| 
 
  ВЕДУЩАЯ: Спасибо.
 Следующий докладчик Михаил Александрович
 Плаксин - "Электоральная реформа в
 России с точки зрения системного анализа и
 управления проектами", Пермский
 государственный университет. 
 
 МИХАИЛ ПЛАКСИН, доцент
 Пермского государственного университета. 
 Добрый день, уважаемые
 коллеги. Мое выступление будет несколько
 отличаться от всех предыдущих, поскольку я
 сознательно старался избегать юридических
 оценок, политологических оценок.
 Происхождение темы выступления –
 реформы с точки зрения системного анализа
 и управления проектами – очень простое.
 Когда пришло приглашение на конференцию, я
 как раз закончил читать спецкурс по
 системному анализу и начал спецкурс по
 управлению проектами. Вот они у меня и
 слились. Я прошу прощения, если я временами
 буду ссылаться на вещи, в общем-то
 достаточно известные, если не сказать –
 общеизвестные. 
 Два аспекта, на которых я
 сосредоточу свое внимание: это
 обоснованность проводимых реформ и
 прогнозируемые последствия этих реформ.
 Начнем с обоснованности. Согласно
 требованиям системного анализа, любая
 реформа должна быть обоснована. Что это
 значит? Сначала описываем текущее
 состояние, описываем идеал, и выясняем, чем
 текущее состояние отличается от идеала,
 чем мы не довольны. После этого формулируем
 цель (куда мы хотим прийти) и объясняем,
 почему там, куда мы придем, будет лучше (почему
 это состояние будет ближе к идеалу, чем то,
 что есть теперь) и как измерить расстояние
 до идеала, как измерить эту самую близость.
 Ничего подобного для проводимой в стране
 избирательной реформы проделано не было.
 Во всяком случае, официально. 
 Для сравнения – то,
 что у всех свежо в памяти – введение
 федеральных округов. Вот ситуация, когда
 проблема была сформулирована очень четко:
 идет усиление конфедеративных начал в
 противовес началам федеративным, и это
 усиление надо остановить. Для этого был
 создан новый институт – федеральные
 округа. Соответственно, одним из основных
 лозунгов второй предвыборной кампании г-на
 Путина был лозунг о том, что введение
 федеральных округов спасло Россию от
 развала. Надо заметить, что этот усиленно
 педалируемый лозунг оказался дальше
 весьма не к месту, когда потребовалось
 обосновать отказ от выборности
 губернаторов. Эту меру тоже пытались
 представить, как спасение России от
 развала. Но два спасения подряд – это
 было уже слишком. 
 Какие обоснования нам
 были предложены? Во-первых, выборы
 губернаторов мешают борьбе с терроризмом (и
 одномандатные избирательные округа мешают
 борьбе с терроризмом). Этот лозунг все
 постарались быстро-быстро забыть, хотя г-н
 президент начал именно с него. Дальше.
 Выборы губернаторов способствуют тому, что
 в губернаторы идет криминалитет. И, наконец,
 третье: выборных губернаторов, если они
 работают плохо – нельзя сменить, нельзя
 отозвать. Я обращаю внимание, что последние
 два аргумента – вполне доказуемы. Надо
 было всего лишь собрать статистику. Выборы
 у нас проводятся 15 лет. Выбирали народу
 немереное количество. Достаточно было
 собрать статистику и показать. Смотрите: у
 нас столько-то представителей
 криминалитета, прошло в результате
 свободных выборов; у нас было столько-то
 плохих губернаторов, которых надо было бы
 отозвать, но этого сделать не удалось. И у
 нас было столько-то замечательных
 назначенных чиновников, которые прекрасно
 справляются со своими обязанностями.
 Достаточно было собрать подобную
 статистику, и мы бы получили очень хороший
 довод: либо за проводимую реформу, либо,
 извините, против нее. Ничего подобного
 сделано не было. Во всяком случае,
 официально. 
 Дальше, о прогнозе
 последствий проводимых реформ. Опять же,
 стандартное требование системного анализа:
 перед тем, как создавать систему
 материально, ее надо промоделировать.
 Давайте сначала на модели посмотрим, во-первых,
 достигнет ли система целей, которые перед
 ней ставятся, удастся ли с ее помощью
 решить соответствующую проблему (а любая
 искусственная система создается для
 решения некоторой проблемы). И второе, что
 всегда интересно: а какие побочные функции
 есть у системы. Очень часто, особенно в 20
 веке, негативные побочные функции
 перекрывали основную позитивную. Хорошо бы
 их проанализировать. 
 Проблема моделирования
 подобного масштаба – проблема сложная.
