|  ПОХМЕЛКИН
                      В.В.
                       Чтобы
                      обострить дискуссию, выскажу
                      несколько свое несогласие не с
                      нравственной постановкой
                      вопроса, к которой я полностью
                      присоединяюсь. Порочно, когда
                      политик, идущий на выборы с
                      огромной программой, от одной
                      политической партии, даже в
                      условиях, когда эта партия
                      победила, – Народная партия
                      согласно новому Закону имела
                      права и даже была обязана
                      образовать фракцию в
                      Государственной Думе,
                      поскольку больше 12
                      одномандатных депутатов
                      провела, – и как бы
                      раствориться в другой
                      политической организации.
                      Нравственная оценка всего
                      этого очевидна. Что касается
                      оценки юридической, то здесь
                      всё намного сложнее. Не секрет,
                      что Народная партия –
                      сателлит “Единой России”,
                      она была таковой изначально.
                      Это сателлит общего хозяина для
                      обеих этих организаций. И даже
                      если бы у них была
                      самостоятельная фракция, это не
                      освобождало бы нас от опасности
                      того, что это совокупное
                      большинство могло изменить
                      Конституцию. То есть дело не в
                      том, все ли эти депутаты в “Единой
                      России” или нет, главное, что
                      они были изначально готовы
                      голосовать по указке тех, кто
                      готов был Конституцию менять.
                      Так что любые юридические
                      крючки и регламентные крючки
                      нас не спасают от ситуации,
                      когда кандидат идет с одним на
                      выборы, а потом идет совершенно
                      по-другому. Он может остаться в
                      своей фракции, фракция может
                      развернуться на 180 градусов, как
                      это было с существовавшими
                      ранее депутатскими
                      объединениями. То есть панацею
                      в этих потугах я не вижу. С
                      политической точки зрения я
                      этот процесс приветствую. Я
                      считаю, что он обречен на
                      поражение в Конституционном
                      Суде и даже дальше. Но как
                      элемент политической борьбы за
                      демократию в России это
                      правильно. И постановка вопроса
                      такая очевидна. 
                      Второй
                      вопрос. При всем драматизме
                      ситуации, которую мы сейчас
                      переживаем, есть плюсы в том,
                      что произошло, плюсы
                      политические и правовые.
                      Политический плюс номер один: у
                      “Единой России” при всем
                      моем критическом к ней
                      отношении есть сейчас реальный
                      шанс стать полноценной
                      политической партией. Это
                      станет тогда, когда они впервые
                      не согласятся с мнением Кремля
                      или Белого Дома, когда они
                      начнут руководствовать не
                      интересами бюрократии, а
                      сознавать себя как партия. Я
                      понимаю, что все это очень и
                      очень сложно, с учетом набора
                      людей, которые там оказались, но
                      шанс такой есть. Было бы хорошо,
                      если бы они этим шансом
                      воспользовались в интересах
                      страны. Если не сделают, ну что ж,
                      их будет ждать судьба очередной
                      партии власти. Я хочу напомнить,
                      что до сих пор партия власти на
                      выборах не побеждала. Впервые
                      это произошло, а значит,
                      повторяю, есть шанс сохраниться.
                      Тем более, могу сказать, что у
                      этой партии есть свой электорат,
                      свой избиратель, конечно,
                      намного меньше, чем они
                      получили благодаря
                      административным, медийным и
                      прочим ресурсам, о которых
                      здесь вопрос стоял, но у партии
                      бюрократии, у партии крупного
                      капитала вне всякого сомнения
                      избиратель в России есть. И дай
                      бог, чтобы эта категория стала
                      партией в собственном смысле
                      слова. Когда они приходят в Думу
                      – ради бога,
                      руководствуйтесь, получив
                      большинство, интересами своего
                      избирателя! Ничего подобного не
                      происходит – в этом
                      драматизм и трагедия. Но,
                      повторяю, шанс такой есть. 
