ИГРУНОВ
В.В.
Я уже
выступаю только потому, что и
получил слово, и попросил слово.
Почти всё, что я хотел сказать,
сказал коллега Похмелкин. И
пафос моего выступления
целиком совпадает с тем, что
говорил депутат.
Я хочу
подчеркнуть, что общественная
жизнь – это не математика.
Здесь с точностью нельзя
доказать, нарушены права
меньшинства или не нарушены.
Оценка опирается на мнение
экспертов, на обращение к опыту
других стран. Если мы будем
обращаться к этому, я могу
сказать, что формирование
конституционного большинства в
нашем парламенте не
противоречит мировому опыту.
Оно совпадает со всеми теми
механизмами, которые работают в
других странах.
Пропорциональная система
такова, что она не может
абсолютно точно удовлетворить
интересы всего населения. Она
вынуждена вносить некоторые
отклонения, аберрации,
диспропорции. И они проявились
в парламенте. Мажоритарная
система вносит, может быть, еще
большие аберрации. И
мажоритарно избранный депутат
вполне может примкнуть к любой
другой фракции, такова практика
всех стран мира. Другое дело,
что для перехода из фракции во
фракцию могут быть некоторые
ограничения. Поэтому я
совершенно согласен с коллегой
Похмелкиным, что вряд ли есть
перспективы у обращения в
Конституционный Cуд. Но, тем не
менее, именно как политический
шаг это необходимо сделать.
Почему? Потому что только
воспитание общества, только
внесение в общество дискуссий
вокруг этих тем может привести
к некоторым изменениям в лучшую
сторону. Всё, что происходит у
нас с формированием фракций, не
является реальным нарушением
Конституции, не является
нарушением законов. Всё это
является следствием нашей
политической культуры или, если
угодно, отсутствия
демократической политической
культуры у нас в стране. Я во
всем согласен с коллегой
Похмелкиным, кроме нюансов. А
нюансы касаются, например,
регламента. Я был автором и
основным разработчиком
регламента в первой Думе. Там
предусматривались гарантии
интересов меньшинства. Никто
другой, как фракция ДВР, сделала
всё, чтобы уничтожить эти
гарантии. Кстати, и коллега
Рыжков был в этой фракции, и
коллега Похмелкин. Во время
голосования ДВР сделала всё,
чтобы не допустить
формирования групп. И когда
коллега Похмелкин говорит, что
Народная партия обязана была
создать фракцию, потому что в
парламент избрано более 12
человек, то это неверно. Именно
ДВР настаивала на том, чтобы не
менее 50 человек, прошедших по
одномандатным округам получили
право сформировать депутатскую
группу. Я настаивал на 12. В итоге
многих голосований был
достигнут компромисс в 35
человек. Более того, именно ДВР
настоял на том, чтобы отдельно
взятый депутат не получал права
голоса. Я настаивал на том,
чтобы было записано в
регламенте: каждый депутат
имеет право высказаться по
любому вопросу. Это при помощи
ДВР было зарублено. Такое
сознание было у наших либералов,
у наших демократов, кстати, у
тех, кто продвигал ту самую
Конституцию, которая привела к
нынешнему печальному положению
дел. Это ведь наши демократы
ориентировались на
пиночетовские образцы, вводили
“либерализм по Пиночету”.
И они получили авторитарное
государство. Если наши либералы
действовали таким образом, то
каково же общественное
сознание? Совершенно убежден,
что сейчас мы будем двигаться в
направлении свертывания
либерализма. Посмотрите, что
сейчас происходит на
региональных выборах.
ВОПРОС
РЫЖКОВА: А Вы не чувствуете
ответственности за то, что “ЯБЛОКО”
голосовало за закон “О
партиях”?
Закон “О
партиях” альтернативный 3
человека вносили. Некто Рыжков,
некто Лысенко, некто Игрунов. Я
не могу нести ответственность
за то, против чего я голосовал. И
я как раз очень активно боролся
с президентским законопроектом.
Единственное,
что сейчас можно сделать в Думе,
это изменить регламент. По
регламенту у нас есть претензии.
Я здесь согласен с коллегой
Красновым, что регламент не
содержит механизма учета прав
меньшинства. Но это не
Конституционный суд, это работа
политическая. Поэтому я убежден,
что эту работу продолжать надо,
это надо вносить в общественное
сознание, это надо обсуждать,
чтобы предотвратить еще
большее скатывание к
авторитарной организации
государства и власти.
(след.)
(возврат) |