| 
 
  АЛЕКСАНДР ИВАНЧЕНКО, доктор
 юридических наук, председатель Совета
 директоров Независимого института выборов. 
 Доброе утро, уважаемые
 коллеги, я, конечно, не буду тратить время
 столь уважаемой аудитории на
 воспроизведение положений доклада,
 который мы в соавторстве готовили на
 протяжении нескольких месяцев. 
 Доклад построен на
 системном анализе основных международных
 избирательных стандартов, нашего
 российского законодательства и
 правоприменительной практики. В конце
 доклада сформулированы выводы и
 предложения, с которыми мы обращаемся к вам,
 уважаемые эксперты, к представителям
 органов государственной власти,
 избирательных комиссий. Мы считаем, что
 выборы - это дело и международное и
 внутригосударственное, и общественное. 
 Чисто механически
 сравнивать российское законодательство и
 международные избирательные стандарты -
 дело бесперспективное. Международные
 избирательные стандарты разбросаны в
 огромной массе нормативных актов,
 инструкций. Они подразделяются на
 универсальные, то есть мировые и
 региональные. Для России - это европейские
 стандарты и стандарты стран СНГ. 
 Центральная
 избирательная комиссия, буквально год
 назад выпустила своими усилиями сборник по
 международным избирательным стандартам, и
 нам этот сборник очень помог
 квалифицированно провести анализ. Но мы
 пошли не просто путем анализа конкретных
 источников, мы попытались провести анализ
 с точки зрения соблюдения российским
 законодателем и правоприменителем
 важнейших принципов избирательного права.
 Принципов всеобщего, равного, прямого
 избирательного права, многопартийности,
 конкурентности выборов в России,
 нейтральности в ходе выборов нашего
 государства, открытости избирательных
 процедур, обеспечения прав наблюдателей,
 статуса СМИ. И мне кажется, именно
 проблемная постановка вопроса, анализ всех
 стадий избирательного процесса, позволит
 каждому из специалистов, занимающихся
 этими вопросами, найти для себя интересную
 пищу для размышлений и в чем-то будет
 стимулом для совершенствования не только
 российского избирательного
 законодательства, правоприменительной
 практики, но и самих международных
 стандартов. 
 Общий вывод состоит в
 том, что Россия системно инкопорировала в
 свое отраслевое избирательное
 законодательство многие нормы, принципы
 международных избирательных стандартов,
 они черным по белому записаны и в
 действующей российской Конституции.
 Например, тот же принцип многопартийности,
 он четко зафиксирован в соответствующих
 статьях Конституции и принцип разделения
 властей, который, казалось, бы не имеет
 прямого отношения к проведению выборов, но
 эксперты хорошо понимают, что без четкого
 разделения полномочий, без того, чтобы
 органы судебной власти, к примеру, очень
 принципиально оценивали ход идущей
 избирательной кампании и предпринимали
 санкции за грубое нарушение
 избирательного законодательства, провести
 честные выборы невозможно. 
 Столь же серьезные
 полномочия принадлежат и российской
 избирательной власти или системе
 избирательных комиссий, которая является
 основным организатором избирательных
 кампаний. И в нашем докладе мы
 констатировали, что избирательную
 кампанию в демократическом
 республиканском государстве, которым
 является Российская Федерация, организуют
 именно избирательные органы. Эти органы у
 нас имеют особый статус. На период
 проведения избирательной кампании
 решениям этих органов должны подчиняться и
 органы исполнительной власти, и депутаты
 представительных органов власти, которые
 на период избирательной кампании должны
 становиться равноправными участниками
 избирательной кампании. 
 Избирательное
 законодательство Российской Федерации и в
 этой части неразрывно связано с
 современными международными
 избирательными стандартами. Это касается
 не только российских выборов, проходивших
 после принятия российской Конституции в 93-м
 году, но и тех первых альтернативных
 выборов, которые состоялись в конце 80-х и
 начале 90-х годов. Все это наш отечественный
 опыт. Я даже позволю себе утверждать что,
 например, первый российский Закон о
 референдуме, благодаря которому проходило
 непосредственное учреждение поста
 всенародно избираемого президента России,
 и даже первый Закон о выборах Президента
 Российской Федерации, когда он принимался
 на основе баланса интересов
 законодательной и исполнительной власти,
 были более взвешенным, нежели последующие
 избирательные законы, которые принимались
 под давлением президентской ветви власти.