                      Второй, как
                      ни странно, плюс состоявшихся
                      выборов – это то, что
                      проиграла оппозиция. Будучи
                      раздробленной, вся оппозиция,
                      особенно либеральная,
                      проиграла с треском. На мой
                      взгляд, это хороший урок всем
                      нам, отсюда вывод: для того,
                      чтобы противостоять, я не
                      говорю – партии власти,
                      противостоять этому
                      авторитарному диктату, который
                      сейчас намечается, очевидно
                      совершенно, что это невозможно
                      в условиях раздробленности
                      либерального меньшинства. Оно
                      должно быть максимально
                      консолидировано на всех тех
                      идеях, которые нас сплачивают, а
                      не разобщают. Если мы этого не
                      поймем, очевидно, что вся борьба
                      за демократию, за либеральные
                      ценности в стране просто
                      обречена, потому что можно,
                      конечно, апеллировать к праву, и
                      я готов это делать, но надо
                      понять, в какой правовой (точнее
                      – антиправовой) системе мы
                      находимся. Вот тот самый
                      Конституционный Суд, в который
                      сейчас собираются отправляться,
                      на днях принял ужасающее
                      совершенно, вопиющее решение о
                      том, что нельзя гражданину
                      обжаловать в Верховный Суд
                      постановления Правительства,
                      если оно принято на основе
                      федерального закона, и тем
                      самым обрубил практически
                      десяткам тысяч граждан
                      возможность обжаловать
                      нормативные акты, которые
                      затрагивают коренные интересы
                      людей – по жилищным,
                      автомобильным и другим
                      социальным вопросам. А попасть
                      гражданину в Конституционный
                      Суд по этим делам практически
                      невозможно. Собрать 90 подписей
                      сегодня практически невозможно.
                      Вот все. То есть еще одна ветвь
                      власти оказалась просто
                      отрубленной от того, чтобы хоть
                      как-то влиять на ситуацию с
                      правами человека. При всех
                      издержках деятельности
                      Верховного Суда, я вам скажу, 30
                      процентов обращений граждан по
                      вопросам, связанным с
                      обжалованием нормативных актов,
                      удовлетворялись, в том числе и
                      на уровне Верховного Суда. Так
                      что не так уж все трагично
                      обстояло. А теперь Верховный
                      Суд от этого отрезан. Правда, я
                      думаю, что мы будем, конечно,
                      добиваться того, чтобы это
                      решение Конституционного Суда
                      было так или иначе отменено или
                      парализовано. Есть механизм и
                      это решение обжаловать в
                      Страсбург, но это процесс
                      долгий – на 4 года, ничуть не
                      меньше. В этих условиях, я
                      считаю, вопрос борьбы за
                      общедемократические ценности в
                      стране должен быть переведен в
                      политическую плоскость.
                      Другого механизма, кроме как
                      политическая консолидация всех
                      демократов, апеллирование к
                      соответствующим сегментам
                      гражданского общества,
                      формирование этих сегментов,
                      потому что процесс находится в
                      крайне запущенном положении,
                      приземление всех тех и
                      партийных, и политических
                      лидеров, которые до сих пор,
                      скажем мягко, витали в эмпириях,
                      мне кажется, это сегодня
                      горячая реальность. Я вижу
                      смысл такого диалога еще и в том,
                      чтобы такую консолидацию так
                      или иначе обеспечить. А для
                      этого, мне кажется, нам не
                      только надо выявлять, что важно,
                      пороки в действующем
                      законодательстве, а их будет
                      прибывать, я в этом ни секунды
                      не сомневаюсь. Не знаю, пойдут
                      ли на изменение Конституции,
                      сейчас-то, конечно, нет, сейчас
                      все эти проекты запустили для
                      того, чтобы их отклонить, и тем
                      самым сказать: вот, мы
                      Конституцию менять не будем.
                      Интересно будет через 2 года
                      посмотреть, как они на такие же
                      инициативы будут реагировать.
                      Сейчас-то все понятно. Но по
                      всем остальным направлениям
                      именно в политической сфере,
                      конечно же, ситуация будет
                      кардинальным образом
                      ухудшаться. Мы получаем уже
                      откровенное прямое
                      бюрократическое правление. И
                      даже не то страшно, что все
                      комитеты захватила “Единая
                      Россия”, ну есть такая
                      практика парламентская, в той
                      же Америке, например, там тоже
                      победитель получает всё, все
                      посты председателей комитетов,
                      зато замов, правда, отдает
                      оппозиции. Страшно другое.
                      Посмотрите, как управлять Думой
                      сегодня стали. В парламенте до
                      сих пор было жесткое правило:
                      председатель Думы не может быть
                      лидером фракции. Это очень
                      правильно. Тем самым как бы
                      разделяется политическое и
                      административное руководство в
                      Думе. Соединили,
                      сконцентрировали власть
                      полностью в одних руках. Кстати,
                      у господина Грызлова теперь
                      уникальная власть в стране: он
                      – лидер правящей партии, он
                      – лидер фракции в Думе, и он
                      одновременно – председатель
                      Государственной Думы,
                      контролирующий весь
                      административный аппарат. То
                      есть Думу превратили в
                      административный орган. Вот это
                      я бы назвал полным уничтожением
                      парламентаризма, а не то, что
                      они взяли на себя
                      ответственность за большинство.
