| 
 
  ВЕДУЩАЯ:
 Спасибо, коллеги. Следующая вступает Элла
 Александровна Памфилова, председатель
 Совета при Президенте Российской
 Федерации по содействию развитию
 институтов гражданского общества и правам
 человека. "Роль структур гражданского
 общества в обеспечении честных и
 справедливых выборов". 
 
 ЭЛЛА ПАМФИЛОВА,
 председатель Совета при Президенте
 Российской Федерации по содействию
 развитию институтов гражданского общества
 и правам человека. 
 Дорогие друзья. Я, во-первых,
 хотела бы поблагодарить действительно
 искренне и сердечно и Лилию Шибанову, и
 Александра Иванченко за эту конференцию. Я
 считаю, что это невероятно важно, актуально,
 и надеюсь, что она не последняя. Но у меня не
 доклад - у меня несколько коротких
 замечаний по трем вопросам. 
 Первое - по сути
 избирательного законодательства. У меня
 вызывает большую тревогу то, что ущербно
 положение об организации гражданского
 контроля за ходом выборов. И я бы не
 согласилась с уважаемым мной г-ном
 Плигиным в том, что изъяны нашего
 законодательства - это в основном
 технические и технологические. Давайте
 честно скажем, что основной изъян - он все-таки
 носит принципиально политический характер.
 Можно об этом говорить, не говорить, но мы
 это понимаем, что все-таки это не
 технические изъяны законодательства. 
 Основная причина - это
 опасения нашей властной бюрократии, что в
 процессе выборов они могут потерять свои
 ключевые позиции. И эта их перестраховка
 негативно отразилась не только на
 характере самого избирательного
 законодательства, но и выхолостила его
 демократическую суть. Вот это взгляд
 многих общественных организаций, и эту
 нашу позицию мы будем все-таки достаточно
 жестко отстаивать перед высшей властью. 
 Поэтому, естественно,
 необходимо, мне кажется, все-таки вносить
 определенные изменения в законодательство.
 Очень тревожит, например, стремительное
 исчезновение сейчас нормы "против всех"
 в региональном законодательстве. Поймите,
 что закрывается еще один клапан свободного
 волеизъявления людей. И так их число
 ограничено, теперь... Мы можем бесконечно
 ссылаться на международные стандарты, на
 примеры других стран, что далеко не у всех
 эта графа есть, но у нас это прижилось, это
 во многом позволяет политически активным
 людям, если им не нравится ни одна партия - а
 мы прекрасно знаем, что сейчас процесс
 партийного строительства у нас только в
 зачатке, высказать свою позицию. По сути
 своей настоящих партий у нас практически
 еще нет. Человек хочет выразить свою
 гражданскую позицию, он не хочет
 игнорировать выборы, а поневоле его
 загоняют в пассивное поле человека,
 который просто должен не идти на выборы,
 игнорировать их, если ему не нравится никто
 из представленных партийных кандидатов. То
 есть мы, автоматически еще снижаем интерес
 людей к выборам, создаем, скажем,
 негативное отношение к ним, и люди теряют
 интерес. Ну и что тогда? О каком активном
 взаимодействии, влиянии общества на
 принимаемые решения может идти речь? Даже
 только этот один аспект и то достаточно
 серьезен. 
 Я не буду больше
 говорить вообще о сути избирательного
 законодательства. Меня, к сожалению,
 довольно разочаровал доклад Нодари Ризуна.
 Очень разочаровал. Если исходить из его
 высоких требований, о которых он сказал, -
 давайте честно скажем, мы общаемся со
 многими международными правозащитными
 организациями, даже в самых развитых
 демократических странах - сейчас очень
 малая доля даже самых демократических
 стран отвечает этому принципу - один
 человек - один голос. 
 Меня разочаровало то,
 что не прозвучали конкретные, скажем,
 сравнения юридических норм. А где
 действительно, конкретно, юридически
 корректные нарушения? Есть они или нет?
 Если есть, то какие нормы в нашем
 законодательстве не соответствуют
 международным? Пока это не прозвучало. Я
 надеюсь, что в дальнейших выступлениях это
 будет. Для нас это важно, это нужно. Если это
 есть, давайте будем их выявлять, давайте
 будем исправлять. 
 В заключение сделаю
 несколько акцентов на главном - то, что
 действительно меня очень волнует. Здесь, я
 вижу, сидит моя уважаемая коллега Людмила
 Михайловна Алексеева, член нашего Совета. У
 нас с ней такая очень тяжело
 осуществляемая мечта, которая была еще на
 прошлых выборах - мы пытались и пытаемся, и
 не оставляем эти попытки действительно
 создать систему такого широкомасштабного
 гражданского контроля за ходом выборов.
 Сейчас это стало труднее с изменением
 законодательства. Но такие попытки мы не
 будем оставлять. Во-первых, с одной стороны,
 постараемся внести свою лепту в то, чтобы
 эта норма была изменена, но, с другой
 стороны, будем изыскивать возможности для
 того, чтобы даже в этих условиях попытаться
 все-таки организовать такой
 широкомасштабный гражданский контроль за
 соблюдением даже такого несовершенного
 законодательства во время избирательной
 кампании. 
 Это играет важную роль
 не только в самом процессе выборов. Если
 бюрократия наша, наши чиновники, наша
 власть будут знать, что такой серьезный
 процесс в стране пошел, это уже будет
 играть и свою профилактическую роль. Зная,
 что их могут в любой момент схватить за
 руку, многие поостерегутся, извините, эту
 руку запускать туда, куда не следует. 
 Я хотела бы на этом
 закончить. Мы будем этим заниматься в меру
 наших возможностей, полномочий и сил, и все,
 кто в этом заинтересован, милости прошу, то
 есть и с Лилией Васильевной Шибановой
 будем обязательно сотрудничать, и с
 Людмилой Михайловной Алексеевой, и с
 депутатами, и со всеми, кто в этом
 заинтересован. Я считаю, что это все очень
 важно. 
 И последнее - это не замечание,
 просто хочу высказать мнение по
 предыдущему выступлению. Замечательно,
 очень хорошо, что Вы сделали анализ
 нарушений в других странах, но я бы хотела
 сказать, что это не должно нас радовать, не
 должно нас оправдывать. И не стоит делать
 бесконечные ссылки, что в других странах
 плохо или еще хуже, чем у нас. Я думаю, что
 это совершенно для нас не оправдание.
 Давайте будем делать, чтобы было лучше.
 Спасибо за внимание.
   |