| 
 
  ВЕДУЩАЯ:
 Сергей Михайлович Елисеев - "Реформа
 избирательной система и проблема
 политического представительства
 интересов граждан". 
 
 СЕРГЕЙ ЕЛИСЕЕВ, доктор
 политических наук, профессор Санкт-Петербургского
 государственного университета. 
 Коллеги, я постараюсь, по
 возможности, сэкономить время и тоже
 тезисно изложить свое видение и по тем
 вопросам, которые сегодня звучали и, что я
 намеревался сказать в докладе. 
 Первое, наверное,
 соображение, которое я хотел высказать, что
 в принципе мы, наверное, зря паникуем,
 потому что мы должны привыкнуть уже к тому,
 что у нас избирательное законодательство
 меняется в каждый электоральный цикл. И с
 этой точки зрения, я не думаю, что это
 последнее изменение. То есть мы об этом
 говорили еще в прошлый раз, потому у нас
 идет, так сказать, институциональная
 нестабильность, как фактор политического
 развития. И из этой институциональной
 нестабильности политические акторы просто
 извлекают прибыль. То есть к этому мы
 должны привыкнуть, мы об этом говорили, по-моему,
 в "ИНДЕМе", на конференции в мае
 прошлого года. По сути, это первое. 
 Второй тезис. Ясно, что
 ни одной справедливой системы быть не
 может. Я понимаю, есть интересы
 политических партий и отдельных депутатов,
 которые, страдают от введения новой
 избирательной системы. Но существует
 известная теорема К.Эрроу о том, что ни одна
 избирательная система не совершенна и не
 справедлива, Поэтому всегда будут
 обиженные и всегда будет победитель. 
 Поэтому можем говорить о
 некоей мере справедливости, которая
 содержится в вводимой пропорциональной
 системе. По сути дела, я бы хотел отметить,
 что не только внешняя… как бы внутренняя
 политика определяет переход от смешанной к
 пропорциональной, но если посмотреть
 развитие европейского законодательства,
 особенно посткоммунистических стран
 Восточной Европы, то там тоже начинали с
 мажоритарной, или смешанной, а постепенно
 приходили к пропорциональной
 избирательной системе. Существует в
 политической науке такое понятие, как
 эффект подражания. Мы тоже подвержены
 эффекту подражания. 
 Наверное, мы тоже хотим
 быть похожи на европейские государства и
 поэтому свое законодательство продвигаем
 в направлении европейского правового
 пространства. 
 По сути, я бы, наверное,
 выделил следующие моменты. Мне кажется, что
 одна из проблем избирательного права - это
 проблема реализации избирательного права,
 это, бюрократизация избирательного
 законодательства. Необходимо осуществить
 процесс дебюрократизации избирательного
 права. Наверное, нужно очистить
 определенные нормы избирательного права
 от тех наслоений, которые, возникли в
 последние годы. Это как вы знаете, в
 программировании, необходимо очистить
 ненужные старые файлы и оставить только те
 нормы, которые соответствуют нынешнему
 состоянию политической системы. 
 Мне кажется, что
 законодатели такую работу не делали, как на
 федеральном уровне, так и на региональном
 уровне. То есть, если мы дебюрократизируем
 избирательное законодательство, наверное,
 и самим законодателям, и главное
 избирателям будет жить легче и система
 будет восприниматься, с большим пониманием
 и доверием. 
 Второй момент, который я
 хотел отметить, это то, что действительно
 есть опасные тенденции, связанные с тем,
 что на региональном уровне, о чем уже,
 говорили, начинается процесс
 механического копирования федеральных
 законов. Вот в Санкт-Петербурге в июне
 этого года был принят Закон о выборах в
 Законодательное собрание, о чем уже
 упоминалось, и по сути дела законодатели
 ничего не сделали в плане адаптации этого
 закона к условиям Санкт-Петербурга. Они
 просто механически переписали все статьи,
 которые имели место быть в федеральном
 законе, да, вплоть до запятой и спокойно
 этот закон приняли, хотя в работе над
 законопроектом принимали участие
 несколько экспертных групп, в одной из
 групп я принимал участие. Было проведено
 социологическое исследование с опросом
 населения о том, какую избирательную
 систему они видят наиболее справедливой.
 Как ни странно или, наверное, закономерно, и
 эксперты, и граждане поставили
 пропорциональную систему на самое
 последнее место. Четыре системы
 рассматривалось, а пропорциональная
 система была рассмотрена как самая
 несправедливая. К этому пришли и граждане,
 и эксперты. 