 Уже в избирательных законах 94-го, 95-го года
 и о гарантиях избирательных прав граждан, и
 о выборах депутатов Госдумы, и о выборах
 президента - наметился определенный отход
 от принципов равенства и конкурентности,
 состязательности выборов. 
 Надо признать, что
 российская исполнительная власть всегда
 использовала административный ресурс. Это
 не изобретение последних десяти лет.
 Давайте вспомним выборы народных
 депутатов Союза ССР 89-го года. КПСС для себя
 выбрала ту политическую конструкцию, ту
 избирательную технологию, благодаря
 которой она непосредственно, корпоративно
 делегировала на съезд народных депутатов
 одну треть народных депутатов, в обход
 всенародного волеизъявления и всеобщего
 прямого избирательного права. Да, КПСС
 благодаря этой технологии сохранила свое
 доминирующее положение на съезде народных
 депутатов, но она делегитимировала всю
 систему государственных органов,
 предрешив крах союзной государственности
 и самой партии. 
 Наоборот, российский
 референдум об учреждении поста всенародно
 избираемого президента означал новую
 легитимацию российской власти в опоре на
 непосредственное волеизъявление граждан.
 Это позволило России не повторить судьбу
 союзной государственности. Однако уже на
 выборах 93-года сразу три пропрезидентские
 партии во главе с тремя вице-премьерами и
 девятью министрами открыто участвовали на
 основании переходных положений
 Конституции в избирательном процессе и
 даже не собирались слагать с себя
 депутатские полномочия после избрания.
 Избирательная кампания 95-го года и
 избирательная кампания 99-го года также не
 были свободны от массированного
 использования административного ресурса.
 И, наконец, выборы 2003 и 2004 годов, и, самое
 главное, изменения, которые произошли в
 последние год в области избирательного
 законодательства, все-таки заставляют нас
 сделать вывод, что мы перегнули палку. Люди
 стали терять интерес к таким выборам, т.к.
 выбор за них стала делать бюрократия. 
 Поэтому, уважаемые
 коллеги, если все-таки попытаться
 комплексно оценить нынешнее состояние
 российского избирательного
 законодательства и смежного, в том числе
 законодательства о политических партиях, о
 средствах массовой информации, то в
 совокупности с правоприменительной
 практикой, которую осуществляют
 избирательные комиссии, мы вынуждены
 сделать вывод о том, что выборы в России все
 больше отходят от международных
 избирательных стандартов и собственно
 требований нашей российской Конституции. 
 Наиболее серьезные
 расхождения связаны с тем, что на
 российских выборах не обеспечивается
 свободная конкуренция. Законодательство и
 правоприменительная практика не
 гарантируют и абсолютно точного подсчета
 голосов. Резко сокращены возможности
 общественности по наблюдению за выборами.
 Сегодня мы с сожалением констатируем, что
 чем ниже уровень организации проведения
 выборов, тем более тотальным является
 присутствие в избирательной кампании
 органов исполнительной власти.
 Вмешательство органов исполнительной
 власти в избирательный процесс является
 самым большим дефектом действующего
 российского законодательства и
 правоприменительной практики. 
 Если мы не внесем
 соответствующие коррективы и в
 законодательство, но самое главное – в
 правоприменительную практику, то наши
 выборы могут оказаться попросту
 нелегитимными. И те письма, предупреждения,
 с которыми Центральная избирательная
 комиссия обратилась, к примеру, к
 Московской городской Думе, указав ей, что 20
 процентов явки – это крайне мало, а
 высокий десятипроцентный проходной барьер
 и вовсе грозят в Москве получить те
 результаты выборов по смешанной
 избирательной системе, которые мы получили
 в Татарстане, где одна партия получила по
 существу монопольное большинство голосов
 и пришлось подтягивать для достижения 50-процентого
 уровня представительности хотя бы одного-двух
 депутатов от другой партии, чтобы
 парламент хотя бы формально был
 многопартийным. 
 Поэтому нам сегодня нужно
 скрупулезно и требовательно
 проанализировать положения федерального
 рамочного законодательства, которые в
 совокупности могут позволить нам более
 обстоятельно подготовиться к новым
 выборам. У нас еще есть время, чтобы сделать
 их конкурентными и открытыми, интересными
 для граждан России. У нас есть все
 возможности, чтобы достойно конкурировать
 и с передовыми демократиями и более
 убедительно соответствовать
 международным избирательным стандартами.
 Спасибо.
   |