 Но сказать, что она не разрешимая, на мой
 взгляд, будет большим преувеличением. Я
 напомню такой общеизвестный факт, как
 модель “ядерной зимы”, которая была
 построена у нас в Вычислительном центре
 Академии Наук под руководством Никиты
 Николаевича Моисеева и, насколько я помню,
 в Массачусетском технологическом
 институте в США. Если справились с такой
 – планетарной – моделью, то неужели
 пара институтов Академии Наук не сможет
 смоделировать, спрогнозировать
 последствия тех или других политических
 решений? Перед ними просто не ставилась
 соответствующая задача. 
 Если конкретной модели
 нет, то единственное, что остается – это
 попробовать сделать прогноз, исходя из
 общей теории систем. Общая теория систем
 достаточно много знает о том, какие бывают
 системы, и что мы можем получить при тех или
 других преобразованиях. 
 В настоящее время в
 России идет централизация управления.
 Называется это официально выстраиванием
 вертикали власти. Достоинства и недостатки
 централизованных систем – в общем-то,
 вещь достаточно известная. Главные
 достоинства: единоначалие, простота и
 масштабируемость (я могу распространить
 управление на сколько угодно большую
 систему). 
 Недостатки. Недостатки
 тоже достаточно известны. Во-первых, это
 перегрузка центрального элемента (а значит,
 он становится критическим для
 деятельности всей системы). Второй
 недостаток – перегрузка каналов связи,
 соответственно низкая оперативность и
 огромные искажения. Причем, искажения как
 по техническим причинам, так и по
 социальным причинам. Любой начальник хочет
 в глазах своего начальства выглядеть
 чуточку лучше, чем он есть на самом деле. И
 поэтому информация наверх идет не совсем
 объективная. И чем дальше вверх, чем больше
 звеньев, тем она становится менее
 объективной. 
 И, наконец, третий,
 основной недостаток централизованной
 системы, который бы я назвал, – это
 низкая способность к самоорганизации. К
 чему это приводит, мы сейчас увидим.
 Централизованное управление достаточно
 хорошо себя показывает для систем
 достаточно простых. Либо простых в
 принципе, по натуре своей, либо простых
 ситуативно. В качестве примера укажем
 упрощение системы в чрезвычайных
 ситуациях. Так, в случае войны: все силы
 государства направляются на одну цель, и,
 вообще говоря, управление упрощается. В
 этих условиях централизованная система
 работает. 
 Чем система сложнее, тем
 централизованное управление становится
 менее эффективным. В конце концов,
 возникает явное противоречие между
 потребностью управляемой системы и
 централизованным управлением. Это
 противоречие надо как-то разрешать.
 Нормальная система его разрешит за счет
 самоорганизации. Но в централизованной
 системе способность к самоорганизации
 резко ограничена, и поэтому единственный
 способ разрешения противоречия – это
 революция, это слом системы и переход в
 какую-то новую ситуацию, к какой-то новой
 системе. Что мы с вами только что видели на
 примере Советского Союза. 
 Почему Советский Союз
 великолепно выдержал тяжелейшие испытания
 30-40-годов, а через 50 лет после этого рухнул
 “на ровном месте” без всяких видимых
 причин? Для меня, как для системщика,
 причина, в общем-то, очевидна. Сложность
 системы переросла возможности
 централизованного управления этой
 системой. 
 В России сейчас идет
 централизация по типу Советского Союза.
 Аналогии достаточно очевидны: федеральные
 округа – союзные республики,
 администрация Президента – ЦК КПСС,
 наделение полномочиями губернаторов –
 выборы первых секретарей обкома.
 Соответственно, возникает вопрос:
 насколько опасность чрезмерной
 централизации, погубившей Советский Союз,
 велика для России. 
 В кибернетике известен
 принцип, называемый принципом
 достаточного разнообразия. Он требует,
 чтобы разнообразие управляющего элемента
 было не ниже, чем разнообразие управляемой
 системы. В России разнообразия гораздо
 меньше, чем в Советском Союзе. Меньше
 территория, меньше население, меньше
 национальностей и много чего еще меньше. Но
 гораздо больше многообразие общественной
 жизни, гораздо больше многообразие
 хозяйственной жизни. Поэтому я не исключаю,
 что какой-то запас прочности у нас есть, но
 считать его большим я бы не рискнул. 
 И самый последний момент.
 В связи с федеральными округами. Системный
 поход требует учета диалектики всех
 свойств системы. Федеральные округа
 создавались для укрепления центральной
 власти, для укрепления централизованного
 управления. Я бы хотел обратить ваше
 внимание на то, что они очень легко
 превращаются в свою противоположность, в
 средство развала страны. Развалить Россию
 на 89 регионов невозможно. Развалить Россию
 на 7 федеральных округов – это мы уже
 проходили на примере Советского Союза. 
 Интересное замечание в
 связи с этим. Недавно я встретил, правда,
 неофициальную, весьма интересную
 информацию. Исследования филологов
 показывают, что в России началось
 формирование семи диалектов русского
 языка. У меня это вызывает ассоциации с
 Великой, Малой и Белой Русью. Спасибо.
   |