, это меня где-то
 наводит на оптимистическую мысль, что на
 ближайших выборах 2007 года по новому
 избирательному закону, который эта же
 администрация Президента предложила, наш
 парламент будет формироваться только по
 партийным спискам. И очевидно, что "Единая
 Россия", которая ответственна за все
 провальные реформы, не наберет даже 30
 процентов в партийных списках. То есть
 главный феномен был в том, что президент
 имел карманный парламент, где две трети у
 "Единой России", вот этот мощнейший
 инструмент, который позволил президенту
 принимать такие законы. И вот этого
 инструмента, я считаю, в 2008 году у его
 преемника уже не будет. Более того, его
 преемник, видимо, будет менее популярен,
 чем он, по крайней мере, в 2008 году. И мне
 кажется, что эта система сама себя
 дискредитирует и, не имея такого мощного
 инструмента, как карманный парламент, не
 сможет выжить в нашей стране. Спасибо. В
 этом я считаю мой оптимизм.
   |