 Несмотря на это
 законодатели приняли точку зрения, что
 необходимо переходить на пропорциональную
 систему. И почему это сделано, можно
 сказать, абсолютно понятно. У нас
 большинство в ЗакСе - "Единая Россия".
 Причем, заметьте, я бы хотел подчеркнуть
 одну деталь. Сейчас у них большинство, а
 когда мы их выбирали, это, по-моему, если я
 не ошибаюсь, 2002-й, у нас было всего четыре
 единоросса, то есть четыре человека,
 которые, собственно говоря, шли от партии. 
 Сейчас их стало больше. В
 этой связи вот та проблема, которая
 действительно меня тревожит и просто как
 гражданина и как, в общем-то, специалиста -
 мы потеряем при этом переходе талантливых
 законодателей. Потому что талантливые
 законодатели, они не все в "Единой России".
 У нас есть законодатели, которые связаны
 партийными обязательствами с другими
 политическими партиями, с тем же "Яблоком",
 или с "Волей Петербурга". 
 С большой долей
 вероятности можно прогнозировать, что эти
 политические партии при 7-процентном
 барьере не пройдут. Соответственно, у нас
 возникает вопрос: будут не талантливые и
 профессионально подготовленные
 законодатели, а послушные партийцы из
 рядов известно какой партии, и мы будем
 иметь на этом этапе очень серьезную
 ротацию депутатского корпуса. 
 То есть, мне кажется, что
 это приведет как раз к снижению принципа
 представительства интересов граждан. Это
 серьезная проблема, которая будет
 возникать не только в Санкт-Петербурге, но
 и во всех регионах, где будет вводиться эта
 избирательная система. 
 Третий момент, который я
 могу прогнозировать, это то, что введение
 пропорциональной избирательной системы
 приведет к снижению явки избирателей. Вот
 это тенденция наблюдается почти во всех
 субъектах Российской Федерации и в
 международной практике, переход с одной
 избирательной системы к другой, требует
 некоего времени и адаптации. Поэтому можно
 прогнозировать, что пропорциональная
 система приведет к снижению явки
 избирателей и опять же, усугубиться
 проблема представительства их интересов. 
 И в этой связи, наверное,
 еще один момент, который нужно отметить.
 Наверное, нужно предусмотреть, и я не знаю,
 может быть, в Государственной думе внести
 поправки в Закон о выборах
 представительных органов власти субъектов
 Российской Федерации. Ну, нельзя 7-процентный
 барьер вводить. Ну, максимум, я думаю, 2-3
 процента, понимаете, на законодательном на
 уровне субъектов Российской Федерации
 должны быть больше представительства
 интересов различных групп населения. 
 Когда у нас сейчас
 законодатель поголовно будет копировать
 эту федеральную систему, он не будет
 учитывать специфику регионального
 развития, не будет учитывать специфику тех
 интересов, которые есть в регионе, то мы в
 регионах получим ситуацию, которая вступит
 в противоречие не только с международными
 избирательными стандартами, но и с
 федеральными законами. 
 Вы поймите, что Санкт-Петербург,
 не самый, как бы отсталый регион в этом
 плане. Но у нас эта система сработала,
 потому что депутаты от "Единой России",
 в лице В.Тюльпанова наверное, чуть ли не
 ежедневно советовались с федеральными
 структурами как этот закон должен был быть
 прописан. И получается, что хотя фактически
 федеральный закон, отдельные нормы
 федерального закона, полностью повторены и
 совпадают с нормами регионального закона
 Санкт-Петербурга, а все равно есть сомнение
 в его соответствии букве и духу Закона, о
 чем уже ЦИКом было поставлено в
 известность Законодательное Собрание
 города. Это и есть реальное проявление
 бюрократического начала, это то, что
 называется бюрократизация избирательного
 права. Оно обязательно должно быть
 адаптировано, к особенностям
 избирательного процесса в регионе.
 Наверное, законодатели, депутаты
 Государственной думы, не учли этот момент,
 как может просто сработать вот эффект
 подражания. 
 В целом же я хочу сказать,
 что в принципе переход на пропорциональную
 избирательную систему в любом случае, мне
 кажется, сыграет все-таки положительную
 роль, потому что он заставит политические
 партии работать или, по крайней мере, у них
 будет определенный стимул к развитию
 политических партий в регионах. Другое
 дело, что я боюсь, что эта пропорциональная
 избирательная система долго не проживет, и
 мы, через там, допустим, 4-5 лет опять будем
 менять избирательную систему. То есть
 будет действовать принцип
 институциональной нестабильности. Такова,
 по крайней мере, логика, которая
 присутствовала в нашем политическом
 электоральном процессе все последние 15 лет.
 Спасибо за внимание.
   |