                      Это-то как раз нормальная
                      парламентская практика:
                      получили большинство, и
                      отвечайте. Фактически с учетом
                      одномандатников они получили
                      – не конституционное, но
                      такое реальное большинство. Я
                      знаю, что у них несколько членов
                      партии шли как независимые, в
                      том числе в моей Пермской
                      области. Это тактика. Как та или
                      иная партия получает
                      большинство в Думе – это
                      вопрос политической тактики. Я
                      не вижу в этом большой трагедии.
                      А то, что, использовав это
                      большинство, они фактически
                      уничтожают парламентаризм и
                      оттесняют оппозицию, это
                      абсолютно неправильно. Я
                      вспоминаю: в 1994 году в Англии
                      консерваторы, победившие на
                      парламентских выборах,
                      сознательно, демонстративно
                      дали пост спикера Бетти
                      Бутройту, представителю
                      лейбористов, оппозиции. И
                      гордились этим, подчеркивая:
                      вот в этом смысл английского
                      парламентаризма – да, мы
                      отвечаем за правительство, за
                      большинство в парламенте, но
                      процедура священна, она выше
                      всего, поэтому мы отдаем пост
                      спикера оппозиции. У нас,
                      конечно, ничего близкого не
                      происходит. Но, еще раз
                      подчеркну, на мой взгляд, все
                      наши попытки как-то повлиять на
                      ситуацию – будут гласом
                      вопиющего в пустыне, пока с
                      демократической оппозицией
                      партия власти не начнет реально
                      считаться. Это сегодня возможно,
                      нравится кому-то или нет, только
                      на путях общей политической
                      консолидации, преодолевая все
                      возможные разногласия, которые
                      у нас существуют, если, конечно,
                      мы сходимся в главном:
                      демократические принципы и
                      институты незыблемы, они должны
                      все больше наполняться
                      либеральным содержанием, а это,
                      помимо всего прочего, означает,
                      что принцип большинства,
                      который у нас доминирует, и на
                      выборах, и после выборов, он не
                      универсален. Он должен
                      обязательно корректироваться и
                      гарантироваться правами
                      меньшинства и правами
                      отдельной личности.
                      Применительно к парламенту –
                      правами отдельного депутата.
                      Отдельный депутат, даже
                      прошедший от округа, должен
                      иметь достаточное количество
                      прав, чтобы выступить. А ведь мы
                      сегодня не застрахованы от того,
                      что даже у депутатов, таких как
                      мы с Владимиром
                      Александровичем или Сергеем
                      Алексеевичем, просто отберут
                      право законодательной
                      инициативы. Конституционное.
                      Делается это очень легко.
                      Скажем, да, формально ваш
                      законопроект внесен в Думу,
                      распишут, но затем раз за разом
                      он попадает в повестку, его
                      будут из повестки снимать.
                      Большинством. Регламент это
                      позволяет делать. 
                      РЫЖКОВ В.А. 
                      Коммунисты
                      вносили проект Постановления в
                      среду по автогражданке.
                      Депутаты не стали голосовать
                      под предлогом, что он якобы
                      противоречит Конституции.
                      Просто произвольно сняли с
                      голосования. 
                      ПОХМЕЛКИН В.В. 
                      То есть могут
                      даже до голосования не довести,
                      а значит, до обозначения
                      позиций фракций по каким-то
                      жизненно важным вопросам. 
                      Поэтому,
                      поддерживая общий пафос
                      документа, который здесь имеет
                      место, и политическую, и
                      нравственную составляющую того
                      процесса, который сейчас
                      начался, будучи совсем не
                      убежден в его юридической
                      обоснованности и в
                      результативности, я хотел бы
                      сказать в качестве призыва:
                      сегодня демократия в России в
                      опасности, это очевидный факт,
                      делается это ползучим
                      бархатным образом, не
                      откровенно, не очевидно для
                      общества. Отсюда вывод один: все
                      люди, которые заинтересованы в
                      том, чтобы эти демократические
                      институты работали, должны
                      максимально консолидироваться.                                                                     
                      (след.) 
                      (возврат) 
                      
                          |